Генрих фон Фельдеке
- 1 year ago
- 0
- 0
Игнац Генрих Карл фон Вессенберг ( нем. Ignaz Heinrich Karl von Wessenberg , 1774—1860) — немецкий теолог , публицист и общественный деятель первой половины XIX века, в период между 1801 и 1821 годами занимавший должность генерального викария , коадъютора (с 1814 года) и местоблюстителя (с 1817 года) епископства Констанц . Участник Венского конгресса 1814—1815 годов, депутат первой палаты баденского Сословного собрания (с 1833 года). Брат австрийского министра Иоганна фон Вессенберга .
Получивший прекрасное домашнее образование под руководством своего отца, барона Филиппа Карла фон Вессенберга, Игнац Генрих в 1790—1792 годах посещал бывшую иезуитскую гимназию св. Сальватора в Аугсбурге , и затем в 1792—1797 годах изучал философию , теологию и юриспруденцию в университетах Диллингена , Вюрцбурга и Вены , испытав большое влияние Иоганна Михаэля Зайлера .
Его духовная карьера началась в период активного кризиса Старого порядка , в 1792 году, когда он вошёл в состав домских капитулов Аугсбурга и Констанца. В 1800 году констанцский епископ Карл Теодор фон Дальберг , имевший в виду реформу епархии в духе иосифизма , предложил ему пост генерального викария . На деле, Вессенберг смог приступить к исполнению обязанностей викария лишь в конце 1801—начале 1802 годов. Кроме прочего, в 1801 году Дальберг назначил его чрезвычайным посланником в Гельветической республике , с целью соблюдения интересов констанцской кафедры на территории северной Швейцарии .
В качестве генерального викария Вессенберг спланировал и начал проводить в жизнь обширную пасторальную программу, ориентирующуюся непосредственно на текст Св. Писания , учитывающую элементы народной религиозности, и, прежде всего, с использованием немецкого языка, стремясь тем самым сделать литургию более понятной и близкой для обычных прихожан. Другой важной темой стало качественное улучшение образования священников в духе Просвещения , и материальная поддержка приходов на местах, ради чего он пошёл на тесное сотрудничество с правительством Бадена . Его усилия, однако, были негативно оценены апостольским нунцием в Швейцарии Фабрицио Шеберрасом Тестаферрата ( итал. Fabricio Sceberras Testaferrata), что стало одной из причин недоверчиво-враждебного отношения папской курии к Вессенбергу и в последующем, предотвратив его ординарное назначение на епископскую должность. Неудачные переговоры Дальберга с Пием VII в Париже в 1804 году и заключённое в 1806 году с кантоном Люцерн «Соглашение в духовных делах» ( нем. Übereinkunft in geistlichen Dingen) ещё более накалили обстановку, приведя к открытому конфликту. В известной степени, вынужденное сотрудничество Дальберга с Наполеоном , встретившее мало понимания в Германии и стойкое отторжение со стороны папы, кажется, окончательно похоронило надежды и для Вессенберга возглавить епархию, несмотря на полную поддержку баденского правительства. В такой ситуации в 1812 году Вессенберг принял священнический сан.
На Венском конгрессе в 1814 году Вессенберг по заданию Дальберга безуспешно пытался утвердить идею автономной немецкой национальной Церкви во главе с немецким примасом , подчинённым папскому престолу, что встретило жёсткий отпор, в первую очередь, со стороны самого римского папы и коллегии кардиналов , надеявшихся, как минимум, восстановить довоенную ситуацию статус-кво и категорически не желавших институциональных изменений Церкви.
В том же 1814 году Вессенберг был выбран домским капитулом коадъютором констанцской епархии, однако, олицетворявший либеральные реформы эпохи Просвещения и как ближайший сподвижник Дальберга, он не получил (хотя бы формального) согласия папы. Также и после смерти Дальберга, возглавив епархию в качестве администратора , и получивший одобрение капитула (тем самым избранный епископом), он не был признан папой. Срочно организованная поездка в Рим не разрешила проблемы, поскольку папа отказал ему даже в аудиенции. Несмотря на это, по возвращении в Германию, Вессенберг был встречен как национальный герой, как «второй Лютер », выступивший в защиту немецких интересов против произвола римской курии. Поддержка баденского правительства, хотя и позволила ему, в итоге, фактически оставаться во главе епископства, однако полной легальностью с точки зрения канонического права он не обладал.
Желая положить конец реформам Вессенберга и, с другой стороны, учитывая стремление к образованию национальных епархий, совпадающих с новыми границами государств, 16 августа 1821 года булла Пия VII Provida solersque , определявшая границы епархий в Германии, объявила епископство Констанц упразднённым с одновременным основанием архиепископства с центром во Фрайбурге , которому были подчинены епископства Майнц , Фульда , Лимбург и Роттенбург . Попытка утвердить Вессенберга в качестве нового архиепископа ожидаемо потерпела неудачу, натолкнувшись на абсолютное неприятие Пия VII. Как следствие, Вессенберг отошёл от активной общественной деятельности, и обратился к писательству и коллекционированию предметов искусства. Вместе с тем он продолжал поддерживать тесные отношения с баденским герцогом и городским правительством Констанца, и в 1833 году состоял членом верхней палаты баденского Сословного собрания.
Скончавшийся 9 августа 1860 года в Констанце, Игнац Генрих фон Вессенберг был похоронен в Констанцском мюнстере — бывшей кафедральной церкви епископства.
Интересно, что и после ухода со своего поста Вессенберг продолжал оставаться одной из самых спорных фигур XIX века в Германии, особенно на фоне непрекращавшихся попыток римской курии вернуться к средневековой модели папского абсолютизма, и связанной с этим жёсткой критикой эпохи Просвещения, как бездуховного и всеразрушающего периода в истории. В этом смысле, Вессенберг ещё при жизни и, особенно, в дискуссиях 1840—1870 годов стал знаковой фигурой: как для либеральных кругов, в первую очередь, для Генриха Чокке , Карла фон Роттека , Карла Миттермайера , Карла Хютлина, Вальтера Мунцингера и Йозефа Бека , пытавшегося убедить Вессенберга принять участие во Франкфуртском предпарламенте , так и для ультрамонтанистов , видевших в нём лишь радикального рационалиста и едва ли не пособника дьявола , желавшего уничтожить Церковь, и, во всяком случае, не устававших осуждать «систему Вессенберга» и «вессенбергионистов». Даже и в начале XX века католический историк Конрад Грёбер, позже занявший епископские кафедры Майсена и Фрайбурга, писал, что Вессенберг всецело стоял на службе «так называемого Просвещения» — мировоззрения, своими «религиозно- большевистскими » сочинениями подготовившего « секулярную катастрофу для Церкви» в Германии. Первый Ватиканский собор и провозглашение непогрешимости папы вновь подлили масла в огонь споров, и Вессенберг стал пониматься констанцскими и баденскими старокатоликами как своего рода предшественник; хотя сам Вессенберг при жизни всегда подчёркивал важность единства Церкви, и едва ли мог решиться на раскол. Фактически забытая к середине 1930-х годов фигура Вессенберга была реабилитирована после Второго Ватиканского собора , «примирившегося с современностью». При этом на первый план вышло изучение его обширной деловой корреспонденции, подтвердивший прогрессивный и сугубо реформистский характер деятельности Вессенберга на посту викария и коадъютора констанцской епархии.
Вессенберг опубликовал более 470 работ, ряд которых пользовалась в своё время большой популярностью. Среди них:
В течение своей жизни Вессенберг собрал обширную библиотеку, насчитывающую порядка 20 тысяч томов, и которая после его смерти отошла городу Констанц. С 2001 года она в качестве особо ценного книжного собрания XIX века является составной частью научной библиотеки констанцского университета . Свою коллекцию живописи он за 20 тысяч гульденов продал баденскому герцогу Фридриху , при условии, что она останется в городе; в настоящее время около 80 полотен этого собрания находятся в управлении констанцской Городской художественной галереи имени Вессенберга ( нем. Städtische Wessenberg-Galerie), располагающейся в его доме напротив бывшего кафедрального собора.