Леон Кониц родился 13 октября 1927 года в семье евреев австрийского и русского происхождения Абрама Коница
(родом из
Брод
, 1898—1964) и Анны Гетлин (уроженки
Пинска
, 1900—1973)
; разговорным языком родителей был
идиш
. У отца была небольшая прачечная. В семье росло трое сыновей. Ли Кониц начинал музыкантом-самоучкой. В возрасте одиннадцати лет он получил свой первый
кларнет
. Однако позже отказался от инструмента в пользу тенор-саксофона
. В конце концов он перешел с тенора на альт. Наибольшее влияние на него в то время оказали
биг-бэнды
, которые они с братом слушали по радио; услышав
Бенни Гудмана
, Ли захотел себе кларнет. Он импровизировал на саксофоне, прежде чем научился играть
джазовые стандарты
. Образование получил в колледже Рузвельта
.
Кониц начал свою профессиональную карьеру в
1945 году
с группой Тедди Пауэлла, где он заменил Чарли Вентуру. Через месяц группа распалась. Между 1945 и 1947 годами он периодически работал с Джерри Уолдом. В
1946 году
он встретил пианиста , и двое музыкантов стали работать вместе в небольшом коктейль-баре. Его следующая значительная работа была с в
1947 году
с аранжировкой
Гила Эванса
и
Джерри Маллиганом
в качестве композитора
.
Он работал в составе Майлза Дэвиса, у которого были выступления в сентябре
1948 года
. Также записывался с этим составом в 1949 и 1950 годы; позже треки были собраны в альбоме
(
Capitol
, 1957). Присутствие Конитца и других белых музыкантов в группе рассердило некоторых черных музыкантов, так как многие из них были безработными в то время, но Дэвис отверг их критику. В
1948 году
в
Нью-Йорке
Кониц также играет вместе с
Гилом Эвансом
. Эти выступления в 1948—1950 годах легли в основу стиля
кул-джаз
.
Его дебют в качестве лидера состоялся в
1949 году
с треками, собранными на альбоме
(
Prestige
, 1955). Он отказался от сотрудничества с
Гудманом
в 1949 году, о чем позже сожалел
. Близко дружил с
Чарли Паркером
, обратно представлениям критиков об их соперничестве
.
В
1952 году
выступает в
Торонто
, затем — в 1952—1954 годах — в джаз-бэнде
Стэна Кентона
. В 1952 году он участвует как солист в записи знаменитого альбома Кентона
New Concepts of Artistry in Rhythm
, а в
1953 году
записывается вместе с
Джерри Маллигеном
. В январе
1956 года
Кониц, вместе с , и , участвует в гастрольном турне по Европе
.
Начиная с 60-х годов XX столетия многократно выступал в Европе, часто в сопровождении одного пианиста. В 1961 году записал
Motion
для
Verve
с
Элвином Джонсом
на барабанах и Сонни Далласом на басу. Эта спонтанная сессия полностью состояла из стандартов
. Свободный формат трио удачно показал неортодоксальную фразировку и интересные хроматизмы Конитца.
В
1967 году
Кониц записал
() в составах, часто необычных для того времени (саксофон и тромбон, два саксофона). Записи основывались на почти всей истории джаза, от песни
Луи Армстронга
«Struttin' with Some Barbecue» с клапанным тромбонистом Маршаллом Брауном, до двух свободных импровизационных дуэтов: со скрипачом Рэем Нэнсом и гитаристом
Джимом Холлом
.
Участвовал в написании музыки к фильму
Desperate Characters
(1971)
. В 1981 году выступил на
, который проходил в рамках празднования десятилетия . В
1992 году
музыкант был удостоен
датской
премии
, дотируемой ежегодно в размере 200 000
датских крон
.
С возрастом Кониц стал больше экспериментировать и выпустил несколько альбомов в направлениях
фри-джаз
и
авангардный джаз
, выступая со многими более молодыми музыкантами
. Его альбому с саксофонисткой и вокалисткой , критик Майкл Джексон присвоил 4,5 звезды в журнале
DownBeat
.
У Конитца были проблемы с сердцем, требовавшие хирургического вмешательства
. Он должен был появиться в Мельбурнском концертном центре в 2011 году на , но не смог из-за болезни
.
В августе 2012 года Кониц выступал с аншлагами в клубе Blue Note (
Гринвич-Виллидж
) в рамках записи
Enfants Terribles
, в сотрудничестве с , и Джоуи Бароном. Через несколько дней после 87-летия в 2014 году он трижды играл в Cafe Stritch в
Сан-Хосе
, штат Калифорния, в составе трио Джеффа Денсона, импровизируя на свои любимые стандарты
. В
2018 году
его дуэтный альбом
Decade
(
Verve Records
) отпраздновал 90-летие музыканта и десять лет сотрудничества с пианистом Дэном Тепфером.