Черепнин, Николай Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Костарёв, Николай Константинович (псевдонимы Никэд Мат , С. Нариманов ; 10 января 1893 , Пермь — 1941 ) — партизанский красный командир во время Гражданской войны на Дальнем Востоке, после неё — известный советский поэт, писатель, драматург, автор авантюрных романов. Первый литературный учитель А. Фадеева .
Николай Константинович Костарёв родился в 1893 г. в Перми в семье казачки и разночинца. Вырос и окончил реальное училище в Тюмени , еще в училище начал заниматься политической деятельностью, примыкая к анархистам , позже стал социал-демократом .
В 1912—1913 гг. сотрудничал в газете «Правда» , арестовывался, в тюрьме начал писать стихи. Работал слесарем в военном порту г. Владивосток и на заводе «Новый Лесснер» в г. Петрограде . Участник Первой мировой войны .
Член ВКП(б) с 1917 г. После Февральской революции — в Перми, с марта 1917 г. — член Исполнительного Комитета Пермского окружного (Уральского) Совета рабочих и солдатских депутатов. Один из редакторов газеты «Известия Уральского Совета рабочих и солдатских депутатов». Участник 1-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (июнь 1917 г.).
В феврале 1918 г. был организатором частей Красной Армии в г. Пермь. С 1918 участник Гражданской войны: в Приуралье (в отряде В. К. Блюхера , прошёл весь его 1500-километровый рейд по тылам белых), Забайкалье (при штабе С. Г. Лазо ), Приморье (под псевдонимом «Туманов» был командиром штаба партизанских отрядов в районе Спасска-Яковлевки). Член областкома и Военного совета партизанских отрядов Приморья.
Наряду с этим активно занимался творчеством, был известен во Владивостоке под псевдонимом «поэт Никола». Был членом Литературно-художественного общества, поддерживал тесные творческие отношения с поэтами группы «Творчество» ( H.Н. Асеев , С. М. Третьяков и др.). В 1919—1924 печатает во Владивостоке свои первые произведения — поэмы «IDEEFIXE: трагедия человеческих дерзаний», «Белый флаг… Убивали: (Лирическая экспрессия)» и «Аэропоэма» .
Стал первым литературным учителем Александра Фадеева , воевавшего в его партизанском отряде . Они сблизились на почве любви к литературе как таковой и приключенческой литературе — в частности и дружили много лет. В этой связи показателен автограф, оставленный Н. Костарёву в 1927 году А. Фадеевым на книге « Разгром », ныне хранящейся в фонде редкой книги Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова : «Джеку Парусу от Джека Матроса, превратившегося, впрочем, …просто в обывателя. Александр. 9.11.1927 г.» .
В 1920—1921 гг. работал в Китае, в Харбине . Осенью 1921 г. переехал в Москву. В конце 1921 года в Москве в Первом Государственном театре РСФСР открытие зимнего сезона ознаменовалось премьерой пьесы Н. К. Костарёва «Idee Fixe». В 1922 году вместе с А. Фадеевым учился в Московской горной академии. Так, А. Фадеев в письме И. И. Дольникову 1 мая 1922 года писал:
«Живу я теперь в общежитии Горной академии, где много хорошей братвы, в частности, сейчас мой сожитель Костарёв, не унывая, что я его не слушаю, яростно доказывает мне, что природа не любит постоянства, и доказывает это положение большей частью нецензурными словами — ну, да пусть простит его Иегова! Однако… чёрт возьми! он брызжет слюной и лезет драться. Костарёв!..
А вот пришёл и Белецкий, к которому я ездил в Витебскую губернию, он намнёт Костареву бока, ибо дядя здоровый, а я с эпическим спокойствием докончу послание»
Как и Фадеев, обучение в МГА не закончил. С 1924 г. — журналист, специальный корреспондент «Рабочей газеты», переехал из Москвы в Ленинград. Написал пьесу «Трагедия человеческих дерзаний», партизанские повести и рассказы «Поход», «Прощание с конем», «Конец Ивана Шевченко» и др. Однако главным объектом творчества Н. К. Костарёва в 1920-х гг. становится приключенческая литература. В 1924—1926 гг. в соавторстве с поэтом-футуристом Венедиктом Мартом-Матвеевым (с которым он познакомился еще во Владивостоке и продолжил знакомство в Харбине) они издают в Ленинграде под псевдонимом «Никэд Мат» приключенческий роман-трилогию «Желтый дьявол» о борьбе за советскую власть в Приморье, один из первых советских авантюрных романов . В 1925 году этот же писательский дуэт, но под псевдонимом «С. Нариманов» выпускает «роман приключений» «Белый якорь». Согласно аннотации, в книге «коварным диверсантам и вездесущим шпионам постоянно разлагающейся в шантанах и на панелях Константинополя белой эмиграции противостоит гениальный сыщик советского угрозыска и его недотепа-помощник. Погони, переодевания, перестрелки и приемы джиу-джитсу — в комплекте».
Возглавлял ленинградское объединение пролетарских очеркистов «Сквозняки», где учились несколько получивших известность советских писателей, в частности, автор трилогии «Старая крепость» Владимир Беляев .
В 1926-27 гг. — вновь в командировке в Китае, по некоторым сведениям, сопровождал своего старого боевого товарища В. К. Блюхера, который в это время планирует и осуществляет северный поход гоминдановский войск в качестве главного военного советника Сунь Ятсена . По итогам поездки вышла книга «Мои китайские дневники», ставшая очень популярной и выдержавшая за короткое время пять изданий. Книга вышла с авторским посвящением «Товарищу Блюхеру посвящаю. Автор».
С конца 1920-х гг. полностью перешел на документально-художественный (очерковый) жанр. В 1929—1937 регулярно публиковался в журнале «Знамя»; автор очерковых книг «Граница на замке» (1930), «Сахалинские записи» (1937), «Встречи с Сергеем Лазо» (1937). Является автором распространенного фейка о том, что С. Лазо был сожжен японцами в паровозной топке — именно в книге «Встречи с Сергеем Лазо» эта легенда впервые увидела свет.
В Ленинграде жил в Доме-коммуне инженеров и писателей (он же — «Слеза социализма») по адресу ул. Рубинштейна, дом № 7. В середине 1930-х Н. Костарёв из Ленинграда перебирается в Москву, и заселяется также в «писательский» кооперативный дом по адресу Нащокинский переулок, дом 5. Вместе с женой и дочерью въехал в комнату в квартире № 26, принадлежей семейству Мандельштамов , во время воронежской ссылки поэта. Костарёв завладел этой комнатой обманом, якобы на несколько месяцев. Последовавшая «коммунальная война» описана во «Второй книге» Н. Я. Мандельштам , где многократно поминается сосед, «вселённый к нам Союзом писателей под поручительство Ставского . Он называл себя писателем, а иногда сообщал, что он по чинам равен генералу. Фамилия его Костырев». Всё окружение Мандельштамов было уверено, что Костарёв был стукачом.
По мнению литературоведа и публициста Игоря Волгина , Н. Костарёв является одним из прототипов Алоизия Могарыча в «Мастере и Маргарите» .
Н. К. Костарёв был арестован в 1939 году, скончался в 1941 году в заключении.
Первая жена: Ольга Семеновна Левич. В браке детей не было.
Вторая жена: Баберкина Нина Александровна (1910 ? - 1994)
Дочь: Костарёва Наталья Николаевна, 1937 г.р., в замужестве Гольдина.
Внуки Гольдина Ольга Азарьевна и Гольдин Григорий Азарьевич.