Польская шляхта изначально была исключительно воинским
сословием
, сумевшим со временем утвердить право на
выборную монархию
. Сложные отношения между монархией и шляхтой, а также далеко идущие
привилегии шляхты
стали одной из основных причин упадка Речи Посполитой в
XVIII веке
.
Шляхтич с супругой. Акварель из «Всемирного театра старинной и современной моды»
(англ.)
((1575)
В польской историографии существуют две теории решения вопроса о происхождении шляхты:
Теория естественной эволюции социально-политических отношений в жизни польских племён, отрицающая факт завоевания извне. Государственной организации предшествовала, как и у всех первобытных народов, родовая, причём род представлял собой и экономический союз на началах коллективности. Дальнейшей формой социальной интеграции являлась группа родов, соответствовавшая южнославянскому братству и положившая начало территориальному союзу, называвшемуся впоследствии « ». Делами ополя заведовал совет старшин, стоявших во главе отдельных родов, из которых состояло ополе. Из соединения ополей возникали племена, которыми управляли князья. Война усилила княжескую власть и способствовала выделению из общей массы свободных людей особого постоянного класса воинов, образовавшего ядро, из которого постепенно развилось шляхетское сословие (см.
военная демократия
).
Теория профессора
Пекосинского
. Завоевание Польши
полабскими славянами
в конце
VIII
или начале
IX века
(т. н.
Сарматизм
). Одним из аргументов в пользу этой
гипотезы
считается присутствие рун в гербах польской шляхты. В современной историографии считается маловероятной вследствие того, что нет доказательств завоевания Польши иноземцами
.
Имеется также легендарное объяснение происхождения литовской шляхты
Матея Стрыковского
, первого историографа ВКЛ: он пишет, что группа римлян во главе с родичем
Нерона
Палемоном приплыла к жмудским берегам и встретила там тамошних жителей из народа
Готов
и
Гепидов
с весьма грубыми нравами. С ними они сдружились и объединились и из двух разных народов смешались в один. В результате этой унии прибывшие латиняне изменили своему родному языку и римским обычаям, затем они поплыли по Неману и там обнаружили хорошие для жизни места и в память об отчизне Риме заложили над Неманом город под названием Новый Рим (Roma Nova). По его словам,
от тех же латинян и воинственных готов
ведет свое происхождение и литовская шляхта...
. Современные историки не придерживаются версии происхождения литвинов от латинян.
XI век
— первое упоминание об обычае посвящения в рыцари. Короли с
1025
(
Болеслав I Храбрый
) жаловали рыцарское звание за какие-нибудь заслуги или услуги людям неблагородного происхождения, даже рабам
[
источник не указан 3828 дней
]
. Благородное сословие носило также название «владык». Старшины рыцарских родов, бывшие князья племён, утративших свою политическую самостоятельность, и потомки этих князей составляли в этом сословии аристократический элемент, который с течением времени развился и разросся в особый класс богатой землевладельческой знати, так называемого «можновладства». Пекосинский утверждает, что польское рыцарство до конца XI столетия находилось на иждивении государей и своих земель не имело.
1717
— «Немой сейм». Соглашение между
Августом II Сильным
и шляхетской конфедерацией о выводе из страны саксонских войск и ограничении численности наёмной армии.
1921
— ликвидированы последние привилегии шляхты в
Польше
.
Численность
Шляхта Речи Посполитой была многочисленна, в середине XVI века около 25 000 семей, насчитывавших около 500 000 членов, около 7 % населения страны, защищаемые предполагаемым
сарматским
либо
римским
происхождением, как «государственная нация» обеспечивала армейский контингент, определяла судебную власть, избирала короля, а также могла корректировать политику страны путем
liberum veto
в сейме, в Варшаве. Даже после присоединения польских земель к России и «разбора» шляхты в 1830-е годы она составляла значительную часть населения этих территорий. В
1857 году
шляхтичами были 6,04 % населения Виленской губернии, 4,69 % — Гродненской, 3,80 % — Витебской, 4,19 % — Могилевской, 6,03 % — Минской
. Всего только в этих пяти губерниях к шляхте относились 220 573 человека обоего пола
. Основная масса шляхтичей в начале 1860-х годов не владела крепостными, а занималась обработкой небольших участков земли или трудилась по найму
.
Обычно под шляхтой подразумевается польское
рыцарство
, однако между ними существовали различия, возникшее в
XIV веке
:
Шляхта сильно была проникнута корпоративным духом, чувством сословной солидарности и энергично отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в противоречии с интересами других сословий.
Экономической основой господствующего положения шляхты была
феодальная собственность на землю
. Взаимоотношения между разными слоями шляхты основывались на принципах иерархии. Доступ в сословие шляхты был возможен только в исключительных случаях за большие заслуги через
нобилитацию
, одопцию и индигенат.
Шляхта обладала
иммунитетом
: обладала собственностью, освобождалась от некоторых повинностей, имела судебную власть над крестьянами. По
кошицкому привилею
1374 года
шляхта освобождалась от всех государственных повинностей, за исключением платежа поземельной подати в размере 2
грошей
с
лена
, получила исключительное право занимать должности
воевод
,
каштелянов
, судей,
подкомориев
и др.
Рыцарство
могло быть рядовым (miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари, происходившие из крестьян и
солтысов
(miles e sculteto vel cmetone).
Вира
за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря рядового 30 гривен и рыцаря последней категории — 15 гривен.
В
Великом княжестве Литовском
основная масса мелких владельцев в XIII-первой половины XVI в. называлась
боярами
. Впервые бояре названы шляхтой в
Городельском привилее 1413
. Тогдашний состав шляхты в ВКЛ был неоднороден: одни были почти магнатами по владению крупными наследственными имениями; с
XV
в. звались панами. Другие почти не отличались от крестьян по своему имущественному положению.
В Речи Посполитой XVI—XVIII веков шляхта занимала господствующее положение. При слабости королевской власти страна была по сути шляхетской республикой. Право свободного запрета (
либерум вето
) на сейме рассматривалось как одно из важнейших прав шляхты и содействовало шляхетской анархии, которая усилилась во второй половине XVII-первой половине XVIII века.
В то время как
российское дворянство
не превышало 1 % населения, в Речи Посполитой ко времени её
раздела
шляхта составляла 8-10 %, доходя в отдельных районах до 20 % (например, в Мазовии 23,4 %).
Формой организации шляхты был
сеймик
— собрание всей шляхты, принадлежавшей к одной и той же местной общине (communitas), как к одному общественному целому.
поставило шляхту на тот же уровень, что и : чтобы издать новый закон, установить новый налог или созвать земское ополчение («посполитое рушанье»), король обязан был за разрешением обращаться к шляхетским сеймикам. Вместе с тем шляхта приобрела ещё раньше важные привилегии, гарантировавшие имущественную и личную неприкосновенность шляхтича (
Цереквицкий привилей
).
В
XIV
и
XV веках
приобретением
Червонной Руси
и присоединением, хотя бы частичным и временным,
Подолии
и
Волыни
, открылись обширные пространства для польской
колонизации
, так как эти земли были мало населены. Тут образовались громадные
латифундии
польских
магнатов
, которые, чувствуя недостаток в рабочих руках, старались привлекать в свои имения крестьян разными льготами.
Эмиграция крестьянского населения из Польши вредно отзывалась на хозяйстве шляхетского сословия. В интересах его было задержать крестьян на месте. Кроме того, общее экономическое развитие Европы к концу средних веков расширило рынки для сбыта земледельческих продуктов Польши, что побуждало польского
помещика
усиливать эксплуатацию земли, но этого можно было достичь только путём изменений в ведении хозяйства и путём усиления эксплуатации крестьянского труда. Имея политическую силу в своих руках, шляхта ограничила сначала самоуправление крестьянских общин, подчинив их своему контролю, чего она добилась приобретением должности
солтыса
, стоявшего во главе крестьянской общины.
1423 года
включал в себя постановление, на основании которого помещик мог лишить солтыса должности за ослушание и сам занять эту должность. Сильно стеснив крестьянское самоуправление, шляхта ограничила затем свободу крестьянских переселений, установила
панщину
и обратила крестьянина в крепостное состояние.
По
1496 года
, уйти из помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына крестьянская семья была вправе отдавать в обучение; бежавшего крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать назад. Сеймы в
Быдгоще
(
1520
) и в
Торуне
(
1521
) установили панщину в размере одного дня в течение недели, а варшавская конфедерация
1573 года
давала помещику власть даже над жизнью крепостных.
Шляхта и мещане
Экономические интересы побуждали шляхту издавать также ограничительные законы и по отношению к городскому сословию. Петроковский статут запретил мещанам приобретать поземельные имения под тем предлогом, что
мещане
не принимают участия в военных походах и всяческими способами стараются уклониться от военной службы, а между тем именно на поземельной собственности тяготела воинская повинность.
Мещанство попыталось было бороться с шляхтой, но неудачно. Во второй половине
XVI века
городское представительство было уже устранено от участия в законодательстве страны, хотя представители от некоторых городов и появлялись иногда на сеймах ещё в
XVII веке
.
Шляхта подчинила промышленность и торговлю власти воевод и
старост
, чем окончательно убила городское благосостояние. С начала
XVI века
шляхта была уже всевластным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой. Она издавала законы, судила, избирала королей, оберегала государство от врагов, вела войны, заключала соглашения о мире и договоры и т. п.
Не только политическая и социальная организация Польши была шляхетской, — шляхетское
мировоззрение
господствовало безраздельно и в умственной жизни страны.
Шляхетское мировоззрение
Во многом ощущению шляхетского единства способствовала особая идеология «сарматизма», выводившая всех польских шляхтичей от древних сармат, в далёкие времена завоевавших славянские племена, которые обитали на землях будущей Польши. «Сарматизм» был неразрывно связан с такими
мифологемами
как полное равенство всех польских дворян («шляхтич (у себя) на дворе равен воеводе»
польск.
czlachcic na zagrodzie równy wojewodzie), исключительная добродетель шляхетства, жизненная важность польского хлеба и польского шляхетского
фольварка
для существования
Западной Европы
, особое историческое призвание поляков защищать Европу от
турецкой опасности
и ряд других
.
Шляхта была открытым сословием воюющих господ, в массе своей — малоземельной («дробной») «неаристократической» знатью, во время войны превращавшейся в дворянское ополчение. Тем не менее, даже бедные шляхтичи четко дистанцировали себя от « ».
Шляхтичи отличались обостренным чувством собственного достоинства — «
гонором
» (
лат.
honor — честь) и демонстративной храбростью. Короля воспринимали как равного себе «пана-брата» и всегда оставляли за собой право на отказ послушания королю (
рокош
).
Чувство солидарности и равенства шляхтичей выражалось в том, что каждый из заседающих в сейме обладал правом
вето
.
Основными занятиями большинства шляхты в мирное время были
охота
, пиры,
танцы
и прочие галантные увеселения.
Похожие на шляхетскую культуру сословные нормы мелкой знати существовали в
России
и большинстве других европейских государств. Дольше всего они продержались в
Испании
,
Венгрии
и некоторых других странах.
(белор.) (2 мая 1447). — Текст привилея
.
Дата обращения: 1 января 2010.
12 мая 2008 года.
(недоступная ссылка)
(польск.)
Peter Paul Bajer:
Scots in the Polish-Lithuanian Commonwealth 16th-18th century: the formation and disappearance of an ethnic group.
Leiden 2012, .
Токть С. М., Крих А. А. Минская шляхта в Беларуси и в Сибири // Вестник Омского университета. — 2012. — № 2 (64). — С. 315
Токть С. М., Крих А. А. Минская шляхта в Беларуси и в Сибири // Вестник Омского университета. — 2012. — № 2 (64). — С. 316
Токть С. М., Крих А. А. Минская шляхта в Беларуси и в Сибири // Вестник Омского университета. — 2012. — № 2 (64). — С.316
Селицкий И. А.
Поляки в России: XVII-XX вв.: Польская шляхта в социально-правовой системе Российской империи. — Краснодар: Кубанькино, 2003.
Cynarski S.
Saratyzm – ideologia i styl życia
(польск.)
// Polska XVII wieku / Red. J. Tazbira. — Warszawa, 1974. — S. 269—295 .
Тананаева Л. И.
Сарматский портрет
(рус.)
// Из истории польского портрета эпохи барокко. —
М.
, 1979. — С. 10—28 .
Литература
Лойка, П. А.
Шляхта беларускіх зямель у грамадска-палітычным жыцці Рэчы Паспалітай другой паловы ХVІ — першай трэці ХVІІ ст.― Мн., 2002.
Лакотка, А. І., Чаквін, І. У., Шыдлоўскі, С. А.
Культура сацыяльнай эліты ХІV — пачатку ХХ ст. Том 1. // Нарысы гісторыі культуры Беларусі. У 4 т. / А. І. Лакотка. — Мінск: Беларуская навука, 2013. — 575 с. — 1500 экз. —
ISBN 978-985-08-1567-5
.
Мальдзіс, А. І.
Як жылі нашы продкі ў XVIII стагоддзі. — Мінск: Лімарыус, 2001. — 383 с. — 2000 экз. —
ISBN 985-6300-11-8
.
Павятовая шляхта ВКЛ: гісторыя, геральдыка, генеалогія, культура (XVI—XVIII ст.). Матэрыялы навуковай канферэнцыі, Горадня, 18 лютага 2005 г. ― Горадня, 2006.
Падалінскі, У.
Шляхта ВКЛ i вальны сойм Рэчы Паспалітай 1570 года // Беларускі гістарычны часопіс. 2004. № 6. С. 50—54.
Селицкий, А. И.
Польская шляхта в социально-правовой системе Российской империи // Поляки в России: XVII—XX вв.: Материалы международной научной конференции. — Краснодар: «Кубань», 2003. С. 105—128.
Сліж, Н.
Шляхецкая сям’я ў Вялікім княстве Літоўскім у XVI—XVIІ стст.: уздзеянне саслоўнага падзелу грамадства на яе фарміраванне і развіццё. Аўтарэф. дыс. … канд. гіст. навук. ― Мн., 2002.
Уваров, И. Ю.
Шляхта Великого княжества Литовского в контексте рыночных отношений: (По материалам вальных сеймов XVI в.) // Проблемы славяноведения. Вып. 1. Брянск, 2000. С. 40—50.
Шаланда, А.
Шляхецкая геральдыка Беларусі ў другой палове ХVІ—ХVІІІ ст. / Аўтарэф. … дыс. канд. гіст. навук. Мн., 2000. — 18 с.
Шыдлоўскі, С. А.
Культура прывілеяванага саслоўя Беларусі : 1795—1864 гг.. — Мінск: Беларуская навука, 2011. — 168 с. — 200 экз. —
ISBN 978-985-08-1241-4
.
Яковенко, Н. М.
Українська шляхта з кінця XIV до середини XVII ст.: (Волинь i Центральна Україна). Київ, 1993. [Рэц.: Славяноведение. 1995. № 2. С. 101—106; Исследования по истории Украины и Белоруссии. Вып. 1. М., 1995. С. 176—180].
Balzer, A.
Rewizja teorji o pierwotnem osadnictwie w Polsce // Kwart. Hist. 1898. Т. XII.
Bobrzyński, M.
Geneza społeczeństwa polskiego na podstawie kroniki Galla i dyplomatów XII w. // Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um. Т. XIV.
Hube, R.
Sądy, ich praktyka i stosunki prawne w Polsce etc. Варшава, 1886.
Małecki, A.
Studja heraldynne. Львов, 1890. Т. II.
Pawiński, A.
Sejmiki ziemskie. Варшава, 1895.
Piekosiński, F.
O powstaniu społeczeństwa polskiego w wiekach średnich i jego pierwotnym ustroju // Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um. Т. XIV.
Piekosiński, F.
Rycerstwo polskie wieków średnich. Т. I—III.
Piekosiński, F.
Wiece, sejmiki, sejmy i przywileje ziemskie w Polsce wieków średnich. // Rozpr. Akad. Um. wydz. hist. filozof. Т. XXXVIII.
Smoleński, W.
Szlachta w świetle własnych opinji // Pisma historyczne. Краков, 1901. Т. I.