Interested Article - Т-34 (фильм)
- 2021-11-07
- 1
«Т-34» — российский военно - приключенческий боевик 2018 года режиссёра Алексея Сидорова .
Премьера фильма в кинотеатрах России состоялась 1 января 2019 года. Выход в мировой прокат состоялся 11 января 2019 года. Телевизионная премьера фильма прошла 9 мая 2019 года, в День Победы , на телеканале « Россия-1 » .
Сюжет
27 ноября 1941 года. Идёт Великая Отечественная война . Наступающие войска нацистской Германии приближаются к Москве .
Молодой танкист Красной армии Николай Ивушкин, только окончивший ускоренные курсы младших лейтенантов с отличием, прибывает на фронт в действующую армию в район подмосковной деревни Нефёдовка; вместе с водителем полуторки , доставлявшем провизию, они едва спасаются, чуть не став мишенью для немецкого танка .
В расположении части Ивушкину приказывают принять командование единственным уцелевшим советским танком Т-34-76 , так как среди уцелевших из батальона остался один танк и несколько солдат.
Вскоре к деревне прибывает подразделение гауптмана Клауса Ягера из 11-й танковой дивизии вермахта . 27 ноября 1941 года происходит танковый бой, во время которого Ивушкин и его экипаж уничтожают всю танковую роту Ягера, при этом, первым выстрелом из засады — одним снарядом два танка сразу. В конце боя экипаж Клауса Ягера остаётся один на один с экипажем Ивушкина. Противники подбивают машины друг друга. Выжить удаётся только Ягеру, Ивушкину и механику-водителю Степану Василёнку. Ивушкин и Василёнок, будучи ранеными, попадают в немецкий плен .
Лето 1944 года. Ивушкина и других военнопленных доставляют в Тюрингию в немецкий концентрационный лагерь SIII . Николай, который уже семь раз сбегал, содержится в специальном блоке, где его жестоко пытают, чтобы узнать его имя и воинское звание.
Ягер, дослужившийся до звания штандартенфюрера СС , встречается с рейхсфюрером СС Гиммлером и предлагает ему свою новую стратегию обучения немецких курсантов на «живых» мишенях — подвижных советских танках, укомплектованных экипажами из числа военнопленных. Получив в распоряжение полигон и разрешение действовать, Клаус направляется в лагерь SIII. В картотеке пленных он обнаруживает своего бывшего противника. Ягер вызывает Николая на допрос. Угрожая смертью остарбайтер -переводчице Ане Ярцевой, немецкий офицер заставляет Ивушкина принять предложение стать командиром танка, который без снарядов выйдет на полигон и попадёт под обстрел « Пантер », укомплектованных немецкими курсантами. Жизнь экипажа будет зависеть лишь от его мастерства, и если он выживет, то продолжит участвовать в таких тренировках.
Ивушкин набирает себе команду из числа узников лагеря, в которой оказываются Волчок, Василёнок и Ионов. В их распоряжение поступает захваченный и привезённый с фронта новейший советский танк Т-34-85 . Во время осмотра танка герои находят в нём трупы экипажа и шесть чудом неповреждённых боевых снарядов. Ивушкин просит разрешения захоронить экипаж танка и прячет снаряды в могиле. У Ивушкина возникает план: бежать с полигона во время тренировки, чтобы добраться до границы оккупированной Чехословакии ( Протекторат Богемии и Моравии ), до которой приблизительно 300 километров пути.
После ремонта танк демонстрируют немецкому командованию, восхищённый мастерством экипажа Ягер распоряжается заминировать окрестности вокруг лагеря. Переводчица Анна сообщает Николаю о минах и готова бежать вместе с Ивушкиным. Украв карту из кабинета штандартенфюрера, она покидает лагерь. На полигон Ягера для испытаний прибывает ряд должностных лиц командования Германии. Экипаж Т-34-85 создаёт дымовую завесу и подбивает одну из « Пантер » 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» , стреляет осколочно-фугасным снарядом по командному пункту наблюдения (при этом Ягеру и нескольким офицерам удаётся спастись). Немцы при помощи пулемётов и противопехотных гранат тщетно пытаются остановить «тридцатьчетвёрку», а Ягер стреляет по нему из пистолета, но также тщетно. Т-34 прорывается за пределы полигона через главные ворота. По пути, в условленном месте Ивушкин подбирает Аню.
Боевая машина движется к границе протектората Богемии и Моравии, по пути запасаясь припасами, топливом и оружием. Ягер преследует их с группой танков. Дороги перекрыты противотанковыми орудиями , экипажу Ивушкина удаётся избегать ловушек. Далее, после привала, Ивушкин отправляет Аню к чешской границе пешком, а экипаж готовится вступить в бой.
Добравшись до эвакуированного города, они сталкиваются с пятью танками типа «Пантера» во главе с Ягером. Беглецы расправляются с четырьмя из них: первого подбивают рикошетом о брусчатку в нижнюю часть танка; со вторым разбирается Волчок, который уничтожил его экипаж и захватил танк, но получил при этом ранения, третьего обезвреживают снайперским попаданием под башню, а четвёртого в последний момент уничтожает Волчок, тем самым отвлекая Ягера на себя, и тот добивает захваченный танк. После безрезультатной стрельбы «тридцатьчетвёрки» и последней «Пантеры» (снаряды столкнулись друг с другом, изменив вектор полёта, а снаряд от Т-34 ломает «Пантере» прибор ночного видения ), Ягер вылезает из танка и бросает перчатку, что означает предложение дуэли .
Два танка вступают в дуэль на мосту. Пока Ионов читает « Отче наш », экипажу Ивушкина чудом удаётся избежать серьёзных попаданий (повреждена левая гусеница и командирская башенка) и метко попасть ответным выстрелом точно в смотровую щель танка Ягера, после чего «тридцатьчетвёрка» идёт на таран. Танк Ягера беспомощно повисает на краю моста, Ивушкин подходит к машине и видит раненого Ягера. Пожав руку Ивушкину, показав таким образом уважение к победителю, немец падает вниз вместе со своим танком и погибает. После боя Ивушкин приказывает экипажу затопить Т-34, чтобы он не попал к врагу.
Фильм заканчивается тем, что Ивушкин и его команда находят Аню на лугу, и все они направляются к чешской границе пешком.
Во время заключительных титров показывается, как сложилась послевоенная мирная жизнь каждого из героев: Ионов служит в храме и пишет иконы, Василёнок работает на тракторе, у него жена и трое детей, Волчок ходит по лесу с ружьём — возможно он стал егерем, Ивушкин приводит Анну к своим родителям и просит разрешения на свадьбу.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Александр Петров | Николай Ивушкин младший лейтенант Николай Ивушкин |
Винценц Кифер | Клаус Ягер штандартенфюрер Клаус Ягер |
Ирина Старшенбаум | Аня Ярцева переводчица Аня Ярцева |
Виктор Добронравов | Степан Савельевич Василёнок механик-водитель , сержант Степан Савельевич Василёнок |
Демьян Волчков (Волчок) наводчик орудия Демьян Волчков (Волчок) | |
Юрий Борисов | Серафим Ионов заряжающий танка Т-34-85 Серафим Ионов |
Семён Трескунов | Василий Тетерин водитель полуторки Василий Тетерин |
Вольфганг Черни | Вольф Хайн танковый снайпер Вольф Хайн |
Артём Быстров | Михаил Корин капитан Михаил Корин |
Пётр Скворцов | Андрей Лыков пулеметчик Андрей Лыков |
( нем. ) | Генрих Гиммлер рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер |
Майк Дэвис / Mike Davies | генерал Хайнц Гудериан генерал Хайнц Гудериан |
Йошуа Гроте | Хайн Тилике гауптштурмфюрер СС Хайн Тилике |
( нем. ) | Вайс Вайс |
( нем. ) | Шлецер Шлецер |
Гурам Габулия командир отделения пехоты, старшина Гурам Габулия | |
Иван Кобзаренко заряжающий танка Т-34-76 красноармеец Иван Кобзаренко | |
немецкий заправщик | |
Елена Дробышева | Ивушкина мать Ивушкина |
эпизод |
Съёмочная группа
- Режиссёр-постановщик и автор сценария — Алексей Сидоров
- Оператор-постановщик — Михаил Милашин
- Художник-постановщик — Константин Пахотин
- Композиторы — Вадим Маевский, Александр Туркунов, Иван Бурляев , Дмитрий Носков
- Художник по костюмам — Ульяна Полянская
- Художник по гриму — Ирина Ляшко
- Режиссёр монтажа — Дмитрий Корабельников
- Звукорежиссёр — Алексей Самоделко
- Креативный продюсер — Николай Ларионов
- Продюсеры — Рубен Дишдишян , Антон Златопольский , Леонард Блаватник , Михаил Китаев, Нелли Яралова, Юлия Иванова, Анатолий Акименко при участии Никиты Михалкова и Леонида Верещагина
Создание
10 сентября 2015 года было объявлено, что кинокомпания «Марс Медиа» займется производством высокобюджетной военной экшн-драмы «Т-34» . Позднее к проекту подключился продюсер Леонард Блаватник — инвестор, владелец « Амедиа » и студии Warner Music , выбравший этот фильм из большого количества предложений, что было обусловлено и личными мотивами (победа в Великой Отечественной войне — часть семейной истории, дед продюсера — фронтовик), и другими причинами — лучшие молодые артисты, первоклассная съёмочная группа и успешный опыт партнёра, компании «Марс Медиа», и лично Рубена Дишдишяна .
Режиссёр и автор сценария Алексей Сидоров поставил задачу «рассказать историю войны так, чтобы увлечь молодёжь и не вызвать противоречий у тех, кто ещё хранит Великую Отечественную в своей памяти» .
В картине снимались несколько танков, в том числе реальный Т-34, подбитый во время войны. Для съёмок фильма машину восстановили: перебрали двигатель и довели до боевого состояния, воссоздали камуфляж , который использовался в зимнее время в 1941 году под названием «зимний лес» .
Художник-постановщик фильма Константин Пахотин за месяц построил целую деревню в поле рядом с деревней Стрелковка , Калужской области. Хотя дома по сюжету будут разрушены в самом начале фильма, у каждого свой, особый стиль, резная отделка. Тщательно подобран реквизит, в чём помогли местные жители .
Концентрационный лагерь снимался в чешском городе Терезине на территории реального существовавшего концлагеря Терезиенштадт , ныне превращенного в Музей Гетто. Для сцены прибытия поезда с заключенными использовались настоящие старые немецкие паровоз и вагоны. Съёмки встречи с Г. Гиммлером были в зале Рудольфинум , Прага . Сцены с танком на улицах сняты в чешском городе Локет .
Прокат
Премьера фильма «Т-34» в кинотеатрах России состоялась 1 января 2019 года. В первый день проката кассовые сборы составили 114 635 133 рублей .
Выход картины «Т-34» в мировой прокат состоялся 11 января 2019 года.
Отзывы и оценки
- Фильм получил смешанные, неоднозначные оценки . По данным агрегатора «Критиканство» — 5,5/10 (на основе 26 рецензий) .
- Некоторые издания после публикации трейлера и премьеры кинокартины писали о сходстве рассказанной истории с сюжетом советского фильма-драмы « Жаворонок » 1964 года, отмечая при этом, что «Т-34» нельзя считать ремейком «Жаворонка»: и манера, и способ подачи, и общая канва повествования, и финал этих двух картин сильно отличаются .
- По мнению кинокритика Антона Долина , авторы сделали высокобюджетный военный блокбастер , почти очистив его от пропагандистской и идеологической составляющей: «лента о Великой Отечественной войне удачно обошлась без патриотической пропаганды» . Создатели не делают вид, будто «Т-34» — картина по реальным событиям, в своей основе — это «чистая фантазия, адаптированная для тинейджеров » . Критик отмечает схематизм сюжета и слабую проработку характеров героев. «Это образцово-показательное бесстрашие, этот программный героизм слегка смущают. Поначалу сам не понимаешь, чем. А потом вспоминаешь, к чему возводит свою генеалогию „Т-34“: к советским фильмам о войне. В лучших из них противниками были не немцы, как здесь, а война как таковая. В „ Судьбе человека “, „ Ивановом детстве “, „ Летят журавли “, „ Балладе о солдате “, „ Проверке на дорогах “ при всех различиях было одно концептуальное сходство: они показывали, как человек сохраняет в себе человеческое благодаря стремлению к миру и памяти о нём. Пространство „Т-34“ устроено принципиально иначе. Оно отдано тотальной нескончаемой войне, в которой царит утешительная простота: есть наши, есть враги, и врагов надо бить до победного конца. Без боли и горечи, с азартом и остервенением игроков компьютерного чемпионата» .
- Обозреватель « Новой газеты » Лариса Малюкова размышляет о роли танков в современном российском кинематографе. Сидоров учёл недостатки «танковых» фильмов 2018 года « Несокрушимый » и « Танки »: «В его картине пропагандистский зуд отчасти укрощён незамысловатыми приключениями и энергичными боями, приправлен юмором, нарумянен любовной негой» . Так же, как Долин, Малюкова сравнивает фильм с советскими картинами на военную тему: «В тех фильмах живым пульсом билась фолкнеровская идея: с войны нельзя прийти победителем. В них было осознание глобальной катастрофы, которой была для нашего народа Вторая мировая. В новейшей отечественной киновойне не отыскать авторской точки зрения. Вместо обращения к мифу — мифологизация истории. Вместо антивоенного духа — девиз „Можем повторить!“, призыв к подвигу. Вместо жестокого умного врага — сплошные идиоты. Романтизация войны, ощущение лёгкости победы охватывает экран» .
- Критик Валерий Кичин в « Российской газете » пишет, что по фильму нельзя формировать представление о том, что такое в реальности Великая Отечественная война: «По сюжету это легенда наподобие „ Бумбараша “ или „ Неуловимых “, по стилистике — сценарий компьютерной игры под названием „Т-34“. То есть зрелища прежде всего эффектного и азартного» . Лихой авантюрный сюжет, условная обстановка действия, своеобразная красота даже в процессе разрушения — «да, это киносказка о ратном подвиге того самого фольклорного героя, кто, как известно, едет-едет не свистит, а наедет — не спустит. И авторы, несомненно, вдохновлялись стилистикой батального квеста : они используют хорошо знакомые современному зрителю игровые приёмы, и прекрасное ощущение, что у героев в запасе несколько жизней, сопутствует всему фильму. И актёры здесь не столько играют, сколько играются: в моменты самых неправдоподобных сюжетных кульбитов в их глазах проскальзывает лукавая искра весёлого азарта. Эта искренность снимает все претензии: военную классику снимали люди, прошедшие реальный фронт, теперь пришли люди, имеющие боевой опыт в квесте, у них иные навыки и представления о войне» .
- Обозреватель Евгений Баженов раскритиковал обилие необоснованно замедленных кадров и недостоверность картины; он также раскритиковал фильм за то, что победоносные действия русских в нём обосновываются скорее неким фантастическим «чудом войны», а многие важные детали опускаются или перевираются. По его словам, всё происходящее в фильме столь неправдоподобно, что было бы не менее удивительным и вполне резонным, если бы главные герои фильма вообще сразу улетели на своём танке в Москву .
- Максим Сухагузов (« Афиша Daily ») посчитал, что картина создаёт идеологический диссонанс, отображая войну в духе «„ Форсажа “ на танках в IMAX для школьного возраста» .
Награды и номинации
Награда | Дата церемонии | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|---|
Золотой орёл | 24 января 2020 | Лучший игровой фильм | Алексей Сидоров , Антон Златопольский , Рубен Дишдишян , Леонид Блаватник , при участии Леонида Верещагина и Никиты Михалкова | Номинация |
Лучшая режиссёрская работа | Алексей Сидоров | Победа | ||
Лучший сценарий | Алексей Сидоров | Победа | ||
Лучшая мужская роль в кино | Александр Петров | Номинация | ||
Лучшая женская роль в кино | Ирина Старшенбаум | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Виктор Добронравов | Номинация | ||
Лучшая операторская работа | Михаил Милашин | Номинация | ||
Лучшая работа художника-постановщика | Константин Пахотин | Номинация | ||
Лучшая работа художника по костюмам | Ульяна Полянская | Номинация | ||
Лучший монтаж фильма | Дмитрий Корабельников | Номинация | ||
Лучшая работа звукорежиссёра | Алексей Самоделко | Номинация | ||
Лучшая работа художника по гриму и пластическим спецэффектам | Ирина Ляшко | Номинация | ||
Лучшие визуальные эффекты | ООО «Алгус-Студио» | Победа |
Примечания
- ↑ от 21 мая 2021 на Wayback Machine Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС) // ekinobilet.fond-kino.ru
- от 5 июня 2021 на Wayback Machine Официальный сайт российской кинокомпании «Марс Медиа Энтертейнмент» ( Москва ) // marsme.ru. Дата обращения: 21 мая 2021.
- от 21 мая 2021 на Wayback Machine Сетевое издание « Смотрим » (« ВГТРК ») // smotrim.ru (8 мая 2019 года). Дата обращения: 21 мая 2021.
- (рус.) . ProfiCinema (11 сентября 2015). Дата обращения: 8 июля 2017. 25 июня 2017 года.
- (рус.) . The Hollywood Reporter (10 сентября 2015). Дата обращения: 8 июля 2017. 1 июля 2017 года.
- (рус.) . Московский комсомолец (25 мая 2017). Дата обращения: 8 июля 2017. 20 июля 2017 года.
- Robert Mitchell. (англ.) . Variety (19 мая 2017). Дата обращения: 8 июля 2017. 20 июля 2017 года.
- (рус.) . Россия-1 (8 июля 2017). Дата обращения: 8 июля 2017. 11 июля 2017 года.
- ↑ Харюнин Георгий. (рус.) . Filmpro.ru (17 марта 2017). Дата обращения: 8 июля 2017. 10 июля 2017 года.
- от 24 мая 2021 на Wayback Machine Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС) // ekinobilet.fond-kino.ru
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2021. 23 декабря 2021 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 11 сентября 2019. 28 августа 2019 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 9 января 2019. Архивировано из 9 января 2019 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 9 января 2019. 9 января 2019 года.
- ↑ Антон Долин . (неопр.) . Meduza (20 декабря 2018). Дата обращения: 11 января 2019. 27 декабря 2018 года.
- ↑ Лариса Малюкова . (неопр.) . Новая газета (11 января 2019). Дата обращения: 11 января 2019. 11 января 2019 года.
- ↑ Валерий Кичин . (неопр.) . Российская газета (25 декабря 2018). Дата обращения: 12 января 2019. 12 января 2019 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 22 сентября 2021. 29 октября 2021 года.
Ссылки
- Официальный сайт российской кинокомпании «Марс Медиа Энтертейнмент» ( Москва ) // marsme.ru. Дата обращения: 21 мая 2021.
- 2021-11-07
- 1