Кара-Мурза, Сергей Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Маркетто Ка́ра ( итал. Marchetto Cara, Carra ; ок. 1465 (1465) , Верона — 1525 , Мантуя ) — итальянский композитор и певец , прославившийся как один из наиболее известных (наряду с его современником, Бартоломео Тромбончино ) сочинителей фроттолы .
Первоначальное образование получил как клирик в школе родного города (Scuola degli Accoliti). С начала 1490-х гг. (точная дата неизвестна; первая известная дата 1494 г.) до конца жизни состоял на службе Франческо II Гонзаги , маркиза мантуанского, и его жены (с 1490) Изабеллы д’Эсте , при дворе которых он совмещал обязанности композитора, лютниста и певчего; с 1511 занял пост придворного капельмейстера — эту должность он сохранил и при дворе преемника Франческо II, его сына Федерико. Кара участвовал (как певчий и композитор) во всех мероприятиях, устраивавшихся при мантуанском дворе, и в то же время руководил музыкальным оформлением богослужений в кафедральном соборе Св. Петра .
Кара был известен по всей Италии, прежде всего, как лютнист и певчий (сохранились документы о его «гастролях» в Вероне , Парме , Венеции , Милане , Кремоне , Пезаро , Падуе ). Видный итальянский теоретик музыки П. Аарон назвал Кару «cantore al liuto» (в трактате «Lucidario in musica», 1545), а Б. Кастильоне (в своём широко известном трактате « Придворный », 1528) находил в его пении «мягкие гармонии, которые своими спокойными и полными жалостной нежности звуками трогают и проникают в душу, возбуждая в ней приятное сладостное чувство» . Вместе с тем, аристократы и иерархи католической церкви часто заказывали ему музыку, а поэт Галеотто дель Карретто посылал ему стихи для сочинения на них музыки. О популярности Кары-композитора свидетельствуют и неоднократные публикации его фроттол (в 1504-14 гг.) в сборниках Оттавиано Петруччи и других раннепечатных нотных сборниках.
За исключением одного мотета на текст « Salve regina » и семи лауд наследие Кары содержит только светскую музыку, основную часть которой составляют фроттолы (более 100) и барцеллетты (около 47) . В поздних песнях Кары (например, в «Doglia che non aguali») находят стилистические черты, связывающие их с (новым) мадригалом . Авторы стихов, на которые писал Кара, по большей части неизвестны; среди немногих известных — Петрарка , Серафино Аквилано , Б. Кастильоне ( сонет «Cantai mentre nel core»); в одном случае («A la absentia») в качестве поэта выступил сам композитор.
Склад многоголосных песен Кары его исследователь Уильям Прайзер называет «гомофонией, оживлённой полифоническими приёмами» ( англ. polyphonically animated homophony) . Под « гомофонией » американский исследователь подразумевает моноритмическое многоголосие, в данном случае — ансамблевое силлабическое пение в технике нота-против-ноты , а под «полифонией» — имитационную полифонию .
Исследователи отмечают необычную особенность ( текстомузыкальной ) формы в барцеллеттах Кары. В типичном случае (например, у его современника Б. Тромбончино ) для двух главных разделов формы — припева ( итал. ripresa , букв. «повтор») и куплета ( итал. stanza , букв. «строфа») — во фроттоле воспроизводится одна и та же музыка, что сообщает форме монотонность. Кара же в некоторых своих песнях использовал разную музыку для припева и куплета — наподобие того, как это было свойственно (за полтора столетия до Кары) итальянской баллате .
Гармония Кары (и фроттолы в целом) в музыкальной науке представляется как предтеча «монодического» песенного стиля барокко, то есть, как важная фаза развития гармонической тональности . Соответственно этому представлению, в современных интерпретациях многоголосные песни Кары (написанные для вокального ансамбля) исполняются, как правило, в аранжировке для голоса (верхнего в оригинальной партитуре) и инструмента/инструментов, наподобие раннебарочных гомофонных «арий» и канцон.