Interested Article - Чернуха (клише)

« Черну́ха » (также прямое кино , нуар , трэш , фр. noir) — тёмные стороны жизни, быта, проникнутые обречённостью и беспросветностью, сопровождающиеся сценами жестокости и насилия , а также показ таких мрачных, неприглядных сторон жизни, быта . Распространена в первую очередь в кинематографе и литературе как одно из проявлений гиперреализма .

Использовался как публицистический штамп, популярный в некоторых странах Европы в 1970 1980-х годах , а также в конце 1980-х — начале 1990-х годов в СССР , бывших советских республиках и странах Восточной Европы , в первую очередь в Румынии 2000-x годов .

В 2000-х и 2010-х годах в кинематографе России , Румынии и Венесуэлы жанр гиперреализма иногда истолковывается критиками как проявление эпатажной чернухи, использование которой зачастую объясняется желанием во что бы то ни стало привлечь внимание западной прессы на кинофестивалях .

В кино

Западноевропейский кинематограф

Для европейского кинематографа характерны произведения с повышенным интересом режиссёров к негативным сторонам жизни, описываемым при реконструкции исторических событий, произошедших до и во время нашей эры, например, — к поведению некоторых исторических личностей (« Калигула »), а также при экранизации литературных произведений, например, — фильм « Сало, или 120 дней Содома », поставленный по мотивам романа Маркиза де Сада .

Кинематограф на русском языке

Для советского и затем российского кинематографа и литературы того времени характерны произведения с повышенным интересом к негативным сторонам жизни современного советского (российского) общества — проституции (« Интердевочка »), наркомании (« Игла », « Дорога в ад », « Трагедия в стиле рок »), армейским реалиям вообще и дедовщине в частности (« Команда „33“ », « Караул », « Ивин А. », « Сто дней до приказа », « Делай — раз! », « Кислородный голод »), преступности, в числе последних были специально посвящённые уголовным реалиям (« Воры в законе », « Беспредел », « Камышовый рай »), также появились и другие остросюжетные социальные драмы, такие как « Маленькая Вера », « Авария — дочь мента », « Астенический синдром », « Мигранты » (все эти произведения клеймились появившимся ещё с ранних советских времён штампом «очернение действительности» (или « очернение социалистических реалий »), отсюда и название « чернуха »). [ источник не указан 1570 дней ] Данное явление обычно связывают с резким ослаблением советской цензуры в эпоху Перестройки и Гласности — многие авторы с большим энтузиазмом принялись в течение указанного периода выпускать фильмы и книги на ранее запретные темы. Некоторые такие проекты создавались в рамках « кооперативного кино » полупрофессиональными кинематографистами .

Восточноевропейский кинематограф

В современном румынском кинематографе элементы чернухи можно усмотреть в гипертрофированном внимании режиссёров к бытовым проблемам персонажей, к нелегальным абортам , к тематике сексуальногo принуждения, эксплуатации, и т. д. Элементы «румынской чернухи» усматриваются в таких картинах как « 4 месяца, 3 недели и 2 дня » , «Марилена с Седьмой улицы», « За холмами » и других.

Латиноамериканский кинематограф

В латиноамериканском кинематографе 2000-х годов наблюдается возрождение интереса к жанрам, близким нуару и чернухе, которая выражается в первую очередь в демонстрации визуально неприглядных сцен бытового, почти рутинного, насилия, бедности, наркоторговли, анархии, вымогательства и коррупции. Типичными примерами стали картины «Экспресс-похищение» (Якубович, Венесуэла) и «Операция Э» (Колумбия-Франция). Интересно, что эта продукция направлена, в первую очередь, на зрителей из Западной Европы и США и неоднозначно воспринимается латиноамериканскими критиками . Параллельно в латиноамериканском же кино сохраняется контрастная традиция выпускать также и большое количество кинематографической продукции гораздо более лёгких, сглаженных тонов, которые популярны в народе (и телесериалы ) .

В театре

См. также

Примечания

  1. ж. разг.-сниж.
    Тёмные стороны жизни, быта.

    Показ таких мрачных сторон жизни, быта.

    // Ефремова Т. Ф. . — М. : Русский язык , 2000. — (Библиотека словарей русского языка). — ISBN 5-200-02800-0 .
  2. Юлия Щербинина. // Сибирские огни . — 2011. — № 5 . 2 мая 2014 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 28 апреля 2013. Архивировано из 13 апреля 2013 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 28 апреля 2013. Архивировано из 17 апреля 2013 года.
  5. Elizabeth G. Nichols, Kimberly J. Morse. (неопр.) . Дата обращения: 28 апреля 2013.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 28 апреля 2013. Архивировано из 9 января 2015 года.
  7. Стас Тыркин . (неопр.) Комсомольская правда (3 июля 2007). Дата обращения: 9 апреля 2009. Архивировано из 29 сентября 2008 года.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 28 апреля 2013. 29 апреля 2013 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 28 апреля 2013. Архивировано из 22 апреля 2013 года.
  10. (неопр.) . Дата обращения: 28 апреля 2013. Архивировано из 13 июня 2014 года.

Литература

Same as Чернуха (клише)