Воронцово (усадьба)
- 1 year ago
- 0
- 0
Усадьба С. А. Меншикова — памятник архитектуры конца XVIII века , объект культурного наследия федерального значения .
Современный адрес: Газетный пер ., дом 1/12, строение 4. Расположен в Пресненском районе ЦАО г. Москвы .
Строительство городского ансамбля осуществлялось в несколько этапов.
В 1778 году на основе цоколя каменных палат первой половины XVIII века было возведено трёхэтажное здание усадьбы. Предположительно, автором проекта является знаменитый архитектор Матвей Фёдорович Казаков . Немного позднее были построены два флигеля.
В 1790 году усадьба получила архитектурную обработку в стиле строгого классицизма . Центр главного фасада был подчёркнут ионическим пилястровым портиком , который позднее был видоизменён. Кроме того, к зданию были пристроены симметричные полукруглые крылья с арками , через которые осуществлялся проезд в хозяйственный двор. От этого периода сохранились элементы заднего фасада — тонкий руст, оконные наличники, вырезная накладная доска в тонко профилированной нише .
Главный фасад дошёл до наших дней в интерпретации 1840-х годов. Парадный вход выделен пятью арками , над которыми располагается шестиколонный коринфский портик , завершаемый треугольным фронтоном с карнизом . Пространство между колоннами украшено лепным декором в виде венков и лент.
К настоящему времени от первоначального ансамбля уцелели главный дом и его западный флигель.
1860—1870 годы на месте парадной ограды был построен доходный дом .
В 1923 году были разобраны ветхие флигели усадьбы.
В 1925 году проекту советского архитектора А. М. Гуржиенко по линии Большой Никитской улицы был построен жилой дом, заслонивший вид на усадьбу.
В советский период рассматривался вариант сноса усадьбы для последующей уплотнительной застройки. Памятник архитектуры уцелел благодаря архитектору И. П. Мешкову, настоявшему на художественной ценности здания и возможности его использования для нужд «учреждения культурно-просветительного или общественного характера» .
Первое упоминание о владении относится к 1738 году. В то время старомодные каменные палаты принадлежали генералу Фёдору Васильевичу Наумову (1692—1757) — действительному тайному советнику, сенатору, судье Московского Судного приказа, генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга.
После смерти Ф. В. Наумова, усадьбу унаследовала его единственная дочь Анна — жена князя А. М. Белосельского . По воспоминаниям А. Т. Болотова , семейная жизнь Анны Фёдоровны не сложилась, и, покинув мужа, она поселилась в московском доме своего отца.
Как была она еще не старых лет и ума не совсем острого, а несколько простовата, хотя с другой стороны очень добродушна, то сыскались тотчас к ней подлипалы, восхотевшие слабостями её и достатком воспользоваться
Речь идёт о трёх братьях Салтыковых , обладающих сомнительной репутацией — Александре, Алексее и Борисе, которые, по слухам, вовлекли Анну в секту, вселились к ней в дом и стали распоряжаться её имением.
В 1774 г. Анна Белосельская продала усадьбу князю Сергею Александровичу Меншикову (1746—1815), — в то время полковнику, флигель-адъютанту императрицы (в 1878 году произведён в генерал-майоры, в 1786 года — в генерал-поручики с назначением сенатором). Он был один из богатейших вельмож той эпохи, и приходился внуком ближайшему сподвижнику Петра Первого графу Александру Даниловичу Меншикову . По словам князя П. В. Долгорукова , князь Сергей Меншиков был ничтожным человеком, к тому же он унаследовал развратные вкусы своего знаменитого деда, но все это было ему простительно, потому что женат он был на одной из самых красивых женщин России .
В 1776—1777 С. А. Меншиков превратил старомодные каменные палаты в представительный дворец.
В 1809 году усадьба переходит во владение графа Аркадием Ивановичем Морковым . По описанию историка С. К. Романюка,
Он прославился тем, что будучи нашим послом в наполеоновской Франции, часто противоречил всесильному императору, не любившему возражений. На одном из приемов Наполеон, желая унизить посла, проходя мимо него, уронил платок, остановился и стал ждать, пока тот поднимет и подаст ему. Морков и не подумал поднимать. Если Наполеон не обращал внимания на русского посла, то Морков немедленно уезжал с приема. После одной особенно резкой сцены, когда Наполеон обвинил Моркова в пособничестве его врагам, посол вообще прекратил все сношения с двором. Наполеон пожаловался Александру, Морков был отозван и тут же награждён высшим российским орденом
.
Поскольку Морков много времени проводил в своих загородных имениях, усадьба часто сдавалась в наём. Например, в 1814 г. бельэтаж дома арендовал Московский Английский клуб .
После А. И. Моркова дом перешел к его дочери В. А. Голицыной, затем им владел штабс-капитан Д. С. Селезнев.
В начале XIX века в здании располагалась Танцевальная академия, а в 1890-х годах — Русское хоровое общество , дирижёром которого был выдающийся композитор А. С. Аренский .
В 1850-х годах там проживали профессора Московского университета: математик Н. Д. Брашман , химик Р. Г. Гейман , его племянник Г. А. Захарьин , впоследствии известный врач-терапевт, основатель московской клинической школы) .
Здание хранит память и о революционных событиях — в октябре 1917 года здесь произошло сражение между бойцами Красной гвардии и засевшими в доме белогвардейцами .
С 1924 по 1962 год (до последних дней жизни) в доме жила народная артистка СССР Вера Пашенная . На здании установлена мемориальная доска.
В советское время в здании была размещена редакция газеты «За коммунистическое просвещение» (в 1937 году переименована в « Учительскую газету »).
Сейчас здание занимает Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.