Interested Article - Майстер Экхарт

Статуи Майстера Экхарта (слева) и Жана I, герцога Брабанта (справа) на Кёльнской ратуше

Майстер Экхарт ( ср.-в.-нем. Meister Eckhart , традиц. русское написание Мейстер Экхарт), то есть учитель Экхарт , известный также как Иоганн Экхарт (Johannes Eckhart) и Экхарт из Хоххайма или Хоххаймский (Eckhart von Hochheim ; ок. 1260; Хохгайм (Тюрингия) — ок. 1328; Авиньон ) — средневековый немецкий теолог и философ , один из крупнейших христианских мистиков , учивший о присутствии Бога во всём существующем ( пантеизм ).

Католическое учение не могло принять концепцию Экхарта, и в скором времени после его смерти папской буллой Иоанна XXII от 1329 года 28 положений его учения были объявлены ложными. В XX веке в Ватикане был поднят вопрос о реабилитации Экхарта.

Экхарт дал определённый импульс развитию немецкой христианской мистики , предвосхитил идеалистическую диалектику Гегеля , повлиял на Лютера , сыграл большую роль в становлении литературного немецкого языка.

Биография

Предигеркирхе в Эрфурте , где служил монахом и настоятелем Майстер Экхарт

Родился в знатной семье в Хохгайме около 1260 года. Вступив в ранней юности в доминиканский орден , обучался в доминиканских школах и в Кёльнской высшей школе, где ещё царил дух Альберта Великого († 1280). После трёхлетнего лекторства (где именно неизвестно) Экхарт был назначен приором в Эрфурте и викарием Тюрингии .

К этому времени относятся его « Reden der Unterscheidung », возникшие из бесед с монастырской братией во время трапезы; он учит там отличать существенное от неважного в вопросах религии и культа.

В 1298 году было запрещено совмещение в ордене двух должностей одним лицом. Надо полагать, что Экхарт сохранил должность викария, как более почётную, тем более, что вскоре после этого он был сделан провинциальным приором. С сентября 1300 г. Экхарт состоял lector biblicus в Париже, в колеже св. Иакова (якобинцев, или доминиканцев; существовал с 1229 года), то есть читал лекции, посвящённые комментированию Св. Писания . Там он получил степени бакалавра и лиценциата , став магистром теологии в 1302 году.

В 1303 году Экхарт вернулся в Эрфурт и в том же году был назначен приором вновь образованной саксонской провинции ордена; оставался в должности до 1311 года.

В 1306 году на генеральном собрании в Париже многие из членов ордена указывали на беспорядки среди терциариев , особенно в Германии и Саксонии; на тот раз Экхарту удалось оправдаться от обвинений в снисходительном отношении к « братьям свободного духа ». В 1311 году на собрании ордена в Неаполе гроссмейстер назначил Экхарта в Париж в качестве лектора-магистра.

Время от 1312 до 1320 г. Экхарт провёл, по-видимому, в Страсбурге , как видно из проповедей его и из трактата « Schwester Katrei Meister Eckharts Tochter von Strassburg ».

В 1320 году Экхарт назначен приором во Франкфурт ; предполагают, что это перемещение было вызвано возникшим против него подозрением в связях с бегинами и бегардами , против которых незадолго до того было возбуждено жестокое гонение, как против еретиков. В 1320 году гроссмейстер велел произвести тщательное расследование о подозрительных связях Экхарта. Около этого времени Экхарт читал лекции в Кёльнской высшей школе, где откровенно высказывал свои взгляды, возбуждая этим неудовольствие среди пастырей церкви, во главе которых стоял архиепископ .

В 1325 году, на соборе ордена в Венеции, было постановлено вновь расследовать дело Экхарта: он был оправдан, но ему было запрещено касаться с кафедры вопросов религиозно-спекулятивного характера.

Архиепископ Кёльнский не был доволен таким исходом дела и вновь начал процесс против Экхарта, собрав о нём предварительно сведения, сильно компрометировавшие его в глазах церкви, и вооружившись цитатами из его сочинений. 14 января 1327 года Экхарт был допрошен инквизиторами архиепископа. На недостойное их поведение (они окружили его шпионами ) Экхарт принёс жалобу Папе , выражая готовность подчиниться решению церкви, если его учение будет признано неправильным. 13 февраля 1327 года в доминиканской церкви в Кёльне Экхарт заявил публично, что готов отречься от всего ошибочного и еретического, что может быть найдено в его учении. Многими исследователями это заявление толкуется в смысле отречения Экхарта от его взглядов, но Прегер убедительно доказал, что нигде, может быть, Экхарт не высказал так ясно сознание своей правоты. В 1329 году последовала папская булла , осуждавшая 17 основных положений Экхарта как еретические, 11 — как подозрительные; в конце её говорилось, что от 26 из 28 положений Экхарт отрёкся сам.

Экхарт не дожил до окончания процесса и издания папской буллы; он умер в 1327 году.

Учение

Старейший из сохранившихся фрагментов проповеди Экхарта

Автор проповедей и трактатов, которые сохранились в основном в записях учеников. Главная тема его размышлений: Божество — безличный абсолют ( gotheit ), стоящий за Богом -Творцом. Божество непостижимо и невыразимо, оно есть « полная чистота божественной сущности », где нет никакого движения. (См. Эйн соф ). Через своё самопознание Божество становится Богом. Бог есть вечное бытие и вечная жизнь.

В сочинении Экхарта «Проповеди и рассуждения» на первый план выступает понятие Божественности (gotheit), совершенная непознаваемость которого превращает его в «бездонный колодец божественного Ничто». Хотя любой атрибут не способен его описать, к нему все же приложимо понятие «основа» (grunt), оказывающаяся как «бездной» (abgrunt), так и «праосновой» (urgrunt). Такова Божественность сама по себе, но в отношении ко всему, что находится вне его, выступает как универсальная творческая активность. Главный её результат — Бог, мыслимый как трехипостасная личность. Соколов В. В. — Философия как история философии

По концепции Экхарта, человек способен познать Бога, поскольку в человеческой душе есть « божественная искорка », частица Божества. Человек, приглушив свою волю, должен пассивно предаться Богу. Тогда душа, отрешённая от всего, вознесётся до Божества и в мистическом экстазе, порывая с земным, сольётся с божественным. Блаженство зависит от внутренней самодеятельности человека:

С одной стороны, Экхарт согласен с теми, кто отождествляет Бога с бытием, но все же более основательно его тождество с глубинами человеческого духа. «В моей душе есть сила, воспринимающая Бога… Бог мне ближе, чем я сам себе» . Можно считать, что древняя идея тождества микро- и макрокосмоса оборачивается идеей тождества глубин человеческого духа и Божественности. «Божья глубина — моя глубина. И моя глубина — Божья глубина» . Задача искренне верующего человека не в том, чтобы с помощью образов и понятий обычного знания представить Бога как личность, а в том, чтобы уйти от таких представлений и на пути мистической интуиции обрести безличную Божественность. Соколов В. В. — Философия как история философии

Проповеди и трактаты

Своё учение Экхарт изложил в проповедях и в трактатах. Из них наиболее примечательны:

  • «Die Rede der Unterscheidung»,
  • «Von der Ueberwart der Gottheit»,
  • «Von dem Anefluzze des Vater»,
  • «Von der Sele Werdigkeit und Eigenschaft»,
  • «Glosse über das Evangelium Johannis»,
  • «Swester Katrei Meister Ekehartes Tohter von Strazburc»,
  • «Von dem Adel der Sele»,
  • «Daz Buoch der göttlichen Tröstunge».

Значение для Германии

Деятельность Экхарта имела весьма важное значение для философской и религиозной жизни Германии. До него господствовала в области знания чисто схоластическая наука , а идеалом религиозной жизни были святые дела под непосредственным руководством церкви. Мистическое созерцание не имело под собой твёрдой почвы, склонялось к квиетизму и не могло выйти из пантеизма неоплатоников . У Экхарта глубина философской мысли соединилась с силой и оригинальностью фантазии. Он первый из мистиков освободился от пантеистических воззрений и разрешил основные вопросы о сущности Бога и души в христианском духе.

Роль в становлении литературного немецкого языка

Для своих философско-богословских исследований Экхарт пользовался не латинским , а немецким языком, желая сделать их возможно более доступными для массы. Ему приходилось создавать немецкий философский язык, и эта трудная задача была им выполнена гениально. Всем этим он проложил дорогу для дальнейшего философского исследования в Германии.

Влияние на мировоззрение передовых умов

Воззрения Экхарта оказали значительное влияние на учение известных позднейших немецких мистиков-богословов И. Таулера и Г. Сузо , а также на учение Лютера , особенно в раннем периоде деятельности последнего, когда взгляды его отличались большим радикализмом .

Наследие

Экхарт («Эккехардт» Eckehardt) упоминается в эссе М.Хайдеггера (1889—1976) «Просёлок» (Der Feldweg), 1949: «Простота несложного сберегает внутри себя в её истине загадку всего великого и непреходящего. Незваная, простота вдруг входит в людей и, однако, нуждается в том, чтобы вызревать и цвести долго. В неприметности постоянно одного и того же простота таит своё благословение. А широта всего, что выросло и вызрело в своем пребывании возле дороги, подает мир. В немотствовании её речей, как говорит Эккехардт, старинный мастер в чтении и жизни, Бог впервые становится Богом» (пер. А. Михайлова).

На русском языке изданы «Духовные проповеди и рассуждения» Экхарта:

См. также

Примечания

  1. «Meister», означающее по-немецки «мастер, учитель», это не имя, а титул указывающий на академическое звание магистра теологии (magister in theologia), полученное в Париже.
  2. ↑ Соколов В. В. Философия как история философии. М.: Академический проект, 2010. — 843 с. — (Фундаментальный учебник). ISBN 978-5-8291-1186-1 Серия: Gaudeamus

Литература

Русскоязычные издания проповедей и трактатов

  • Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения: Репринтное воспроизведение издания 1912 года / Мейстер Экхарт; Пер. со средне-верхне-немецкого , вступит. статья и оформление М. В. Сабашниковой ; Послесл. Александра Доброхотова . — М. : Политиздат , 1991. — XLVII, 192 с. — (Философская классика). — 50 000 экз. — ISBN 5-250-01793-2 . (в пер.)
  • Мастер Экхарт. Избранные проповеди и трактаты / Перев.,вступит. ст. и коммент. Н. О. Гучинской. СПб., 2001.
  • Мастер Экхарт. Проповеди / Перев., предисл. и коммент. И. М. Прохоровой (Антология средневековой мысли: в 2-х томах Т.2 Спб., 2002. С.388-416
  • Майстер Экхарт. Трактаты. Проповеди. / Издание подготовил М. Ю. Реутин. Ответственный редактор Н. А. Бондарко. — М.: Наука, 2010. — 438 с. [C]. — ( Литературные памятники ).

О Майстере Экхарте

  • Реутин М. Ю. «Христианский неоплатонизм» XIV века. Опыт сравнительного изучения богословских доктрин Иоанна Экхарта и Григория Паламы. Парижские диспутации Иоанна Экхарта. М.: РГГУ, 2011. — 250 с. (10, 16 л.). — (Библиотека «Arbor Mundi»). — 500 экз., ISBN 978-5-7281-1262-4
  • Реутин М. Ю. Мистическое богословие Майстера Экхарта. Традиция платоновского «Парменида» в эпоху позднего Средневековья. М.: Издательство РГГУ, 2011. — 29,5 л. — ISBN 978-5-7281-1229-7
  • Хорьков М. Л. Майстер Экхарт: Введение в философию рейнского мистика. Ин-т философии. — М.: Наука, 2004. — 16 л. — ISBN 5-02-006312-6
  • Реутин М. Ю. Учение о форме у Майстера Экхарта. К вопросу о сходстве богословских учений Иоанна Экхарта и Григория Паламы (Серия «Чтения по истории и теории культуры») Вып. 41. М., 2004. −82 с. ISBN 5-7281-0746-X
  • Анвар Этин Пророческие эталоны в исламской и христианской духовности по творениям Ибн Араби и Мастера Экхарта Страницы.2004. № 9: 2. С. 205—225.
  • И. А. Михайлов. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.

Ссылки

  • Грушке Н. Ф. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Дорофеев Д. Ю. .
  • — лекция по источникам Средневековой философии на примере Майстера Экхарта и Николая Кузанского.
  • — лекция по источникам Средневековой философии на примере Майстера Экхарта и Николая Кузанского.
  • (недоступная ссылка) .
  • Eckhart Triebel: (Мастер Экхарт и его время – нем.)
  • Eckhart Triebel: (библиография магистра Экхарта с 1995 г.)

Same as Майстер Экхарт