Interested Article - Любутин, Константин Николаевич

Константи́н Никола́евич Любу́тин ( 25 февраля 1935 , д. Папулиха, Мантуровский район , Костромская область , СССР 17 сентября 2018 , Екатеринбург , Россия ) — советский и российский философ , специалист по истории философии и теории познания .

Доктор философских наук, профессор, почётный профессор Уральского государственного университета (2000) , которого в 1969-2000 гг. заведующий кафедрой истории философии и в 1976-1989 гг. декан философского факультета. С 1988 г. ст. н. с., с 1990 г. в. н. с., с 1992 г. гл. н. с. отдела философии Института философии и права УрО РАН . Вице-президент Российского философского общества (1993—1999) .

Заслуженный деятель науки РСФСР (1981) .

Биография

В 1957 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова .

В 1963 году окончил аспирантуру по кафедре философии Уральского государственного университета имени А. М. Горького и там же защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Антропологический принцип в немецкой философии XIX—XX веков» .

В 1973 году в Уральском государственном университете имени А. М. Горького защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии» (специальность 09.00.03 — история философии) .

Является одним из создателей философского факультета Уральского государственного университета имени А. М. Горького, где в 1976 1989 годах был деканом, а с 1969 года — заведующий созданной им кафедрой истории философии .

Действительный член РАЕН (1992) .

С 2000 года — главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН .

Скончался 17 сентября 2018 года . Похоронен на Сибирском кладбище Екатеринбурга .

Награды и отличия

Научная деятельность

Любутиным выдвинут, разработан и опубликован ряд своеобразных идей.

Субъект и объект

Любутин предположил, что современная философия — это общее учение субъекта и объекта , представляющее из себя многоуровневую иерархию из неодинаковых субъектов и объектов. Теоретически обосновал и описал механизм взаимодействия субъекта и объекта (субъекта и субъекта) на единичном , особенном и общем уровнях, включающий в себя такие отношения, как практические , познавательные и ценностные . Данное обоснование приводит к выводу о том, что субъект и объект составляют систему , формируются во взаимодействии друг с другом, причём источником взаимодействия обладает субъект. Между субъектом и объектом присутствует коррелятивная связь; они историчны .

«Поэтому при известных ограничениях следует признать справедливой формулу: нет субъекта без объекта и объекта без субъекта».

Специфика современной западноевропейской философской антропологии и её выявление

Философ, изучив историю становления философской антропологии как течения, в полном объёме оформившегося после Второй Мировой войны, выразил скептическое отношение к устоявшейся в наследии мыслителей описанию кантианского творчества второго периода как гносеологически направленного . Философия немецкого мыслителя опережает философскую антропологию с её главным вопросом «Что есть человек?». Значительные уточнения были включены в оценку философии Людвига Фейербаха : развеяны такие феномены, как « антропологический принцип » и « антропологизм »; в полемике с Фридрихом Энгельсом обнаружена особенность фейербаховской антропологической диалектики .

Любутин указал двоякий путь развития философской антропологии:

  1. Философская практика Маркса (следовавшего Фейербаху), являющаяся философским человековедением, философией человеческой жизни;
  2. Идеалистически направленная философская антропология , вылившаяся в современную немецкоязычную, которая в свою очередь разделилась на биологизаторскую и функционалистскую.

Основные работы

Монографии
  • Введение в историю философии. — М.: Высшая школа , 1987. 160 с. (в соавт. с Б. В. Емельяновым );
  • Человек в философском измерении. — Свердловск, 1990;
  • От рассудка к разуму: Кант, Гегель, Фейербах. (В соавт.). — Екатеринбург, 1991;
  • Диалектика субъекта и объекта. (В соавт.). — Екатеринбург, 1993;
  • Западная философская антропология: От Фейербаха к Фромму. — Екатеринбург, 1994;
  • Человек в философском измерении: От Фейербаха к Фромму. — Псков, 1994;
  • Классическая философская антропология: И. Кант, Л. Фейербах. (В соавт.). — Екатеринбург, 1995;
  • Российские версии марксизма: Александр Богданов. — Екатеринбург, 2000;
  • Российские версии марксизма: Николай Бухарин. (В соавт.). — Екатеринбург, 2000;
  • Синтетическая теория идеального. (В соавт.). — Екатеринбург, 2000;
  • Диалектика повседневности: Методологический анализ. (В соавт.). — Екатеринбург, 2007.
Статьи
  • Идеальное — отражение субъектом объекта через репрезентант // Актуальные проблемы идеологического обеспечения научно-технического прогресса. — Свердловск: УрГУ, 1986 (в соавт. с Д. В. Пивоваровым );
  • Идеальное как взаимоотражение субъекта и объекта // Философские науки . — 1988. — № 10 (в соавт. с Д. В. Пивоваровым);
  • Проблема научности философии и «контрфилософия» // Философские науки. — 1989. — № 6 (в соавт. с Д. В. Пивоваровым);
  • Синтетическая теория идеального // Философия сознания: проблемы и решения. — Иваново: Ивановский ун-т, 1994 (в соавт. с Д. В. Пивоваровым);
  • // Антиномии. 2001 (в соавт. с А. В. Гайдой );
  • Человеческий индивид в субъектно-объектном измерении // Основания индивидуального бытия. — Екатеринбург: УрГУ, 2002 (в соавт. с Д. В. Пивоваровым);
  • // Антиномии. 2003;
  • // Дискурс-Пи. 2004;
  • // Антиномии. 2004;
  • // Философия и общество . — 2004;
  • Александр Богданов: От философии к тектологии // Вопросы философии . — 2007. — № 6 (в соавт. с В. Д. Толмачёвым);
  • // Антиномии. 2007 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
  • // Философия и общество. — 2007. — № 4 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
  • // Вестник Челябинского государственного университета, 2008 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
  • // Антиномии. Вып. 9. 2009 (в соавт. с А. А. Коряковцевым);
  • // Антиномии. Вып. 10. 2010 (в соавт. с А. А. Коряковцевым);
  • // Философия и общество. — 2010. — № 2 (в соавт. с А. А. Коряковцевым);
  • // Антиномии. Вып. 11. 2011 (в соавт. с А. А. Коряковцевым);
  • // Антиномии. Вып. 11. 2011 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
  • // Философия и общество. — 2012. — № 4 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
  • // Антиномии. Вып. 12. 2012 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
  • // Антиномии. Вып. 13. 2013 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
  • // Антиномии. Т. 15. Вып. 2. 2015 (в соавт. с А. А. Коряковцевым).

Примечания

  1. Перцев А. В. от 20 ноября 2018 на Wayback Machine // Российское философское общество
  2. ↑ // Алексеев П. В. Философы России начала XXI столетия: Биографии, идеи, труды: энциклопедический словарь. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) , 2009. — С. 351—352. — 695 с. — ISBN 978-5-8243-1260-7 .
  3. (неопр.) . Дата обращения: 28 июня 2021. 28 июня 2021 года.
  4. Любутин, Константин Николаевич. Антропологический принцип в немецкой буржуазной философии XIX—XX веков: Автореф. дис. … канд. филос. наук / МВ и ССО РСФСР. Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. — Свердловск: [б. и.], 1963. — 22 с.
  5. Любутин, Константин Николаевич. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. (09.00.03) / Уральск. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Свердловск : [б. и.], 1973. — 50 с.

Литература

Same as Любутин, Константин Николаевич