Interested Article - Дискриминация атеистов
- 2021-03-14
- 1
Дискримина́ция атеистов (или атеофо́бия , антиатеи́зм ) включает в себя преследования атеистов из-за их убеждений в разных местах земного шара и в разные исторические эпохи.
В странах конституционной демократии правовая дискриминация атеистов встречается редко, но некоторые атеисты, особенно в Соединённых Штатах , протестовали против законов и правил , которые они рассматривают как дискриминационные. В некоторых исламских странах атеисты сталкиваются с дискриминацией , в том числе из-за отсутствия правового статуса, или им может угрожать даже смертная казнь в случае отступничества .
В древности
Историки, в том числе Люсьен Февр , считают, что атеизма в его современном понимании не существовало до конца XVII века . Однако до начала массовой секуляризации государственная власть опиралась на понятие божественного права. Платон утверждал , что атеизм (как мы понимаем его сегодня) представляет опасность для общества и должен быть причислен к преступлениям . Лица, которые стали атеистами, тогда как в прошлом были представителями некоторых конфессий христианства или мусульманами , подвергались юридическому преследованию .
Начало Нового времени и Реформация
В Новое время термин «атеист» использовался как оскорбление и применялся в значении «еретик» , а также по отношению к самоубийцам или людям, считавшимся аморальными . Атеистические убеждения воспринимались как угрожающие порядку и обществу, таковыми их, например, считал Фома Аквинский . Джон Локк , один из основателей современных представлений о свободе вероисповедания, утверждал, что атеисты (как и католики и мусульмане ) не могут быть полноценными гражданами . Во времена инквизиции несколько лиц, обвиняемых в атеизме и богохульстве , были подвергнуты пыткам и/или казнены . В их числе священник Джулио Чезаре Ванини , который был задушен и сожжён в 1619 году , и брестский дворянин Казимир Лыщинский , казнённый в Варшаве , а также француз Этьен Доле , который был казнён в 1546 году . Хотя в XIX веке их изображали [ кто? ] мучениками, некоторые [ какие? ] учёные считают, что убеждения Доле и Ванини нельзя назвать строго атеистическими в современном смысле слова .
Новое время
На протяжении XIX века британские атеисты подвергались дискриминации . Люди, которые не хотели клясться на Библии в ходе судебного разбирательства, не могли давать показания в суде . Это условие было отменено в 1869 и 1870 годах . Кроме того, поэт Перси Биши Шелли был исключён из Оксфордского университета после публикации эссе о необходимости атеизма . Атеист Чарльз Брэдлоу был избран членом британского парламента в 1880 году , но ему было отказано в праве принести присягу из-за его атеистических убеждений. Брэдлоу переизбирался трижды, прежде чем смог занять своё место в 1886 году , когда спикер палаты позволил ему присягнуть .
Нацистская Германия
В Германии времён нацизма в указе 1933 года говорилось:
Не относя себя к какому-либо конкретному вероисповеданию, мы восстановили веру в свои предпосылки, потому что мы убедились, что народ нуждается в вере и требует её. По этой причине мы предприняли борьбу с атеистическим движением, и не просто несколькими теоретическими заявлениями: мы растопчем его .
Оригинальный текст (нем.) [ показать скрыть ]Ohne daß wir uns irgendeiner Konfession verpflichteten, haben wir doch wieder dem Glauben die Voraussetzung gegeben, weil wir der Überzeugung waren, daß das Volk diesen Glauben benötigt und braucht. Wir haben daher den Kampf gegen die Gottlosenbewegung nicht mit ein paar theoretischen Erklärungen aufgenommen, wir haben sie ausgerottet.
Режим решительно выступал против «безбожного коммунизма» , и большинство атеистических организаций свободомыслия в Германии были запрещены в том же году. Некоторые правые группы мирились с нацистами до середины 1930-х годов . 26 апреля 1933 года Гитлер заявил, что «существование светских школ недопустимо» .
Современность
Россия
Формы дискриминации
В России признаки дискриминации атеистов выражаются в следующих фактах:
- Попытки проникновения религии в систему государственного образования (например, в виде попытки внедрить как один из шести модулей предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России : Основы духовно-нравственной культуры народов России, обязательные уроки по « Основам православной культуры » в общеобразовательных школах ).
- Попытки исключить из образовательных программ элементы теории эволюции или преподавать вместе с ней креационизм как равноправную научную теорию .
- Включение теологии в список дисциплин Высшей аттестационной комиссии (что фактически означает официальное признание её наукой ).
- Позиционирование православия как «государствообразующей» религии, а России — как православной страны.
- Пропаганда представления о религии как единственно возможном источнике морали , а об атеизме — как о мировоззрении, разрушающем мораль.
- Передача зданий и сооружений, находящихся в государственной собственности, религиозным организациям (в основном РПЦ ) в случаях, когда это ведет к выселению из этих зданий каких-либо других организаций (например, музеев и школ).
- Реклама религиозных организаций за счет государства (например, участие священнослужителей РПЦ в официальных государственных мероприятиях).
- Пропаганда религиозной позиции в СМИ.
- Цензура художественных произведений по религиозным соображениям .
- Закрепление ряда религиозных праздников как государственных или региональных , их проведение за счёт госбюджета и пропаганда в государственных СМИ.
- Присутствие религиозных символов в государственной символике (например, упоминание о Боге в государственном гимне России ) .
- Введение в уголовный кодекс статьи об оскорблении чувств верующих, ставящей убеждения одной категории населения под особую защиту .
События
- 2 марта 2016 года Ставропольский суд приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении Виктора Краснова, которого обвиняют в оскорблении религиозных чувств верующих за комментарии о своём презрении к религии .
- 11 августа 2016 известный российский видеоблогер Руслан Соколовский выложил на своём канале на YouTube , на котором он играл в Pokémon Go в храме . Также на своём канале он периодически выпускал видео, в которых открыто критиковал религию, в частности РПЦ. 2 сентября он был арестован и помещён в СИЗО за оскорбление чувств верующих. 11 мая 2017 года суд Екатеринбурга признал Соколовского виновным в возбуждении вражды, оскорблении чувств верующих, а также в незаконном обороте специальных технических средств и приговорил его к 3,5 года лишения свободы условно (см. Дело Соколовского ).
Казахстан
По мнению журналиста Данияра Наурыза, в информационном отношении в Казахстане фактически наложен запрет на тему атеизма . Также за разжигание межрелигиозной вражды был арестован Александр Харламов . Его обвиняют в том, что он в своих публикациях о христианстве и о различных религиозных течениях занимался пропагандой атеизма, чем оскорбил чувства верующих .
Источники
- Evans, Robert . , Reuters.com (9 декабря 2012). 2 октября 2015 года. Дата обращения: 4 января 2013.
- Rafford, Robert L. (1987), , Atheophobia: An Introduction , vol. 21, Fellowship of Religious Humanists, 33 , < > . (неопр.) . Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано 23 марта 2015 года.
- Nash, Robert J. Inviting Atheists to the Table: A Modest Proposal for Higher Education (англ.) // (англ.) (: journal. — New York, 2003. — Spring (vol. 30 , no. 1). — ISSN . — doi : .
- (амер. англ.) . Psych Times . Дата обращения: 8 июля 2023. 8 июля 2023 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 9 февраля 2013. 13 февраля 2013 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 9 февраля 2013. Архивировано из 27 января 2013 года.
- ↑ Davidson, Nicholas. Unbelief and Atheism In Italy // (англ.) / Michael Hunter; David Wootton. — Oxford University Press , 1992. — P. —86. — ISBN 978-0-19-822736-6 .
- ↑ Armstrong, Karen. (англ.) . — Random House, Inc. , 1994. — P. 286—287. — ISBN 978-0-345-38456-0 .
- ↑ Kelley, Donald R. (англ.) . — Yale University Press , 2006. — P. 115. — ISBN 978-0-300-12062-2 .
- Платон допускает, что неверие по существу есть некая одержимость болезнью, которая с возрастом проходит. … Платон видит наличие внушительного материалистического направления в философии, говоря о «странном учении», «которое большинство людей считает самым мудрым из всех» (речь идет о софистах). В чём же видит Платон сущность этого учения? В рассуждениях о том, что все вещи обязаны своим возникновением частью природе, частью искусству, частью случаю, а вовсе не уму или какому-нибудь божеству. О богах же эти люди утверждают: «Боги существуют не по природе, а в силу искусства и некоторых законов, причем в различных местах они различны сообразно с тем, какими каждый народ условился их считать при возникновении своего законодательства» (Платон, Соч.: В 3 т. М,, 1972. Т. 3, Ч. 2. С. 376, 380, 381, 382). Несколько ниже философ констатирует распространенность такого рода учений: если бы это было не так, «то не было бы нужды защищать учение о бытии богов. Но теперь это необходимо». Подчеркнем, что Платон связывает атеизм с материалистическими учениями: их приверженцы, пишет он, «смотрят на огонь, воду, землю и воздух как на первоначала всех вещей, и именно это-то они и называют природой. Душу же они выводят позднее из этих первоначал». От Платона же идет традиция теоретического обоснования необходимости наказаний тех, кто не признает веры в богов или в Бога. Людей, заблуждающихся по поводу богов, надо, по Платону, подвергнуть наказаниям. Платон выделяет, во-первых, тех, кто совершенно отрицает бытие богов, но не совершает дурных поступков; во-вторых, тех, «у кого к мнению, будто Вселенная лишена богов, добавляется невоздержанность в удовольствиях и страданиях, хотя они и обладают сильной памятью и прекрасной восприимчивостью к наукам. Общая болезнь тех и других та, что они не признают богов; но первые творят меньше зла на пагубу остальных людей, чем вторые», исполненные коварства и злокозненные; из них, пишет Платон, выходят прорицатели, тираны, демагоги, основатели частных таинств, а также софисты; они, лицемеры, «заслуживают более чем смертной казни», люди же другой разновидности «нуждаются в увещании и тюремном заключении». Удел атеистов — тюрьма или насильственная смерть. от 16 мая 2013 на Wayback Machine
- ↑ Gey, Steven G. Atheism and the Freedom of Religion // / Martin, Michael. — Cambridge University Press , 2007. — С. 250—253, 260—2. — ISBN 978-0-521-84270-9 .
- Armstrong, Karen. (англ.) . — Random House, Inc. , 1994. — P. 98, 147. — ISBN 978-0-345-38456-0 .
- Laursen, John Christian; Nederman, Cary J. (англ.) . — University of Pennsylvania Press , 1997. — P. 142. — ISBN 978-0-8122-1567-0 .
- Brooke, John Hedley. (англ.) . — Oxford University Press , 2005. — ISBN 978-0-19-926897-9 .
- Kłoczowski, Jerzy. . — Cambridge University Press , 2000. — С. 155. — ISBN 978-0-521-36429-4 .
- Onfray, Michel. (англ.) . — (англ.) (, 2007. — P. 24. — ISBN 978-1-55970-820-3 .
- Chadwick, Owen. (англ.) . — Oxford University Press , 2003. — ISBN 978-0-19-926578-7 .
- ↑ Larson, Timothy. Victorian England // / Cookson, Catharine. — New York: Routledge , 2003. — ISBN 0-415-94181-4 .
- ↑ Gey, Steven G. Atheism and the Freedom of Religion // / Martin, Michael. — Cambridge University Press , 2007. — С. 253—255. — ISBN 978-0-521-84270-9 .
- (неопр.) . Дата обращения: 4 марта 2020. 23 марта 2021 года.
- Smith, Christian. (англ.) . — Routledge , 1996. — P. 156—157. — ISBN 978-0-415-91405-5 .
- Stackelberg, Roderick. . — Routledge , 2007. — С. 136—138. — ISBN 978-0-415-30860-1 .
- Bock, Heike. Secularization of the modern conduct of life? Reflections on the religiousness of early modern Europe // / Hanne May. — VS Verlag fnr Sozialw, 2006. — С. 157. — ISBN 3-8100-4039-8 .
- Kaiser, Jochen-Christoph. / Christel Gärtner. — VS Verlag , 2003. — Т. Organisierter Atheismus. — С. 122, 124—6. — ISBN 978-3-8100-3639-1 .
- Ernst Helmreich, от 28 января 2017 на Wayback Machine . Detroit: Wayne State University Press , 1979, p. 241.
- (неопр.) . Дата обращения: 4 мая 2020. 15 августа 2020 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 6 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 28 февраля 2021. 27 февраля 2021 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 23 октября 2015. 1 декабря 2017 года.
- Анастасия Чеповская. от 24 марта 2016 на Wayback Machine // Lenta.ru , 04.03.2016
- (неопр.) . Дата обращения: 2 апреля 2018. 24 марта 2016 года.
- (неопр.) (недоступная ссылка —) . Дата обращения: 11 февраля 2013.
- Джоанна Лиллис. (неопр.) . EurasiaNet . Дата обращения: 8 июля 2023. 8 июля 2023 года.
- (неопр.) Дата обращения: 28 марта 2013. 5 апреля 2013 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 28 марта 2013. 5 апреля 2013 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 28 марта 2013. 5 апреля 2013 года.
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- 2021-03-14
- 1