Цюань-жуны
- 1 year ago
- 0
- 0
Цюань-жуны, цюаньжуны, цюаньи, хуньи, куньи ( кит. 犬戎) — древнее племя, одно из ответвлений жунов . Проживали вдоль северо-западных границ китайских царств, занимая территории современной провинции Шэньси . Этногенетически связаны с древними монгольскими и тибето-бирманскими народами.
Название «цюань-жуны» с китайского буквально переводится как «собаки-жуны» . В переводе « Шань хай цзина » цюань-жуны названы собаками-воинами . Жуны и ди причиняли немало бедствий жителям древнего Китая , возможно, поэтому их называли «цюаньжуны», «собачьи жуны», «собачье племя». Ван Говэй считал, что жуны и ди — это не самоназвания, а китайские наименования для данных племён . В названии «собаки-жуны», как полагают другие исследователи, отражены истоки монгольских тотемических родов нохой ( нохос ) и шоно ( чонос ) .
Цюань-жуны также назывались цюаньи или куньи (хуньи) . Упоминаются в Хань шу , в Чжу-шу цзи нянь и других древних книгах .
Как предполагает Мэн Вэнь-тун, первые правители наследственного владения Цинь , возникшего в X—IX веках до н. э., были выходцами из племени цюаньжунов . Цюаньжуны сыграли значительную роль в истории Китая периода Западного и Восточного Чжоу . Усиленную борьбу против племени цюаньжунов вёл Му-ван , пятый правитель династии Чжоу (X в. до н. э.). По свидетельству « Го-юй », Му-ван принудил цюаньжунов поднести четыре белых волка и четыре белых оленя, прибегнув к вооруженной силе. В связи с тем что действия Му-вана нарушали установленную систему «пяти повинностей», цюаньжуны в дальнейшем перестали являться ко двору Чжоу. При Чжао-ване , отце Му-вана, началось ослабление власти дома Чжоу. Этот процесс еще более усилился при Му-ване, чему в значительной степени способствовали войны с цюаньжунами .
В 771 г. до н. э. цюаньжуны оказали помощь Шэньхоу в свержении Ю-вана , двенадцатого правителя династии Чжоу. Дочь Шэнь-хоу была старшей женой Ю-вана, а её сын И-цзю — законным наследником. Увлекшись наложницей Бао-сы, Ю-ван отстранил законную жену и лишил И-цзю права наследовать престол. Это вызвало протест со стороны Шэнь-хоу, который совместно с цюаньжунами напал на Ю-вана и убил его в 771 г. до н. э. Убив Ю-вана, Шэнь-хоу возвел на престол И-цзю, лишенного в свое время права наследования и известного в истории под титулом Пин-вана. Однако в дальнейшем цюаньжуны стали противникам нового правителя .
На помощь Пин-вану, которому угрожали цюаньжуны, пришел циньский правитель Сян-гун . В 770 г. до н. э., теснимый цюаньжунами, Пин-ван перенес столицу на восток в Лои, а бывшие чжоуские земли к западу от горы Ци пожаловал циньскому Сян-гуну, которому для осуществления своих прав предстояло изгнать оттуда цюаньжунов. Переезд Пин-вана на восток открывает период, известный в истории под названием Чунь-цю (Период Вёсен и Осеней). Годы правления Пин-вана 771—720 гг. до н. э.
В 5-й главе « Исторических записок » эти же события излагаются несколько иначе и с большими подробностями. Циньский правитель Сян-гун помог Пин-вану отразить нападение цюаньжунов, затем он охранял его во время переезда в Лои. В благодарность за помощь Пин-ван возвел Сян-гуна в ранг чжухоу и пожаловал ему земли к западу от горы Ци, находившиеся в то время в руках цюаньжунов. Через пять лет Сян-гун, приступив к осуществлению пожалованных ему прав, напал на цюаньжунов и дошел до гор Ци. Во время похода Сян-гун умер, в связи с чем цюаньжуны были окончательно изгнаны только при его сыне Вэнь-гуне .
А. С. Шабалов в отношении как древних жунов , так и собственно цюань-жунов придерживается мнения, что данные народы были монголоязычны . Согласно Н. Я. Бичурину , цюань-жуны — одно из древних монгольских поколений . Л. Л. Викторова в числе племён и народов, генетически связанных с монголами, упоминает цюань-жунов, шань-жунов , бэйди и дунху . Согласно другой точке зрения, в Период Сражающихся царств цюань-жуны говорили на тибето-бирманских языках . Цяны , как полагает ряд исследователей, являются потомками цюань-жунов .
Согласно китайской историографической традиции , цюань-жуны отождествляются с такими племенами как сюньюй , чуньвэй , гуйфан , сяньюнь , жун , шань-жун , бэйди, хунну . Сыма Цянь , автор « Ши цзи », самую раннюю историю таких племён, как сюньюй, шань-жун, сяньюнь связывал с периодом правления «Пяти Древних Императоров» . Эти племена, по «Ши цзи», существовали уже до времен государей Тана ( Тан Яо ) и Юя ( Юй Шунь ), т. е. не позднее XXIV в до н. э. Н. Я. Бичурин, в свою очередь, считал, что история монгольских народов началась не позднее XXV в до н. э. В дальнейшем, согласно сообщению Сыма Цяня, в XVIII веке до н. э. принц павшего царства Ся по имени Шунь-вэй и его подданные ушли в северные степи, встретились там с племенами сюньюй и со временем смешались с ними, приняв кочевой образ жизни .
По мнению Сыма Чжэня, племена, которые в эпоху правления Тана (Тан Яо) и Юя (Юй Шунь) назывались шаньжун или сюньюй; в эпоху Ся стали именоваться чуньвэй (шуньвэй), в эпоху Шан-Инь — гуйфан, в эпоху Чжоу — яньюн (сяньюнь), а к эпохе Хань стали известны под общим именем сюнну (хунну) . Жунов и ди (бэйди) шанцы и чжоусцы называли общим именем жунди, а также гуйфан, хуньи, цюаньи, цюаньжун, сюньюй, сяньюн , шань-жун . После периода Чжаньго их также называли ху и сюнну (хунну) . Научное обоснование отождествления вышеперечисленных племён дано в трудах Ван Го-вэя . Согласно Н. Я. Бичурину, хуньюй, хяньюнь и хунну — три разные названия одному и тому же народу, известному ныне под названием монголов .
Тюркская теория происхождения хунну является на данный момент одной из самых популярных в мировом научном сообществе. В число сторонников тюркской теории происхождения хуннов входят Э. Паркер, Жан-Пьер Абель-Ремюза , Ю. Клапорт , Г. Рамстедт , Аннемари фон Габайн , О. Прицак и другие . Известный тюрколог С. Г. Кляшторный считал хунну преимущественно тюркоязычными племенами .