Паскевич, Иван Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дми́трий Фёдорович Поляко́в (1921—1988) — советский разведчик и военный педагог. Генерал-майор (по другим данным генерал-лейтенант ) ГРУ . На протяжении более 20 лет являлся тайным агентом американской разведки. Расстрелян 15 марта 1988 года.
Родился в 1921 году на Украине . По окончании средней школы в 1939 году поступил в артиллерийское училище. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года: воевал на 3-м Украинском , Карельском и Западном фронтах. За мужество и героизм награждён орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды за уничтожение 1 ПТО, 3 арт.батарей, 1 миномётной батареи и 60 солдат противника. Войну окончил в звании майора и в должности старшего помощника начальника разведотделения штаба артиллерии 26-й армии. Член ВКП(б) с 1942 года.
В послевоенные годы окончил Академию имени Фрунзе , курсы Генштаба и был направлен в Главное разведывательное управление (ГРУ). C мая 1951 по июль 1956 года в звании подполковника работал в США под прикрытием должности офицера для поручений при представительстве СССР в Военно-штабном комитете ООН .
В 1959 году вернулся в Нью-Йорк в звании полковника под прикрытием должности начальника секретариата представительства СССР при Военно-штабном комитете ООН (реальная должность — заместитель резидента ГРУ по нелегальной работе в США).
8 ноября 1961 года по собственной инициативе предложил сотрудничество ФБР , назвав на первой встрече шесть фамилий шифровальщиков, работавших в советских загранпредствительствах в США. Позднее объяснял свой поступок идеологическим несогласием с политическим режимом в СССР. На одном из допросов заявил, что хотел «помочь западной демократии избежать натиска хрущёвской военной и внешнеполитической доктрины» . ФБР присвоило Д. Ф. Полякову оперативный псевдоним «Топхэт» (от англ. tophat — цилиндр ). На второй встрече с агентами ФБР 26 ноября 1961 года назвал 47 фамилий советских разведчиков ГРУ и КГБ, работавших в то время в США. На встрече 19 декабря 1961 года сообщил данные о нелегалах ГРУ и офицерах, поддерживавших с ними связь. На встрече 24 января 1962 г. выдал американских агентов ГРУ, остальных советских нелегалов, о которых он умолчал на предыдущей встрече, работавших с ними офицеров нью-йоркской резидентуры ГРУ, дал наводки на некоторых офицеров на предмет их возможной вербовки. На встрече 29 марта 1962 года опознал на фотографиях советских дипломатов и сотрудников советских представительств в США, показанных агентами ФБР, известных ему разведчиков ГРУ и КГБ. На последней встрече 7 июня 1962 года выдал нелегалку Мэйси (капитан ГРУ М. Д. Доброва ) и передал ФБР переснятый секретный документ ГРУ «Введение к организации и проведению секретной работы», позднее включённый в учебное пособие ФБР по подготовке контрразведчиков в качестве отдельного раздела. Дал согласие на сотрудничество в Москве уже с ЦРУ США, где ему присвоили оперативный псевдоним «Бурбон». 9 июня 1962 года Поляков отплыл в Европу на борту « Куин Элизабет ».
Вскоре по возвращении в Москву был назначен на должность старшего офицера третьего управления ГРУ . Ему поручили с позиций Центра курировать деятельность разведаппаратов ГРУ в Нью-Йорке и Вашингтоне . Планировался в третью командировку в США на должность старшего помощника военного атташе при посольстве СССР в Вашингтоне. Провёл в Москве несколько тайниковых операций, передавая ЦРУ секретную информацию (в частности, переснял и передал телефонные справочники Генерального штаба Вооружённых Сил СССР и ГРУ).
После упоминания фамилии Полякова в газете « Лос-Анджелес таймс » в отчёте о судебном процессе над выданными им нелегалами Саниными, руководством ГРУ было признано невозможным дальнейшее использование Полякова по американской линии. Поляков был переведён в управление ГРУ, которое занималось разведкой в странах Азии, Африки и Ближнего Востока. В 1965 году был назначен на должность военного атташе при посольстве СССР ( резидента ГРУ) в Бирме . В августе 1969 года вернулся в Москву, где в декабре был назначен исполняющим обязанности начальника направления, которое занималось организацией разведработы в КНР и подготовкой нелегалов для заброски в эту страну. Затем стал начальником этого направления.
В 1973 году был направлен в качестве резидента в Индию , в 1974 году получил звание генерал-майора . В октябре 1976 вернулся в Москву, где был назначен на должность начальника третьего разведывательного факультета Военно-дипломатической академии , оставшись при этом в резерве назначения на должности военного атташе и резидента ГРУ. В середине декабря 1979 года вновь выехал в Индию на прежнюю должность военного атташе при посольстве СССР (старшего оперативного начальника разведаппаратов ГРУ Генштаба в Бомбее и Дели, отвечающего за стратегическую военную разведку в Юго-Восточном регионе). Служил в должности начальника факультета Военной академии Советской Армии .
В 1980 году по состоянию здоровья вышел в отставку. После ухода на пенсию генерал Поляков стал работать вольнонаёмным в управлении кадров ГРУ, получив доступ к личным делам всех сотрудников . На неоднократные предложения переехать в США Поляков отвечал отказом: «Не ждите меня. Я никогда не приеду в США. Я делаю это не для вас. Я делаю это для своей страны. Я родился русским и умру русским» .
Был арестован 7 июля 1986 года. 27 ноября 1987 года Военной коллегией Верховного суда СССР был приговорён к расстрелу . Приговор был приведён в исполнение 15 марта 1988 года. Официальная информация о приговоре и его исполнении появилась в советской печати лишь в 1990 году. В мае 1988 президент США Рональд Рейган во время переговоров с М. С. Горбачёвым огласил предложение американской стороны помиловать Д. Полякова, либо обменять его на кого-либо из арестованных в США советских разведчиков, но просьба запоздала .
По основной версии, причиной разоблачения Полякова стала информация, переданная КГБ СССР сотрудником ЦРУ Олдричем Эймсом или сотрудником ФБР Робертом Ханссеном . Операцией по задержанию Полякова руководил полковник КГБ Владимир Зайцев , заместитель командира группы «А» .
По имеющейся в открытых источниках информации, за время сотрудничества передал ЦРУ информацию о девятнадцати советских разведчиках-нелегалах, действовавших в западных странах, о ста пятидесяти иностранцах, сотрудничавших с разведслужбами СССР (в том числе коммодоре Дитере Герхардте ) и о примерно 1500 действующих сотрудников разведслужб СССР. В сумме — 25 ящиков секретных документов в период с 1961 по 1986 год .