Interested Article - Иешива «Слободка»

Иешива «Слободка» ( Слободкер Ешива ) — одна из самых известных современных иешив , относится к «литовскому» направлению в ортодоксальном иудаизме . Возникла в 1882 году близ Ковно , ныне — в Израиле (город Бней-Брак ).

Здание иешивы в Хевроне

Иешива была создана одним из лидеров движения « Мусар » рабби Носоном Цви Финкелем (известном как Дер Алтер , или старец из Слободки) для поддержания идеала изучения Торы вместе с нравственным развитием учеников по системе « Мусар » («мораль»). Иешива была противопоставлена как хасидизму , так и просветительскому движению Гаскала . .

Сам раввин Финкель занимал должность ивр. mashgiah ‎ , придуманную в иешивах сустемы «мусар», а главами иешивы были длительные период зятья Финкеля. Рабби Финкель проводил поиск перспективных учеников по всей Европе, особо одарёнными занимался лично, и даже размещал у себя в доме, как, например, будущего выдающегося раввина Иехиэля Яакова Вайнберга .

В движении « мусар » были разные направления. Мрачное аскетическое направление развивалось в иешиве в Наваградак (Новардок) , где всё время проповедовали ничтожество человека, в то время как в Слободке царило более оптимистическое учение рабби Финкеля, где большую роль играло понятие о достоинстве и величии Человека. Рабби Финкель стремился к тому, чтобы иешиботники пользовались уважением и имели самоуважение, чтобы они были хорошо одеты по текущей буржуазной моде, придавалось значение личной гигиене.

Система «мусар» подразумевала большую самоотдачу учеников, их сосредоточение на Торе и изоляция от посторонних влияний. В иешиве бытовало мнение, что администрация осуществляет надзор за учениками, в частности через агентов в их собственной среде. Такое подозрение пало, например, на упомянутого Вайнберга. Кроме того, Финкель использовал дифференцированную стипендию с предпочтением к более верным последователям его движения. То же справедливо относительно другого видного представителя «мусара» в Слободке рабби Исаака Блазера (известного как реб Ицеле Петербургер), в силу этого отстранённого от управления еврейскими фондами самим . Девять видных раввинов выступили против раввина Блазера в печати, он вынужден был расстаться со Слободкой в 1902 году и, произнеся речь, которую ученики вспоминали и десятки лет спустя, уехал в Палестину.

Иешива в Слободке стала играть особенно большое значение после закрытия властями в 1892 году ведущей иешивы в Воложине . Хотя та и открылась через несколько лет, центр тяжести переместился в Слободку. В Слободке тоже были свои трудности, главным образом, вокруг применения системы «мусар», как и в Воложине. Сопротивление «мусару» привело в 1897 году к расколу в слободкинской иешиве. Отколовшаяся часть скоро переехала в другое место, так что название «Слободка» осталась за иешивой Финкеля, хотя официальное название стало «Кнесес Исроэл» (Кнессет Исраэль), в отличие от «диссидентов», выбравших название «Кнесес бейс Ицхок» (Кнессет бейт Ицхак) и более похожий на иешивы Воложина. Но и после раскола внутри «Слободки» были противники «мусара», и в 1901 году иешива снова оказалась на грани раскола. Определённую роль сыграло тяготение студентов к Гаскале и сионизму , с которыми боролся Финкель. В иешиве обнаружился сионистский кружок, и администрация закрыла его, в качестве оружия применялась угроза лишить звания раввина или не допустить его получения, а также препятствия к нахождению хорошей жены.

К 1899 году в Иешиве было уже около 300 учеников, она стала одной из ведущих. В ходе Первой мировой войны иешива часть времени была закрыта, рав Финкель был арестован немецкими властями, переезжал с места на место. Иешива восстановила уровень к 1920 году, после чего начался новый расцвет. Количество учеников дошло до 500.

В 1925 году правительство независимой Литвы поставило иешиву перед выбором: ввести светские предметы или потерять право на освобождение учеников от армии. Финкель не пошёл на компромисс, а открыл отделение иешивы в Палестине в городе Хеврон , куда переехала основная масса учеников и преподавателей, в том числе и сам Финкель, умерший в Иерусалиме в 1927 году .

В ходе печально известного погрома 1929 года в Хевроне 25 учеников было убито, и иешива переехала в Иерусалим . В настоящее время в Хевроне действует музей, посвящённый погрому, и там на фотографиях видны студенты, одетые по европейской моде, даже с тросточками.

В Иерусалиме иешива продолжала действовать под названием «Хеврон». Исходная иешива в Слободке действовала до 1941 года , пока не была закрыта нацистами . Почти все ученики и преподаватели погибли в ходе Холокоста . В 1945 году иешива под тем же названием была создана в Бней-Браке, и существует и по сей день, пользуясь репутацией одной из самых сильных «литовских» иешив.

Знаменитые ученики

Примечания

  1. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. Трудно переводимое слово, обычное значение «надзиратель» (например, за кошерностью пищи), но здесь скорее заместитель по воспитанию, завуч.
  3. Marc B. Shapiro. Early Life // Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy: The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg, 1884–1966. — London; Portland, Or.: Littman Library of Jewish Civilization., 1999. — P. 5—10. — 288 p. — ISBN 1-874774-52-8 . . [— ISBN 978-1-874774-91-4 (2nd ed., 2002).] — (англ.) Между миром иешив и современной ортодоксией. Жизнь и труды рабби Иехиэля Якоба Вайнберга, 1884–1966
  4. ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  5. Дов Кац. «Спор о движении „мусар“». «Mahloket al Tnuat Musar» (Hebrew). Иерусалим.

Ссылки

  • Marc B. Shapiro. Между Иешивой и современным миром. Жизнь и труды рабби Иехиэля Яакова Вайнберга. 1884-1966 = Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy. The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg. 1884-1966. — London. Portland, Oregon.: The Littman library of Jewish Civilization, 1999. — 283 с. — ISBN 1-874774-52-8 .
  • — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Дов Кац. Спор о движении «мусар» = Mahloket al Tnuat Musar (Hebrew). — Иерусалим., 1972.

Same as Иешива «Слободка»