Interested Article - Дюпор, Луи-Антуан
- 2021-02-01
- 2
Луи́ Антуа́н Дюпо́р ( фр. Louis-Antoine Duport) — французский солист балета, балетмейстер и балетный педагог .
Биография
Начало сценической деятельности
Луи Антуан Дюпор родился 1 января 1786 года . С детства работал в труппе своего дяди П. Дюпора, гастролировал в США, затем перешел в труппу А. Пласида, выступавшую в 1790-х гг. в Париже .
Брал уроки хореографии у Ж.-Ф.Кулона , после чего работал в парижских театрах на Бульварах и театре .
Учился в школе при Парижской опере у Ж. Деге, в 1801 дебютировал там же, в Парижской Опере , очень скоро получив звание первого танцора и конкурируя с премьером театра Огюстом Вестрисом , считавшимся непревзойденным танцором, как когда-то и его отец Гаэтано Вестрис , прозванный «богом танца». Дюпор вставлял в роли собственные придуманные им танцевальные па и пируэты, соответствовавшие новой балетной технике, что вызвало неодобрение приверженцев традиционного классического балета . Но зато слава о нем как о выдающемся балетном артисте нового поколения быстро разлетелась по всей Европе
Там же, в Парижской Опере начал балетмейстерскую деятельность, поставив балеты «Ацис и Галатея» (1805; среди исполнителей С.Шевиньи ) и «Фигаро, или Напрасная предосторожность» (1806 или 1807 ). Этими постановками, наполненные новыми балетными решениями, он вошел в конфронтацию с директором балетной труппы Парижской оперы Пьером Гарделем , что привело к осложнению его дальнейшей работы в Парижской Опере.
В России
В 1808 году он разорвал контракт с Парижской Оперой и бежал в Санкт-Петербург вместе с несколькими артистами, в т.ч. с актрисой Жорж (настоящее имя Маргарита-Жозефина Веймер , которая была связана с Наполеоном полулюбовной, полушпионской историей ), и следующие четыре года (1808-1812) провел в России, обласканный высшими властями в качестве политэмигранта . Выступал в балетах Ш. Дидло : «Пастух и Гамадриада», «Амур и Психея», « Зефир и Флора »; в балете « », поставленном Ле Пиком по хореографии Доберваля ; в балете «Одному обещана, а другому досталась» Вальберха .
Критика писала о нем, что он «отличался поразительной легкостью и эластичностью движений: в три прыжка он перелетал всю сцену Большого театра » .
Очень скоро он настолько покорил русскую публику, что диктовал свои условия выступлений: 1200 рублей серебром, а еще через некоторое время его годовое вознаграждение достигло 60 тысяч рублей, что составляло сумму, в десять раз превышающую заработок Дидло! Но и этого оказалось мало: остановились на 100 000 рублей в год с ежегодным бенефисом на казенных расходах . Заработок Луи Дюпора был в пятьдесят раз больше, чем оклад балетмейстера Вальберха , возглавлявшего одно время вместе с Дидло всю Петербургскую балетную труппу императорских театров.
Потом один мужчина стал в угол. В оркестре заиграли громче в цимбалы и трубы, и один этот мужчина с голыми ногами стал прыгать очень высоко и семенить ногами. (Мужчина этот был Duport, получавший 60 тысяч в год за это искусство.) Все в партере, в ложах и райке стали хлопать и кричать изо всех сил, и мужчина остановился и стал улыбаться и кланяться на все стороны.
— Л. Толстой . « Война и мир ».
В Петербурге Дюпор поставил несколько балетов: «Венера и Адонис, или Мщение Марса», «Севильский цирюльник» (Альмавива и Розина), «Суд Париса», «Мелеодор и Зюлима», «Соланжская роза», дивертисмент «Праздник доброго помещика», «Трубадуры».
Всего Луи Дюпор протанцевал на петербургской сцене 118 раз . Партнершами Дюпора были выдающиеся русские танцовщицы Е. И. Колосова , М. И. Данилова , А.С.Новицкая , М.Н. Иконина , танцевавшие в России французские балерины Ж.Сен-Клер, Делиль.
Мемуарист Ф.Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях о Дюпоре в « Русской Старине » 1891 г: «Все движения его были исполнены приятности и быстроты; не весьма большого роста, был он плотен и гибок, как резиновый шар; пол, на который падал он ногою, как будто отталкивал его вверх; бывало, из глубины сцены на её край в три прыжка являлся он перед зрителями; после того танцы можно было более назвать полетами» .
Не менее восторженные мемуары оставил о пребывании в России Л.Дюпора и балетмейстер А.П.Глушковский («Воспоминание о великом хореографе К. Л. Дидло и некоторые рассуждения о танцевальном искусстве»): «Дюпор заключал в себе все, что необходимо для танцовщика: необыкновенную грациозность, легкость, быстроту и чистоту в танцах; пируэты были им доведены до совершенства и удивительного разнообразия. Он был в своем роде гений и ни в Париже, ни в Вене, ни в Берлине и Неаполе не находил себе соперников» .
Не обошли пребывание Дюпора в России своим вниманием и другие русские театральные историки и хроникеры: П. Арапов («Летопись русского театра»), А. Плещеев («Наш балет» [1673—1896. Балет в России до начала XIX ст. и балет в СПб. до 1896 г.]), В. Михневич («Пляски на Руси в хороводе, на балу и в балете» - Исторические этюды русской жизни, т. II), Р. М. Зотов («Театральные воспоминания», автобиографические записки) .
Тем не менее советский балетный критик Ю.Бахрушин считал, что такие почести, в том числе материальные, воздавались артисту только потому, что он бежал в царскую Россию от Французских революций и Наполеоновских войн (Наполеон в эти годы был врагом России: Отечественная война 1812 года ), считая Дюпора лишь техничным танцором, а его постановки слабыми и малоинтересными: «Дюпор был первоклассным танцовщиком. Техника его танца поражала, удивляла, восхищала зрителей, но не волновала их, так как мастерство артиста заключалось лишь в совершенстве формы, а внутренний мир героя не интересовал его. … В дальнейшем Дюпор решил обходиться без Дидло и начал сам выступать в качестве балетмейстера, ставя те балеты, которые были для него особенно выигрышными. Спектакли эти были крайне слабыми, их цель заключалась лишь в показе блестящей техники самого постановщика. Но великосветские зрители не обращали внимания на драматургическое убожество балетов Дюпора и продолжали восхищаться им» .
Завершение балетной карьеры
Уехав из России, Дюпор работал в европейских театрах. В 1812 году он поставил несколько спектаклей в Вене, в том числе возобновил знаменитый балет Ж.Доберваля « Тщетная предосторожность » .
В 1817 выступал в неаполитанском театре Сан-Карло, где скоро был назначен директоров театра; с 1819 — в Лондоне, где поставил балет «Адольф и Матильда», после чего вновь уехал в Вену, куда был приглашен преподавателем балета и директором в Кернтнертор-театр . Его успех в Вене также был огромен, в моду даже вошла обувь à la Duport .
В 1836 году вернулся в Париж.
Работал на сцене до 1840-х гг. и ушел из активной творческой жизни. Скончался в Париже 19 октября 1853 года.
Творчество
- 1805 : «Ацис и Галатея» ( Acis et Galatée ), собственная постановка ( Парижская Опера )
- 1806 : «Фигаро, или Напрасная предосторожность» ( Figaro ), по хореографии (Парижская Опера)
- 1806: L’Hymen de Zéphyr (Парижская Опера)
- 1808 : Figaro ( Вена )
- 1808: «Венера и Адонис, или Мщение Марса» ( Les Amours de Vénus et Adonis ), собственная постановка ( Санкт-Петербург )
- 1808: « Зефир и Флора », музыка Кавоса , балетм. К. Дидло — Зефир — Дюпор, Флора — М. И. Данилова ) Эрмитажный театр, Петербург
- 8.1.1809: «Амур и Психея» ( Psyche et l’Amour ), композитор К. А. Кавос , балетмейстер Ш.Дидло , Эрмитажный театр , Санкт-Петербург — в главных партиях Луи Люпор и М. И. Данилова
- 1809 — «Суд Париса», собственная постановка, Санкт-Петербург
- 15.2.1810: «Амур и Психея» ( Psyche et l’Amour ), композитор К. А. Кавос , балетмейстер Ш.Дидло , Большой Каменный театр — в главных партиях Л.Дюпор и Ж. Сен-Клер
- «Севильский цирюльник», собственная постановка, Санкт-Петербург
- «Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным» на музыку К. А. Кавоса, собственная постановка, Санкт-Петербург
- «Мелеодор и Зюлима», собственная постановка, Санкт-Петербург
- дивертисмент «Праздник доброго помещика», собственная постановка, Санкт-Петербург
- «Соланжская роза», собственная постановка, Санкт-Петербург
- «Трубадуры», собственная постановка, Санкт-Петербург
- 1812 : Zephyr (Вена)
- 1812: Die Spanische Abendunterhaltung (Вена)
- 1812: Der Blöde Ritter (Вена)
- 1813 : «Телемах на острове Калипсо» ( Telemach auf der Insel Kalypso ), по хореографии Ж.Доберваля (Вена)
- 1813: Der Ländliche Tag (Вена)
- 1813: Die Maskerade (Вена)
- 1813: Acis und Galatea (Вена)
- 1813: Die Erziehung des Adonis (Вена)
- 1814 : « Тщетная предосторожность » ( La Fille mal gardée ), по хореографии Ж.Доберваля (Вена)
- 1817 : Le Virtu premiata ( Неаполь )
- 1819 : Adolphe et Mathilde ( Лондон )
- 1819: «Шестеро наивных» ( Les Six Ingénus ) на музыку , собственная постановка (Лондон)
- 1819: La Rose (Лондон)
- 1822 : « » ( Le Jugement de Pâris )
- 1831 : L’Ottavino ( Турин )
Адреса
- В Вене — Ландштрассе, дом № 100.
Примечания
- ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, Гловацкий — Кетуракис, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл. (стб. 608-609)
- ↑ (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2738 дней])
- ↑ Дюпор, Луи // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007.
- (неопр.) . Дата обращения: 26 января 2011. 11 ноября 2011 года.
- Д. М. Трускиновская . «100 великих мастеров балета», Издательство: Вече, 2010 г., ISBN 978-5-9533-4373-2
- ↑ Ю.А.Бахрушин . «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)
- (неопр.) . Дата обращения: 26 января 2011. 11 ноября 2011 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 3 марта 2011. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 27 января 2011. 22 декабря 2008 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 26 июня 2022. 3 марта 2016 года.
Ссылки
- 2021-02-01
- 2