Interested Article - Израиль (Фёдоров)

Иеромонах Израиль (в миру Иван Фёдоров ) (апрель 1794 , Галичский уезд , Костромская губерния 2 ноября 1862 , Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь , Соловецкие острова , Кемский уезд Архангельская губерния ) — в 1829—1834 годах игумен Русской православной церкви , настоятель Свято-Троицкого Селенгинского монастыря . За ересь в 1834 году был лишён монашества и священничества и навечно сослан в тюрьму Соловецкого монастыря , где и умер после 28 лет заключения.

Биография

Ранние годы

Иван Фёдоров родился в семье крестьянина — приписного штатного служителя Паисиева монастыря у города Галича Костромской губернии . Выучившийся в семье грамоте Иван по настоянию отца в 1806—1812 годах обучался малярному делу и живописи в Петербурге. Уже с юношеских лет в нём обнаружилась тяга « углубляться в самого себя и бежать мирской суеты » и искать в монастырях « опытных подвижников и от них научиться жить по Божьему » . Весной 1816 года он тайно ушёл из родительского дома поступил в послушники Николо-Бабаевского монастыря Костромской епархии.

Монашество

В 1817 году в Николо-Бабаевском монастыре принял малый постриг под именем Израиль . Не найдя искомого удовлетворения в монастырском общежитии, он отправился странствовать по монастырям и некоторое время прожил в уединении в землянке в лесах Ярославской губернии . С 8 июля 1821 года монашествовал в том же Николо-Бабаевском монастыре. Находился под духовным покровительством ректора костромской духовная семинарии архимандрита Макария , позднее известного алтайского миссионера . В 1822 году был переведён в Богоявленский монастырь , а через два года был посвящён в иеродьяконы братства Ипатьевского архиерейского дома . В 1825 году епископом Костромским Самуилом Израиль был возведён в сан иеромонаха . По данным словаря А. А. Половцева , годы послушания Израиля во всех монастырях были отмечены написанными им иконами.

В ответ на просьбу епископа Иркутского и Нерчинского Михаила , обратившегося в Святейший правительствующий синод с ходатайством активизировать православное миссионерское служение среди коренных народов Забайкалья , было решено направить туда достойных священников, свободных от приходских обязанностей. Среди иеромонахов, в скором времени « принесших свою обильную лепту в общую миссионерскую сокровищницу », был и Израиль . 2 марта 1825 года он был переведён из Костромской епархии в селенгинский Троицкий монастырь , основанный в XVII веке на левом берегу Селенги между Байкалом и Верхнеудинском и являвшийся тогда фактическим религиозным центром присоединённого к России края .

Миссионерская деятельность и игуменство

Ко времени появления Израиля в Забайкалье там было только три православных миссионера, зато активную деятельность развивала протестантская английская миссия , которая использовала значительные материальные возможности для проповеди среди бурятского населения, в том числе, издавая и пытаясь распространять переводы христианских книг .

Учреждённое в 1813 году Российское библейское общество в свою очередь приступило к работе по переводу и изданию Священного Писания на бурят-монгольском языке . Большая часть тиража отпечатанного в типографии Библейского общества Нового Завета была разослана по регионам Забайкалья. При этом, в августе 1827 года несколько экземпляров книг передали в Иркутск епископу Михаилу (Бурдукову) для тщательной проверки качества перевода . К работе над исправлением возможных ошибок в тексте был приглашён переводчик и преподаватель монгольского языка в Иркутской семинарии, протоиерей А. И. Бобровников, в числе помощников которого оказался и иеромонах Израиль . В 1829 году сличение перевода со славянским текстом было завершено и исправленные книги были отправлены в Петербург издателю.

5 октября 1828 года иеромонах Израиль по поручению епископа Михаила (Бурдукова) постриг пустынника Василия Надежина, основателя Чикойского скита . , причисленного к Свято-Троицкому Селенгинскому монастырю, в монашество под именем Варлаам .

В 1829 году иеромонах Израиль был возведён в звание строителя монастыря . В 1830 году миссионер поселил в монастыре несколько десятков детей из семей, проживавших на монастырских землях и пострадавших от сильного летнего наводнения , уничтожившего в Троицкосавске каждый пятый дом , и организовал для них училище .

Одна из стен
Свято-Троицкого Селенгинского монастыря

При нём в 1831 году было начато сооружение вокруг обители каменных стен с угловыми башнями вместо полуразрушенной деревянной ограды, построенной в начале XVIII века, когда монастырь был одновременно и оборонительным форпостом .

В 1832 году статус монастыря, бывшего до того за штатом, был повышен до третьего класса, а Израиль был произведён в игумены архиепископом Мелетием (Леонтовичем) , назначенным в 1831 году новым руководителем Иркутской епархии. Сохранилось собственноручное письмо от 1 июня 1832 года, написанное уже игуменом Израилем управляющему Чикойским скитом, подведомственным Свято-Троицкому Селенгинскому монастырю, старцу иеромонаху Варлааму .

Не получавший систематического образования, Израиль был начитан, хорошо знал духовную литературу, среди прочих не расставался с книгой « О подражании Христу » католического монаха Фомы Кемпийского . Обладал даром слова и мог увлечь слушателей красноречием. Был определён благочинным монастырей забайкальского края. Совершал инспекторские поездки не только по церквям и монастырям Забайкалья, но не оставлял своим вниманием и место заключения осуждённых декабристов.

Еретичество

Митрополит Иларион (Алфеев) писал о сектах в истории православия, адепты которых, отвергая некоторые внешние формы церковного богослужения, уверяли, что само « восхождения ума к Богу » определяет возможность воссоединения с Богом .

Идеи мистиков -сектантов оказались довольно популярными в России начала XIX века. Один из идеологов обещанного Александром I общественного переустройства М. М. Сперанский , получивший богословское образование, писал 5 сентября 1804 года епископу Калужскому Феофилакту , что в христианстве « сами обряды потеряли истинный смысл и превратились в мертвую букву », так как истинный христианин « ищет соединения с Христом…, ищет восприять Его в себе, чтобы Он в нём вообразился, жил, действовал, располагал, управлял его мыслями, движениями, волею, словом, чтоб Христос был в нём, а он во Христе » .

Сибирский миссионер епископ Мелетий (Якимов) объяснял уход Израиля из Николо-Бабаевского монастыря тем, что расписывая иконы в устроенной в одной из башен мастерской, он устраивал там « самочинные и подозрительные собрания », из-за чего по инициативе настоятеля, архимандрита Анастасия вместе с « соумышленниками » был вынужден покинуть обитель и в годы последовавших странствий мог познакомиться с учениями различных мистических сект .

В Государственном архиве Республики Бурятия (ГАРБ) — фонд № 262 — хранится « Дело об обвинении иеромонаха Израиля в организации еврейской секты в Чикойском монастыре », включающее в себя материалы церковного следствия 1834 года — донесения в консисторию занимавшихся делом священников и протоколы допросов участников религиозных практик Израиля .

Своеволие игумена Израиля в церковных делах было отмечено уже в мае 1832 года, когда духовная консистория установила, что чикойский иеромонах Варлаам, наблюдение за которым было обязанностью игумена Свято-Троицкого Селенгинского монастыря, без предварительного разрешения епархиального архиерея крестил иноверцев и раскольников, не приглашая для того приходских священников и используя святое миро , выданное ему благочинным .

Фанатизм и боговдохновенность умного и начитанного игумена Израиля, который по его словам, восстанавливал истинное древнее богослужение, оказались привлекательными для забайкальских мирян. В 1833—1834 годах на собраниях в доме кяхтинского почётного гражданина Л. К. Молчанова он читал и толковал по-своему древние книги, убеждая слушателей, что Христос и окружавшие его евангельские персонажи воплощаются в участвовавших в богослужениях истинно верующих, причём поимённо назначаемых самим Израилем. Число последователей новоявленного « Ангела светлого », как он себя называл, доходило до 70 человек. Епископ Мелетий (Якимов) писал о сходстве учения Израиля с верованиями секты « духовных христиан » . Церковный историк, магистр богословия И. Я. Сырцов называл Израиля духовидцем .

17 февраля 1834 года Израиль приехал в Чикойский скит и в сильном раздражении « за окаменение сердец ваших » запретил Варлааму служить, забрал с церковного престола Евангелие и крест и велел отнести в свои покои. На следующее утро в присутствии Варлаама он провёл богослужение по установленному им обряду прямо в настоятельской келье, в зале которой на стульях сидели « три девицы и три женщины в белых костюмах и несколько лиц мужеского пола ». После воскресной службы, на которую в церкви собрались монахи и жители окрестных деревень, Израиль собственноручно « на Царские врата наложил четыре печати и приказал ни чему покровенному им не прикасаться и не совершать литургии » .

После донесения Варлаама епархиальному начальству ереси начальник Израиль был арестован и в августе 1834 года обвинён (по формулировке словаря Половцева) « во введении нового учения, противного учению святой церкви, в изменении чина божественной литургии и в дерзкой мечтательности о себе » .

Наказание

Историк, исследователь русского сектантства А. С. Пругавин в качестве примера узников монастырских тюрем — основателей и главных деятелей религиозных сект — приводил имя «известного мистика, игумена Селенгинского монастыря Израиля» .

По свидетельству М. А. Колчина, который в последней четверти XIX века изучал « секретные дела » узников Соловецкого монастыря, среди них хранилось дело (№ 2,202) « об игумене Израиле за изменение чина св. церкви и распространение своей веры в Сибири 1833 г. » . В приводимой им выписке из указа Синода значилось, что Израиль « бесстрашно » выдавал себя за « истинного сына божьего спасителя мира ». В соответствии с этим указом он был отстранён от управления монастырём, лишён « игуменства, священства и монашества » и отправлен навечно в Соловецкий монастырь, чтобы « под присмотром военной стражи » вразумлениями настоятеля Досифея были развеяны заблуждения Израиля о начавшемся в его лице тысячелетнем царствовании Иисуса Христа.

Подозрение в политической подоплёке

Характеризуя ситуацию в общественной жизни, С. Б. Броневский , много лет служивший в Сибири, в том числе, с 28 сентября 1834 года в должности генерал-губернатора Восточной Сибири, писал, что « мистика везде заметна и, может быть, не без важной политической цели », относя свой вывод к подозрениям на связь игумена Израиля с декабристами .

О посещении — « вероятно на основании особенного предписания » — Израилем декабристов в каземате Д. И. Завалишин написал в своих записках, что тот « был до того озадачен и сбит с толку новыми для него суждениями, что совершенно потерялся и поспешил убраться, прося только позволения прислать письменное своё рассуждение, где какими-то чертежами силился сделать наглядно понятным, „как вода может соединиться с огнём“ » .

По долгу службы был у декабристов и С. Б. Броневский, который отметил в воспоминаниях, что некоторые из них « предались религиозности, употребляя своё время, главнейше, в молитвах и хождении в Церковь Божию », но намекая на опасность, исходящую от « государственных преступников », добавил, что он « бы мог сказать что-нибудь отдельно о лицах этой категории, но оно не может иметь места без дозволения правительства » .

С. Б. Броневский не только увидел в духовных беседах будущих реформаторов скрытую секту «Возрождение Христа», но и высказывал опасение, что « некоторые духовные особы, так же, как их собрат архимандрит Израиль, в это замешены, и что тут заключается политическая цель к изменению в государстве порядка вещей » . В июле 1837 года С. Б. Броневский подал донесение начальнику III Отделения с целью убедить Николая I , что следствие по делу о секте Израиля было проведено поверхностно и должно быть пересмотрено, так как « много виновных осталось безгласно и секта тайно продолжает своё действие » не без участия ссыльных декабристов. Броневский уверял, что ересиарх Израиль при общении с государственными преступниками « говорил очень двусмысленное поучение и оставил им речь свою на бумаге, с секретными знаками ». По его мнению « тайные злоумышленные общества в известное происшествие увидели ясно своё бессилие и нелепость дерзкого предприятия. Этот урок, конечно, внушил мысль присоединить к себе некоторых духовных особ, ловко могущих действовать на толпу, посредством разных ересей, и расколов… » Николай I повелел учредить «Комитет для рассмотрения предположений Броневского, между прочим и о замеченной им ереси за Байкалом», в работе которого участвовал и обер-прокурор Синода.

Комитет не усмотрел ничего подозрительного во встречах Израиля с заключёнными декабристами, которым тот напомнил « о падении и искушении человека, о любви божией, наказующей и милующей, о кресте, смирении и вечном блаженстве ». В копии оставленного узникам поучения были не «секретные знаки», а только крестообразно написанные слова в поясняющие мистический образ воссоединения « божественного совершенства с ничтожеством человеческим в лице искупителя » . В октябре 1837 г. обер-прокурор Сятейшего синода Н. А. Протасов сделал вывод, что в делах духовного управления нет подтверждения « политической якобы цели Израиля » .

Годы в заключении

В 1838 году новый архимандрит Соловецкого монастыря Иларий Иродионов писал обер-прокурору Синода Н. А. Протасову по поводу содержавшихся в монастыре раскольниках, что « хотя участники в сектах раскольнических по оным между собою несогласны, от различия их мудрований, и явные один другого порицатели, но ненависть к нашей святой церкви у них единодушная » . Отлучённый от церкви игумен Израиль, бывший одним из самых яростных и непримиримых участников споров по вопросам веры, оказался в числе тех ссыльных мистиков, которые не одного монаха свели « с обычного пути аскетических умствований ».

К 1855 году Израиль стал более сдержанным в поведении, но по-прежнему оставался твёрдым в своих убеждениях. Архимандрит Александр , жалуясь в Синод на отсутствия помощника для вразумления еретиков, писал, что невежественные монахи к тому не способны, а более образованные и умные « сами заражаются (что и было к несчастию на опыте)… и это неизлечимая язва, если член братства впадёт в прелесть, согласится поверить еретику » . Настоятель предлагал отменить для него тюремный режим с военной охраной и перевести присмотр архипастыря одного из монастырей московской или казанской епархии.

В 1858 году статский советник М. С. Пилецкий-Урбанович , бывший сторонник мистического учения Е. Ф. Татариновой и активный участник до 1837 года её духовного кружка, автор известной книги «О скопцах» (1819), просил царя Александра II помиловать томящегося в монастырских застенках Израиля .

На отправленный по этому поводу запрос Синода архимандрит монастыря Мельхиседек (Прудников) 8 апреля 1859 года ответил, что бывший игумен Селенгинского монастыря Израиль до сих пор « находится прелести и крайне опасен для других, … должен быть здесь заключённым навсегда и нельзя его освободить по опасению за будущее ». Только в 1862 году очередной архимандрит Соловецкого монастыря Порфирий признал, что Израиль вполне раскаялся в душевных грехах" и обещал, что « в заблуждении пребывать более не намерен » .

Ограниченному в денежных средствах Израилю удавалось выписывать некоторые духовные журналы, прочитанное в которых он обсуждал с настоятелем. С особым интересом читал публиковавший материалы в защиту православия и критиковавший отступников от него издаваемый В. И. Аскоченским журнал «Домашняя беседа для народного чтения» , который А. И. Герцен называл «духовным журналом иезуитского православного направления» .

Однако, Синод не увидел доказательств прихода Израиля « к совершенно правильному пониманию истин веры ». Несмотря на ухудшение здоровья и слабость заключённого, его продолжали выводить на работы. Расписывал на лесах стены храма вплоть до августа 1862 года, когда из-за приступа болезни совсем « изнемог и кисти из рук выпали ».

69-летний старец скончался 2 ноября 1862 года. Откликнувшаяся на кончину узника газета « Иркутские епархиальные ведомости » писала :

Есть немало знающих покойного старца Израиля в России. Надеемся, что они весть о кончине его примут не без скорби, но и не без радости о том, что Господь удостоил его умереть с истинным покаянием в недрах Православной Церкви, от которой он уклонился было по недоразумению, но всегда ревновал о ней, как истинный сын её.

Комментарии

  1. По манифесту императрицы Екатерины II от 26 февраля 1764 года о секуляризации церковного имущества штатным монастырям и архиерейским домам было разрешено иметь определённое число штатных служителей, которые в них исполняли разные хозяйственные работы, но иногда и несли церковные и клиросные послушания. Упразднены они были только с отменой крепостного права в 1861 году — Богданова А. В. Штатные служители Соловецкого монастыря (последняя треть XVIII века) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. — Архангельск: 2014. Вып. 5. — С. 5-10.
  2. Свято-Троицкий Селенгинский монастырь был известен также своей тюрьмой с суровыми условиями содержания узников, зачастую безымянных.
  3. Словарь Половцева сопровождил факт открытия Израилем училища следующим комментарием: « 12 апреля 1833 г. за самовольное заведение училища сделан был ему выговор ».
  4. В ноябре 1835 года Синод разрешил иеромонаху Варлааму, который лжеучением Израиля « прельщён не был », вновь освятить его опечатанный храм
  5. Крест на сопке близ Читы .
    Акварель Н. А. Бестужева
    С. Б. Броневский в своём донесении обращал внимание на часто используемую Израилем эмблему своей ереси — крест — и на то, что в период его игумества кресты были воздвигнуты в приметных местах, « особенно где пребывали государственные преступники ». Епископ Нил , возглавивший иркутскую кафедру в апреле 1838 года, посчитал, что это по большей части проявление « чистой набожности, а не символ новейшего ложемудрствования ». Исключение составили два креста, поставленные самим Израилем, по мнению епископа « их надо действительно убрать » — // Константинова Т. А. Деятельность православных епископов Иркутской епархии против старообрядцев в конце XVIII — первой половине XIX вв. // Широкогоровские чтения. Материалы научной конференции. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2001. — 73 с. — C. 39-42.
  6. М. С. Пилецкий-Урбанович в 1811—1813 годах служил надзирателем по учебной и нравственной части в Царскосельском лицее .
  7. Изменение отношения Израиля к архимандриту подтверждалось тем, что летом 1862 года он в торжественных стихах отметил спуск на воду нового монастырского арохода «Надежда» — /Альманах «Соловецкое море». № 7. 2008 г.

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 2 декабря 2017. 19 января 2018 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 2 декабря 2017. 9 марта 2022 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 2 декабря 2017. Архивировано из 8 декабря 2017 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 2 декабря 2017. 8 декабря 2017 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 2 декабря 2017. 8 декабря 2017 года.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 2 декабря 2017. 22 октября 2017 года.
  7. Кульганек И. В. Неизвестная работа А. М. Позднеева о переводе Священного Писания (Из архива востоковедов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской академии наук) // Исторический вестник. — М. — Воронеж: Историческая подкомиссия Юбилейной Комиссии Русской Православной Церкви, 2000, № 7. — С. 43-70
  8. Иванова Е В. Пустынник Варлам Чикойский. Эпизод из истории русского православного миссионерства в Забайкалье — // Православие и общество: грани взаимодействия — Чита, ЗабГУ, 2017. — 172 с. — С. 82-83
  9. (неопр.) . Дата обращения: 4 декабря 2017. 5 декабря 2017 года.
  10. Дроботушенко Е. В. К вопросу об «острожной» составляющей застройки Селенгинского Свято-Троицкого монастыря // Баландинские чтения — Новосибирск: НГУАДИ, 2014, № 1. — С. 228—235
  11. Кондаков Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 334 с. ISBN 5-8064-1013-7
  12. Письмо М. М. Сперанского к Феофилакту — //В память графа Михаила Михайловича Сперанского. 1772—1872 — СПб: Имп. Публ. б-ка, 1872. — 855 с. — С. 369—376
  13. (неопр.) . Дата обращения: 2 декабря 2017. 4 ноября 2017 года.
  14. Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы против сектантов. — М.: Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1905. — 132 с.
  15. Кубалов Б. Г. С. Б. Броневский и его донос 1837 г. — // Декабристское кольцо: Вестник Иркутского музея декабристов. Сборник статей. Вып. 1. — Иркутск: Оттиск, 2011. — 270 с. ISBN 978-5-905847-05-9
  16. Записки декабриста Д. И. Завалишина — Mǜnchen: J. Marchlewski @ C°, 1904, части 3-4, сс. 119—120
  17. Матханова Н. П. Генерал-губернатор Семён Богданович Броневский как мемуарист и любитель музыки — //Личность в истории Сибири XVIII—XX веков. Сборник биографических очерков. — Новосибирск: ИД Сова, 2007. — С. 41-52
  18. (неопр.) . Дата обращения: 2 декабря 2017. 3 декабря 2017 года.
  19. Черейский Л. А. Пушкин и его окружение — Л.: Наука, 1975. — 520 с. — С. 310—311
  20. Фруменков Г. Г. Узники Соловецкого монастыря — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1968. — 200 с. — С. 128, 134
  21. (неопр.) . Дата обращения: 2 декабря 2017. 13 декабря 2017 года.
  22. Герцен А. И. Собр. соч. В 30 т. — Т. 18: Статьи из «Колокола» и другие произведения 1864—1865 годов. — М.: АН СССР, 1959. — С. 199

Литература

Упоминания Израиля в дореволюционной литературе

  • Птицын В. Селенгинская Даурия: очерки Забайкальскаго края; в 2-х частях. — СПб: Экономическая Типо-Литография, Б. Вульфова ул.,23 — 1896 — С: 40, 161-163.
  • Сырцов И. Соловецкие колодники — Архангельские епархиальные ведомости, № 21, часть неоф. — 1891 — С: 297-300.
  • Сырцов И. К истории мистических сект в Сибири — Тобольские епархиальные ведомости, №№ 13-20 — 1890.
  • Максимов С. В. Год на Севере — 1890 — С: 141-142.
  • Завалишин Д. И. Записки декабриста — С: 282-283.
  • Шашков С. История русской женщины — СПб: Тип. А.С. Суворина — 1879 — С: 229.
  • Кончина узника Израиля — Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям, № 10 — 1863 — С: 123-124.
  • Пругавин А. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством — 1905 — С: 48, 77-78.
  • Козьмин Н. Очерки прошлого и настоящего Сибири — 1910 — С: 64-67.
  • Мелетий, архим. Пустынник Варлаам — 1875 — С: 8-9, 14, 25-30, 32-33, 35.
  • Колчин М. Ссыльные и заточенные в Соловецкий острог — 1908 — С: 23, 48, 100-101, 117-121, 160, 165 .
  • Максимов С. В. Сибирь и каторга. Виноватые и обвинённые — 1871 — 209-211.

Same as Израиль (Фёдоров)