Быстрые движения (мини-альбом)
- 1 year ago
- 0
- 0
Новые религиозные движения Японии ( яп. 新宗教 синсю:кё: ) — новые религиозные движения , которые, как правило, были основаны в Японии после первой половины XIX века. Их противоположность — «укоренившиеся религии» ( яп. 既成宗教 кисэйсю:кё ) .
Почти все синсюкё крайне склонны к религиозному синкретизму — они вобрали в себя как иностранные, так и японские религиозные элементы .
Точное количество таких религиозных движений установить очень трудно, но, вероятнее всего, оно исчисляется сотнями (около 300—400 сект). Согласно академическим исследованиям, синсюкё с количеством адептов более половины миллиона не так много. К таковым причисляют: Сока Гаккай , Кёдан абсолютной свободы , , , и Тэнрикё . Сект с количеством членов от 100 000 до 500 000 около пятидесяти. Некоторые из них: , Оомото , . Большинство других синсюкё имеют менее сотни тысяч, а иногда и десяти тысяч адептов .
Исследователи связывают возникновение большинства ранних новых религиозных движений с политикой правительства Мэйдзи в отношении укоренившихся религий. Власти проводили политику разделения буддизма и синтоизма ( симбуцу бунри ), и уложили все кисэйсюкё в прокрустово ложе своего строгого регламента, что повлекло за собой появление множества разочаровавшихся верующих . Возникли ранние синсюкё , которые старались удовлетворить религиозные нужды потерявших веру граждан. К ранним новый религиозным движениям причисляют: (1857), Конкокё (1859), (1814), Тэнрикё (1838) и Оомото-кё (1892). В основном синсюкё возникали в селах. Некоторые из них были образованы не в эпоху Мэйдзи, а в поздний период Эдо и не связаны с религиозной политикой правительства Мэйдзи. Одной из самых влиятельных ранних сект оказалась Оомото-кё, которая заложила основы для большинства новых религиозных движений будущего. В частности, лидер Оомото, Онисабуро Дэгути , использовал множество средств массовой коммуникации для проповеди. Подобный подход к прозелитизму был перенят многими другими синсюкё. Помимо этого, это религиозное движение является предшественником весьма крупной секты , которой ранее был членом Оомото .
Новые религиозные движения 1920-х и 1930-х годов возникали в основном в городах, что отчасти связано с усилившимся процессом урбанизации в Японии. Политика самоизоляции давно была отменена, в связи с чем в Японию хлынуло множество новых западных идей. Тем не менее, японское государство активно продвигало такие японоцентричные идеи как кокутай и кокка синто . На духовно-религиозные идеи иного толка власти смотрели с опаской и пытались репрессировать, что, как считают некоторые исследователи, послужило предпосылкой к созданию новых религиозных движений той эпохи. К таковым причисляют: Хито-но Мити (1925), Рэйюкай (1925), Сэйтё-но Иэ (1930), Сэкай Кюсэй-кё (1935) и Сока Гаккай (1930). Последнее стало самым успешным синсюкё в Японии после своего восстановления в 1950-х годах .
Законы тех времен делали очень трудным создание и организацию новых религиозных движений, от чего многие секты легально являлись не религиозными школами, а, к примеру, общественными движениями . К синсюкё относились как к полурелигиозным ( яп. 宗教類似団体 сю:кё: рюидзи дантай ) или квазирелигиозным организациям ( яп. 擬似宗教団体 гидзи сю:кё: дантай ) . Власти смотрели на такие объединения крайне осторожно и пытались ограничивать их активность .
Многие новые религиозные движения были жестоко репрессированы. На Оомото-кё были совершены гонения в 1921 и 1935 годах, после чего секта не смогла вернуться в прежнее состояние. Хоммити ( яп. 本道) , филиал Тэнрикё, был репрессирован в 1928 и 1938 годах за пророчества о бедствиях в Японском государстве. Гонениям подверглась и секта Гэдацукай в 1934 году за проводимые ею сеансы духовного лечения. В 1943 было репрессировано движение Сока Гаккай, которое отвергало святость талисманов из святилища Исэ . , основатель секты, впоследствии умер в тюрьме в 1944 году .
Новая конституция Японии , принятая после окончания Второй мировой войны , гарантировала свободу вероисповедания . Был разработан закон о религиозных корпорациях ( яп. 宗教法人法 сю:кё: хо:дзин хо: ) , цель создания которого заключалась в официальной регистрации новых религиозных движений и обеспечении их экономической независимости. Множество репрессированных сект смогли восстановиться, а те, которые ранее были официально закреплены как филиалы кисэйсюкё — стать самостоятельными. К примеру, подобное произошло с сектой Синнё-эн , которая долгое время считалась частью буддийской школы сингон . Известными синсюкё третьей волны считаются (1951) и Махикари (1959) .
К четвертой волне японских новых религиозных движения исследователи чаще всего относят те, которые были образованы начиная с 1970-х годов и позже. Образование ранней части этих сект являлось реакцией на волнения в обществе, которые были связаны с нефтяным кризисом 1973 года .
Самые последние религиозные образования, включая секты 70-х годов, в журналистской среде получили термин син-синсюкё ( яп. 新新宗教 син-синсю:кё: , «ново-новые религии») . Большая часть таких сект имеет свои корни в движении Нью-эйдж . Зачастую в таких религиях весьма значительным является концепт мира духов ( яп. 霊界 рэйкай ) и его связь с миром людей. Не менее важным элементом доктрин является оккультизм и вера в сокрытые тайны человечества, в частности в существование потерянных древних цивилизаций или материков (к примеру, Атлантиды или Пацифиды ). Помимо использования привычных средств массовой информации, син-синсюкё создают специальные аниме и мангу в качестве проповеди .
Видными представителями религиозных движений четвёртой волны являются Аум синрикё (1984) и (1986) .
Из-за событий зариновой атаки в токийском метро , которая была проведена сектой Аум синрикё, в закон о религиозных корпорациях были внесены изменения уже в год инцидента. Согласно поправкам, всем религиозным движениям нужно быть зарегистрированными в министерстве образования, культуры, спорта, науки и технологий , а финансовая ситуация любой секты теперь должна быть прозрачной. К тому же, консультативный совет министерства, который известен как , получил больше прав на расследования тех религиозных сообществ, которые подозреваются в нарушении закона .
Наименование | Основатель | Год основания |
---|---|---|
Мунэтада Куродзуми | 1814 | |
Тэнрикё | 1838 | |
Нагамацу Ниссэн | 1857 | |
Конкокё | Конко Дайдзин | 1859 |
Оомото-кё | Дэгути Нао , Дэгути Онисабуро | 1892 |
Кёдан абсолютной свободы | Мики Токухару, Мики Токутика | 1925 |
Какутаро Кубо | 1925 | |
1930 | ||
Сока Гаккай | 1930 | |
Сэкай Кюсэй-кё | Мокити Окада | 1935 |
Масахиса Гой | 1951 | |
Махикари | 1959 | |
Аум синрикё | Сёко Асахара | 1984 |
1986 |