Interested Article - Иоанн Майраванеци

Иоа́нн Майраванеци́ , ( арм. Հովհան Մայրավանեցի ; около 572—650 ) — армянский философ и гуманист VII века. Основная тема трудов — социальное неравенство . Яростный противник халкидонского вероучения, решительно выступал против попыток объединения армянского и греческого церквей .

Основные мысли философа

Биографические данные крайне скудны . Был священником в одном из монастырей Двина , а в 621—628 годах местоблюстителем католикоса Комитаса Ахцеци . Боролся против халкидонской догматики из-за чего в 634 году вошёл в конфликт с католикосом . В результате ушёл в отдалённый монастырь Майраванк в Бджни , затем переселился и оттуда . Взгляды Иоанна Майраванеци были довольно прогрессивными для своего времени. Вероятно был первым армянским мыслителем, который рассматривал вопросы социальной справедливости на фоне христианского учения . Пытался анализировать моральные аспекты социальных конфликтов в феодальном обществе . Майраванеци высказывался против судьбы и предопределения (известно, что такие понятия применялись правящим классом для того, чтобы угнетенные слои общества смирились с тем, что так предопределено судьбой: одни являются рабами , а другие над ними господствуют). Иоанн утверждал, что человек , будучи разумным существом , сам должен свободно определять свои действия, поступки : «нужно думать и мыслить о страданиях бедных и обездоленных, нужно думать, что они — братья и нуждаются во всем необходимом так же, как и все остальные» . «Все люди сотворены равными, солнце светит для всех одинаково, у всех в жилах течет одна и та же кровь, но один поглощает долю других и создает неравенство между людьми» .

С именем философа связан монастырь Майраванк, упоминающийся с VII века. Мыслитель часто противился католикосу Езру Паражнакеци. Последний в ответ на это, с целью унижения своего идейного врага, переименовал монастырь в Майрагом (гом — хлев ), а Ована — в Майрагомеци.

Примечания

  1. Agop Jack Hacikyan, Gabriel Basmajian, Edward S. Franchuk, Nourhan Ouzounian. . — Wayne State University Press, 2002. — Vol. II. — P. 48—49.
  2. ↑ Философская Энциклопедия. В 5-х т / Под редакцией Ф. В. Константинова. — М. , 1960—1970.
  3. Lynn Jones. // Journal of the Society for Armenian Studies. — 2003. — № 12 . — С. 47 .
  4. Robert W. Thomson. // Revue des études arméniennes. — Paris, 1988—1989. — Т. XXI . — С. 175 .
  5. ↑ // Армянская советская энциклопедия. — Ер. , 1980. — Т. 6 . — С. 552 . 26 января 2021 года. (арм.)

Литература

  • В. Чалоян . Под редакцией Ф. В. Константинова. Иоанн майраванеци // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия (рус.) . — 1960—1970. . В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
  • «Шогакат», Армяноведческий сб., кн. 1, Вагаршапат , 1913, с. 84-113. В. Чалоян. Ереван.
  • Иером. Андреас (Езекян) Ованнес Майраванеци // Православная Энциклопедия. т. 52. Москва. 2018. С. 357-358.
  • Иером. Андреас (Езекян) О жизни и деятельности Ована Майрагомеци // «Эчмиадзин». 2018. № 6. С. 30-48 (на арм. яз.).
  • Архим. Андреас (Езекян) О сочинении «Об изображениях и описаниях» Ована Майрагомеци // «Эчмиадзин». 2019. № 9. С. 119-124 (на арм. яз.).
  • Архим. Андреас (Езекян) О взглядах Ована Майрагомеци на учение о Св. Троице и христологию // «Эчмиадзин». 2020. № 6. С. 15-31 (на арм. яз.).


Same as Иоанн Майраванеци