Найманы (казахи)
- 1 year ago
- 0
- 0
Каза́хи ( каз. қазақтар , قازاقتار /qɑzɑqtɑr/ ; ед. қазақ , قازاق /qɑzɑq/ ) — тюркоязычный народ , основное (70 %) и коренное население Казахстана , проживают также в смежных с Казахстаном районах Китая , Узбекистана , России , Туркменистана , Киргизии . Второй по численности народ в Монголии , третий в Узбекистане и четвёртый в Туркменистане . Язык — казахский , входящий в кыпчакско-ногайскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков . Также широко распространён русский язык и другие языки . Казахский этнос сложился в XV веке из объединения различных племен тюркского и монгольского происхождения . Большинство верующих — мусульмане-сунниты .
По основной версии, слово «қазақ» в переводе с тюркских языков означает «свободный, вольный, независимый человек» .
Впервые тюркское слово «казак» ( «قازاق» ) достоверно зафиксировано в словарях XIII—XIV веков « Codex Cumanicus » и мамлюкско-арабском словаре, изданном Мартином Т. Хаутсмa , в значениях «бессемейный», «одинокий», «неприкаянный» или «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник» , а также «свободный» . Позже значение слова менялось. У слов «казах» и «казак» общая этимология . См. Этимология слова «казак» .
До появления Казахского ханства на территории восточного Дешт-и-Кипчака существовало государство Узбекское ханство . Его жителей называли узбеками . В XV веке в Золотой Орде , и в восточной его части в частности, происходили процессы дезинтеграции. Одним из первых источников, использующих термин «узбак-казак» для обозначения подданных Жанибек-хана и Керей-хана , основателей Казахского ханства, является труд « Тарих-и-Рашиди » Мухаммада Хайдара Доглата . Процесс разделения на новые этнополитические общности отражен в труде Рузбех-хана Исфахани «Михман-наме-и Бухара»: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] — шибаниты , и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя — мангыты , а [из] них цари астраханские » . С начала XVI века, после откочевки части кочевых племен с современной территории Казахстана во главе с Шейбани-ханом в Мавераннахр , термин «казак» , начинает приобретать этнический характер . Приставка «узбек» («узбак») исчезает.
В царской России и в советское время с 1734 года до 1925 года нынешних казахов называли киргиз-кайсаками или киргизами , по официальной версии, тогда это делалось, чтобы не путать казахов с казаками , так как до 1734 года казахов называли казаками, а Казахское ханство — Казачьей Ордой.
В литературе и документах Русского государства XVI—XVII веков употреблялся в отношении казахов этноним казак . Например, русский летописец первой половины XVII века Савва Есипов , сообщая о происхождении хана Кучума , Казахское ханство называет «Казачьей ордой» .
Ещё в 1827 году А. И. Лёвшин доказывал, что «киргиз есть название народа совсем другого… название казак… принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют» .
В книге русского этнографа и географа Е. К. Мейендорфа «Путешествие из Оренбурга в Бухару», написанной в начале XIX века, отмечается, что «они [казахи] не называют себя киргизами, а именуют казаками, что означает „всадник“ — по мнению одних, „воин“ — по мнению других. Они утверждают, что киргизами их называют башкиры, но им неизвестно, откуда взялось это слово» .
Историк Г. В. Вернадский в труде «Монголы и Русь» (1943) указывает: «Форма казах, теперь официально принятая в Советском Союзе, вариант слова казак, которое в нескольких тюркских диалектах означает „свободный человек“, „свободный искатель приключений“ и, отсюда, „житель приграничной полосы“. В его основном значении этим словом называли как группы татарских, украинских и русских поселенцев (казаки), так и целый среднеазиатский народ киргизов (казахов)» .
19 апреля 1925 года 5-м Всеказакским съездом Советов принято постановление «О восстановлении имени „ казаки “ за киргизской национальностью». Для восстановления фонетически максимально близкого к самоназванию имени киргизского народа 5-й Всеказакский съезд Советов постановил: впредь киргиз именовать казаками . С этого момента в СССР начал использоваться исторический правильный этноним казак , Киргизская АССР была переименована в Казакскую АССР. До 1936 года в справочных изданиях можно также встретить термин киргиз-казак , использовавшийся для уточнения термина во избежание путаницы с казаками .
Современная форма этнонима казах была установлена в феврале 1936 года незадолго до преобразования Казакской (а с 5 февраля 1936 года Казахской) АССР в Казахскую ССР в декабре 1936 года.
Антропологически казахи относятся к южносибирской расе , переходной между монголоидной и европеоидной большими расами
Исследование связи изменчивости Y-хромосомы (наследуемой по мужской линии) и родовой структуры казахов (степной аристократии и духовенства) выявило частичную положительную связь между социальным и биологическим родством у казахских родов; для двух родов ( торе и кожа ) генетические исследования подтвердили этнографические данные о происхождении этих родов: у торе (ведущих свою легендарную генеалогию от Чингисхана) обнаруживаются высокие частоты монгольских гаплогрупп, а у рода кожа (ведущих свою легендарную генеалогию от исламских миссионеров из Аравии) — высокие частоты ближневосточных гаплогрупп Y-хромосомы . При исследовании одного из крупнейших казахских родов аргынов было показано что родоначальником аргынов мог являться золотоордынский эмир Караходжа (XIV век) или его ближайшие предки. С другой стороны обнаружилось сходство аргынов с казахами Алтайского нагорья и монголами, что показывает наличие так называемого «суперстрата», привнесённого позднейшими миграциями тюркоязычных и монголоязычных народов, что привело к тому, что ко времени формирования родоплеменной общности аргынов те уже были тюркоязычны, как и генеалогический основатель клана Караходжа .
Казахстанские специалисты пришли к выводу, что на основании этногеномного анализа как по аутосомным маркерам и по данным полиморфизма Y-хромосомы, формирование казахского этноса относится к периоду XIII—XV веков (эпохе Золотой орды) .
С древности этническая картина территории нынешнего Казахстана была разнообразной, её населяли племена и народы разного этнического происхождения, впоследствии оставивших свой след в этногенезе современных казахов.
В северном степном поясе Центральной Азии исторически сложилась одна из ранних форм мировой цивилизации — скотоводческое кочевое хозяйство . Значительным достижением эпохи неолита в центральноазиатском регионе явилась выездка верхового коня .
Бронзовая эпоха представлена памятниками андроновской культуры , которые датируются XII—XVIII вв. до н. э.
Письменные свидетельства о племенах, населявших нынешнюю территорию Казахстана, появились в сер. 1-го тыс. до н. э. Геродот в своей « Истории » описывает саков (VII—III вв. до н. э.) и упоминает об их соседстве с Ахеменидским Ираном , а также об их борьбе с персидскими завоевателями, царями Киром II и Дарием I . Царица южных саков — массагетов , кочевавших в Приаралье, Томирис , казнила самого Кира в 530 году до н. э.
В ІІ в. до н. э. на территории Казахстана главную роль играли племенные союзы — усуни и кангюй . Во II веке до н. э. приблизительно 160 году до н. э. индоиранское либо тюркское племя усуней переселилось с севера территории современного Восточного Туркестана на земли саков-тиграхауда в Семиречье . Примерно в то же время в районе нижней и средней Сырдарьи образовалось государство Кангюй . Считается, что эти племена могли оставить свой след в этногенезе казахов, так как в Старшем Жузе существуют роды с похожими названиями — Канлы и Сары-уйсын . Кроме того, основные роды старшего жуза — Албан, Дулат, Суан, Шапырашты, Ысты и Ошакты обобщённо называются Уйсунями, то есть являются уйсунскими родами.
Во II и I вв до н. э. на территорию современного Казахстана из степей к северу от Китая продвинулись хунну (относительно происхождения хунну в науке нет общепринятого мнения, выдвигаются монгольская, иранская, тюркская и другие гипотезы). По рассказу Китайского историка Сыма Цяня (135—67 гг.) радикальное изменение общей ситуации в Центральной Азии произошло в « период воюющих царств », то есть 403—221 гг. до н. э. Эти изменения связаны с образованием первой кочевнической империи в Центральной Азии, которая была создана племенным союзом хунну или гуннов . Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 году до н. э., когда хунну совершили поход на Китай. Примерно в 51 году до н. э. империя раскололась на две части: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные хунну сохранили независимость, но были вытеснены в Среднюю Азию.
В 376 г. народ, именуемый в западных источниках как гунны, оказался непосредственно у границ Римской империи . Гипотеза о происхождении гуннов от центрально-азиатского народа хунну , упоминаемого в предшествующее время в китайских источниках, принимается большинством учёных . Имя в форме «Гунны» введено в научный оборот в 1926 году историком К. А. Иностранцевым , чтобы отличать европейских хунну от азиатских .
После распада империи гуннов на историческую арену евразийских степей вышли тюрки , которые в середине VI века создали одно из крупнейших в истории человечества древних государств в Азии простиравшееся от Чёрного до Жёлтого моря .
Будучи выходцами с Алтая , тюрки вели свою родословную от гуннов. По мнению китайских летописцев, тюрки являлись прямыми потомками западных хунну, обосновавшихся во времена «Великого переселения народов» на Алтае. В качестве доказательства китайские источники приводили общность обычаев и традиций, общественно-политического устройства хунну и тюрков. Возвышение тюрков началось с приходом к власти в 534 году правителя Бумын-кагана . Весной 552 г. тюрки в союзе с китайцами нанесли сокрушительное поражение Жужаньскому каганату от которых тюрки ранее находились в вассалитете . Так зародился Тюркский каганат . В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганат . В Западно-тюркский каганат входила территория современного Казахстана , а также Средняя Азия , Северный Кавказ , Крым , Урал и Поволжье . Этнополитическим ядром каганата стали «десять племён» ( десятистрельные тюрки ) состоявшие из пяти племён нушиби и пяти племён дулу . Этноним дулу в форме « дулаты » позднее был известен в родоплеменной структуре казахов .
Период существования Тюргешского каганата характеризуется постоянными войнами с китайцами, а также началом арабской экспансии в Среднюю Азию. С проникновением сюда арабов, в среднеазиатском регионе среди оседлого земледельческого населения постепенно распространялся ислам . Произошли большие изменения в материальной культуре тюрков. Древняя тюркская письменность была заменена арабской , в лексику пошло много арабских слов, был принят исламский календарь , в быту появились религиозные праздники, погребение совершалось по мусульманскому обряду.
После распада Тюргешского каганата образовались несколько государств: Огузская держава , Карлукский каганат и Кимакский каганат . В середине VIII века между карлуками и огузами развязалась война за тюргешское наследство. Огузы в этой борьбе проиграли и ушли к Сырдарье , где и образовали Огузскую державу, а карлуки остались в Семиречье и создали раннефеодальное государство — Карлукский каганат. Огузские племена долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия оставили заметный след в этнической истории казахов.
Карлуки вели постоянные войны с арабами и Саманидами , которые объявили «священную войну» против тюрков. В 940 году, после свержения последнего карлукского кагана в Баласагуне Сатук Богра-ханом , к власти в Семиречье пришла новая династия — Караханиды . В 932 году Сатук Богра-хан принял ислам и мусульманское имя Абд ал-Карим. Караханидское государство стало первым тюркским государством принявшим ислам в качестве государственной религии.
В начале XI века из Заволжья половцы продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков . Затем половцы пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная , таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша , которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кыпчак или, в русских источниках, поле Половецкое .
На протяжении примерно полутора веков (конец XI — середина XIII вв) между кипчаками и русскими княжествами происходят серии военных конфликтов ( Русско-половецкие войны ). Кипчаки производят постоянные нападения на южную Русь: опустошают земли, угоняют скот и вывозят имущество, уводят массу пленных. К 1055 году относится их первое появление у русских границ. В 1061 году произошло первое нападение на русские земли .
После европейского похода Батыя 1236—1242 годов половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но составили основной массив тюркского населения Золотой Орды , внеся вклад в формирование казахов.
В 1218 году началось вторжение монгольских племён хунгират, найман, меркит и кереит, в Степь под предводительством сына Чингисхана Джучи и далее в Мавераннахр . Кипчаки поначалу оказывали войскам Джучи сопротивление, но затем присоединились к ним, некоторые добровольно, а некоторые и после поражения. Местная кипчакская знать поступила на службу к ним, а рядовые кочевники составили значительную часть армии, двинувшейся во главе с Бату (Батыем) в 1237 году на покорение Восточной Европы . Тюркская степь вошла в состав трёх улусов Чингис-хана, которые возглавили его сыновья.
Внук Чингисхана Батый основал в низовьях Волги новое монгольское государство Золотая Орда . Немногочисленная верхушка очень быстро ассимилировалась среди местного тюркского населения войдя в родоплеменной союз под названием — Торе. Основную массу ордынцев составляли тюркские племена, главным образом, кыпчаки , а также канглы и многие другие. Папский посол Гийом де Рубрук , обобщая, называл их всех татарами. Интересно, что многие обычаи ордынцев, описанные Рубруком в 1253 году , до сих пор бытуют у современных казахов. Нормы кочевой жизни стала регулировать « Яса » Чингисхана — свод обычного права, приспособленного к новым условиям. Впоследствии нормы «Ясы» были в определённой степени использованы при создании казахского кодекса законов « Жеты Жаргы » (Семь уложений).
Во времена правления хана Узбека (1313—1341) и его сына Джанибека (1342—1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. В начале 1320-х годов Узбек-хан провозгласил ислам государственной религией. С шестидесятых годов XIV века, со времён Великой замятни, произошли важные политические перемены в жизни Золотой Орды. Начался постепенный распад государства. После смерти хана Кичи-Мухаммеда (1459) Золотая Орда прекратила существовать как единое государство.
После разгрома Золотой Орды в 1391 году Тимуром она окончательно распалась на свои два крыла — западную Ак-Орду (Белую Орду между Волгой и Доном) и восточную Кок-Орду (Синюю Орду). Кок-Орда в свою очередь разделилась на Ногайскую Орду (1440 — на землях современного западного Казахстана) и недолговечное ханство Узбек-хана на Сырдарье (1428). В 1458 году, недовольные жёсткой политикой хана Узбекского улуса Абулхайр-хана , ханы Жанибек и Керей откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье , на земли правителя Могулистана Эсен Буги , где образовали Казахское ханство (1465).
Произошёл окончательный период консолидации тюркских племён в единый казахский этнос. Казахскому хану Касыму (1445—1521) удалось объединить под своим началом остальные степные племена Восточного Дешт-и-Кипчака и в борьбе с шейбанидами Мавераннахра на юге и Ногайской Ордой на западе расширить границы своего государства от Иртыша до Яика . Он даже захватил Сарайчик — столицу Ногайской Орды. При Касым-хане численность казахов достигла миллиона человек
В начале 30-х годов XVI века в Казахском ханстве началась война между внуками Жанибек-хана. Из этой междоусобицы, называемой также « », победителем вышел сын Касым-хана Хак-Назар-хан [ нет в источнике ] .
Хак-Назар (правил 1538—1580) продолжил дело укрепления Казахского ханства, отобрал у Могулистана Семиречье и отбил у Ногайской Орды степи Сары Арки . В 1580 году при Есим-хане частью Казахского ханства стал и Ташкент , который позже стал столицей Казахского ханства.
Есим-хан провёл коренное реформирование политической системы казахского государства. Вместо улусной системы в начале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно-территориальными объединениями — жузами.
В 1635 году на Джунгарской равнине между хребтами Тянь-Шаня и Алтая образовалось новое монгольское государство — Джунгарское ханство . С тех пор начинается растянувшееся в общей сложности более чем на 100 лет казахско-джунгарская война . Главные события войны с джунгарами входят в историю как « Годы великого бедствия » («Актабан шубырынды») . Считается, что погибло до трети казахского населения, многие были вынуждены мигрировать в Среднюю Азию и другие регионы.
В результате военной кампании 1741—1742 гг. крупнейшие владельцы Среднего жуза признали себя вассалами Джунгарского хунтайджи. Хан Аблай был взят в плен. Видные султаны Старшего жуза перешли на сторону победителей, дали аманатов (заложников) и обязались платить джунгарам дань. Хан Среднего жуза Абулмамбет также направил своего младшего сына, султана Абулфейза, в Джунгарию в качестве заложника и платил дань. Таким образом, Средний жуз был поставлен в такое же положение зависимости от Джунгарского ханства, как и Старший жуз. В эти годы относительную самостоятельность сохранил только хан Младшего жуза Абулхаир , который и возглавил военное противостояние с джунгарами. Но позднее и он также был вынужден отправить к хунтайджи своего сына. Предоставление родовитых аманатов признавалось гарантией соблюдения договорных отношений сторон по установлению сюзеренитета-вассалитета .
В 1729 г. произошло кровопролитное сражение казахских сарбазов с джунгарскими завоевателями на юго-востоке от озера Балхаш, в местности Аныракай, где объединённые силы трёх жузов под руководством Абулхаира одержали победу. Войска завоевателей начали отступать по р. Или на восток. Но позднее предводители казахского ополчения, в связи со смертью формального хана казахов Болата , рассорились из-за власти, что привело к вынужденному миру 1730-х годов и ослабило казахское ополчение в борьбе с джунгарами. Сложность внешнеполитического положения казахов побуждала части казахской знати искать пути выхода из создавшегося положения. В этом деле преуспел хан Младшего жуза Абулхаир, который сохранил суверенитет и искал возможности для укрепления своей власти. Ещё в 1726 г. хан Младшего жуза Абулхаир, старшины Сутур, Едикбай, Хаджибай, Кулымбай и др. отправили в Россию посла Койбагара «просить покровительства» для казахов Младшего жуза. Это посольство осталось безрезультатным, но Абулхаир не оставляет своих намерений и в сентябре 1730 г. вновь отправил посольство через Уфу в Петербург с письмом к русской императрице Анне Иоанновне и устной просьбой о подданстве и покровительстве. 19 февраля 1731 г. императрица Анна Иоанновна подписала жалованную грамоту хану Абулхаиру о принятии в российское подданство Младшего жуза. Для принятия соответствующей присяги в Казахстан с грамотой к хану Абулхаиру были направлены послы во главе с переводчиком Комиссии иностранных дел А. И. Тевкелевым . Основываясь на заверениях Абулхаира, в Петербурге решили, что желание вступить в российское подданство разделяют все султаны и старшины Младшего жуза. Однако, когда Тевкелев прибыл 5 октября 1731 г. в ставку Абулхаира, находившуюся на р. Иргиз, выяснилось, что по вопросу принятия российского подданства среди феодальной верхушки были существенные разногласия. Попытки «противной партии» во главе с султаном Бараком противодействовать переговорам и исключить оформление акта о присоединении Младшего жуза к России потерпели неудачу и 10 октября 1731 г. значительная часть собрания казахских старшин высказалась за его принятие. Хотя вхождение Среднего и Старшего жузов состоялось позднее, Абулхаир-хан при обращении к царскому правительству выступал от имени всего казахского народа, что, несомненно, насторожило джунгар и заставило их с тревогой смотреть на дальнейшее развитие русско-казахских отношений. В указе российской императрицы имелись пункты, гарантировавшие неприкосновенность уже официально подданных-казахов от враждебных акций беспокойных соседей: «ежели на Вас, кайсаков (казахов) будут нападать неприятели, чтоб Вы от того нашим защищением охранены быть». Не отрицая объективной основы принятия Младшим жузом российского подданства, не следует упускать из виду и корыстные интересы Абулхаира, который, опираясь на российскую администрацию, надеялся ослабить позиции своих политических противников, возвыситься над своими потенциальными соперниками в борьбе за единоличную власть. В этом вопросе не было единого мнения и в русской историографии. М. Макшеев, А. И. Добросмыслов, И. Завалишин, В. Н. Витебский, И. И. Крафт в целом оправдывали действия Абулхаира в ходе переговоров и подписания документа о подданстве. А. И. Левшин был склонен рассматривать подданство, как проявление личной воли Абулхаира и других «властолюбивых начальников» народа, лелеявших надежду «усилиться покровительством могущественной державы». Однако и после принятия Младшим жузом российского подданства положение в восточной части Казахского ханства оставалось сложным. Угроза джунгарских опустошительных вторжении не была снята. В этой сложной ситуации дело спасения страны взял на себя будущий хан Абылай . В годы отражения джунгарской агрессии проявился переговорный талант султана Абылая. Он сумел объединить разрозненные части Среднего и Старшего жуза, а также заключил неравный мир с джунгарами, который продержался фактически до падения Джунгарии . Но и в этой ситуации различные классы казахского общества ставили перед собой разные цели. Если основные массы кочевников-скотоводов мечтали о мире и пастбищах, торговле с сопредельными странами как условиях восстановления и развития подорванного хозяйства, прекращения бесконечных поборов и грабежей, обнищания, то часть казахских феодалов искала возможности усиления личных позиций, в то же время известные бии Казыбек, Толе, Айтеке неустанно призывали народ к единству. 24 ноября 1732 г. Тевкелев, завершив свою миссию, выехал в обратный путь из урочища Найзакес. 2 января 1733 г. прибыл в Уфу вместе с посольством Абулхаира, направленным в Петербург. В его составе были сын Абулхаира султан Ералы, двоюродный брат хана султан Нияз, старшины Чадынбай, Мурза Худай-Назар, батыр Мур-загельды, Мурза Тугельбай и др. В результате переговоров в Петербурге вступление Младшего жуза в подданство России было оформлено окончательно.
Тогда же, в 1733—1734 гг. изъявили желание принять российское подданство некоторые бии и влиятельные султаны Южного Казахстана. Указ императрицы Анны Иоанновны от 10 июня 1734 г. свидетельствовал о согласии правительства принять Старший жуз в состав России. Однако его удалённость от России, а также напряжённые отношения с Джунгарией, убийство хана Жолбарыса в 1740 г., державшегося пророссийской ориентации, надолго отодвинули осуществление этого плана.
Началу расширения России в Казахстан предшествовало строительство российских фортификационных линий вдоль российско-казахской границы, принятие правительством поощрительных мер к переселению русских крестьян и торговцев в пограничные с Казахстаном районы и политико-экономическое давление на местных правителей.
Всего к началу XIX века на четырёх линиях было возведено 46 крепостей и 96 редутов. В 1731 году над казахами Младшего жуза был установлен протекторат России. В 1732 году российской императрице присягнул хан Среднего жуза Самеке , а в 1740 году российский протекторат над казахами Среднего жуза подтвердил Абылай-хан . Правитель Старшего жуза на территории Семиречья Суюк-хан в 1818 году признал российский сюзеренитет . К 1847 году российское подданство было распространено практически на всех казахов Старшего жуза. По мере перехода верховных властных функций над казахами Младшего и Среднего жуза к Санкт-Петербургу, власть ханов стала носить номинальный характер. В 1818 году титул хана был упразднён в Среднем жузе, а в 1824 — в Младшем жузе; за этим последовало включение земель Среднего жуза в состав Западной Сибири под названием «Киргизская степь». Весь период правления Российской Империи в казахской степи сопровождается многочисленными национально-освободительными движениями казахов. С середины XVIII века до 1916 г. в Казахстане имело место около 300 национально-освободительных волнений, войн, восстаний . Крупнейшими из них были Восстание Исатая Тайманова в Букеевской орде (1836—1838), восстание казахов Младшего жуза под руководством батыра Сырыма Датова (1783—1797), восстание казахов Среднего жуза под руководством хана Кенесары (1802—1847), а также Восстание в Семиречье 1916 года .
По сведениям 1890 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», киргиз-кайсаки (то есть казахи) проживали на территории Оренбургской и Астраханской губерний, Семипалатинской , Семиреченской , Тургайской и Уральской областях общей численностью 3 млн человек . За пределами Младшего жуза в 1801 году царским правительством России, по просьбе хана Букея , который проиграл династический конфликт за титул хана Младшего жуза , было дозволено казахским родам-сторонникам Букея переселиться в междуречье Урала и Волги и создать вассальную России Внутреннюю или Букеевскую орду на территориях, из которых за 30 лет до этого эмигрировали калмыки . [ источник не указан 921 день ]
Среди казахов к началу XX века насчитывалось свыше 40 крупных племенных групп . Востоковед и монголовед А. М. Позднеев в статье в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона отмечал, что отдельные лица из киргиз-кайсаков (тогдашнее русское название казахов) иногда обозначают свою национальность общим именем казак, но чаще определяют её поименованием того рода, к которому они себя считают принадлежащими . При этом русская этнографическая наука никогда не ставила под сомнение, что эти роды составляют единый народ, отмечая что говорят они на одном языке.
Формальное разделение по жузам фактически исчезло к началу XX века, но до сих пор представители Старшего Жуза живут преимущественно на юге Казахстана, Среднего — на севере и востоке, Младшего — на западе страны.
После отречения Николая II и создания Временного правительства политическая жизнь оживилась и на окраинах империи. В декабре 1917 года в Оренбурге собрался II общеказахский съезд. Съезд объявил казахскую автономию « Алаш » и создал Народный совет (правительство) « Алаш-Орда ». Но «Алаш-Орда» поддержала меньшевиков , а в годы гражданской войны заключила военный союз с КОМУЧем . В начале 1920 года Алашская автономия была упразднена большевиками , пришедшими к власти, а её лидеры позднее расстреляны.
26 августа 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли подписанный М. И. Калининым и В. И. Лениным Декрет «Об образовании Киргизской Советской Автономной Социалистической Республики» в составе РСФСР со столицей в Оренбурге .
В 1936 году была образована Казахская ССР .
В 1920-х — 1930-х годах в Казахстане вследствие политики « раскулачивания » и коллективизации происходит массовый голод ( Голод в Казахстане (1919—1922) , Голод в Казахстане (1932—1933) ). От голода в 1930-е годы погибло свыше миллиона казахов, сотни тысяч бежали в Китай. В период 1937—1938 годов была репрессирована и расстреляна часть интеллигенции, в том числе такие лидеры казахского народа, как Алихан Букейханов , Ахмет Байтурсынов , Миржакип Дулатов , Турар Рыскулов и Ильяс Жансугуров .
В период Великой Отечественной войны на фронт ушло порядка 450 000 казахов, из них погибли более 125 000 человек. Помимо обычных, было сформировано несколько казахских национальных воинских частей — две стрелковые бригады и три кавалерийские дивизии, где казахов было 90 процентов личного состава.
Общая численность казахов в мире более 17 млн человек. В Казахстане проживает 13,9 млн казахов. Примерно пятая часть казахов проживает за пределами Казахстана . Значительные казахские общины проживают в Китае (1,5 млн человек), Узбекистане (821,2 тыс. человек) , России (591 тыс. человек) , Монголии (121 тыс. человек) , Туркменистане (до 100 тыс. человек) , Киргизии (36 854 человека) , Турции (20 тыс. человек) , Иране (12 тыс. человек) . Кроме того, существуют общины казахов в Западной Европе и Америке.
Первые казахи перебрались на территорию Джунгарии в XVII—XVIII веках, когда большинство ойратов были уничтожены цинской армией в 1757 году . Кроме того множество казахов эмигрировало в Китай во время массового голода 1920-30-х годов.
Казахи принимали участие в восстаниях 1930—1940 годов, а в Илийском восстании 1944—1949 годов сыграли ведущую роль .
Восстания были жестоко подавлены, многие лидеры казахов были обезглавлены или расстреляны. В 1930-х годах происходит исход казахов из Синьцзяна .
В 1930-е годы в Восточном Туркестане насчитывалось около 800 тыс. казахов, из которых к 1950-м годам в результате восстаний и последующего исхода казахов в Индию погибло около 100 тыс. Согласно китайским источникам, в 1937—1943 годах в Синьцзяне проживало 930 тыс. казахов , но к 1953 году, согласно данным Всекитайской переписи 1953—1954 годов, это число снизилось до 421 тыс. человек (убыль 45 %) .
Основная масса казахов проживает в СУАР (около 1,25 млн человек), где для них создана система национальных автономных образований: большинство казахов КНР проживает в Или-Казахском автономном округе (ИКАО); также в Баркёль-Казахском автономном уезде в составе округа Хами и Моры-Казахском автономном уезде (в составе Чанцзи-Хуэйского автономного округа ). Кроме указанных автономных образований в китайской провинции Ганьсу имеется Аксай-Казахский автономный уезд .
Казахи Китая говорят на казахском языке (830 тыс. сев.-вост. диалект , 70 тыс. южн. диалект ), но в отличие от остальных казахов используют алфавит на основе арабской вязи . В СУАР КНР имеются школы с преподаванием на казахском языке, издаётся более 50-ти газет и журналов на казахском языке, работает три казахских телеканала. На казахов в Китае не распространяется государственное ограничение « Одна семья — один ребёнок ».
Казахи в Китае включены в перечень 56 коренных этнических групп , официально признанных властями.
Казахи являются коренным народом в Российской Федерации, десятым по численности среди всех этносов страны. После провозглашения независимости республики Казахстан, в пределах России, в основном в приграничных с Казахстаном районах, осталось большое количество этнических казахов, предки которых жили там до славянской колонизации, либо переселились на эти территории уже во времена Российской империи и СССР. Среди постсоветских переселенцев из Казахстана в Россию процент этнических казахов крайне невелик.
Численность казахов в Российской Федерации по переписи 2010 года составила 647 тысяч человек, однако по мнению первого заместителя председателя Всемирной ассоциации казахов Калдарбека Найманбаева, высказанному им в 2003 году, в России проживало свыше 1 млн этнических казахов . Большая часть российских казахов проживает вдоль российско-казахстанской границы . Крупнейшие общины проживают в Астраханской (149 415), Оренбургской (120 262), Омской (78 303) и Саратовской области (76 007). В ряде регионов имеется несколько десятков школ, где казахский язык преподаётся как отдельный предмет , но при этом среднее образование на казахском языке в России отсутствует.
Казахи — один из крупных автохтонных народов Узбекистана . До начала массовой репатриации в Казахстан в 1990-е годы в Узбекистане проживала самая крупная в СНГ казахская община, и вторая в мире (после казахской общины в КНР ). Встречающиеся в прессе неофициальные оценки, согласно которым численность казахов в Узбекистане может насчитывать 1,5-2 миллиона человек , фактически исходят из того, что значительная часть, если не большинство, казахов Узбекистана официальной статистикой не учитываются. Согласно официальным статистическим оценкам, публикуемым узбекистанскими властями, самое большое число казахов проживает в Ташкентской области — 355 тыс. (11,93 % населения области), но доля казахов в населении региона самая высокая в Республике Каракалпакстан (15,44 % населения) при численности 297 тыс. человек. В столице Узбекистана Ташкенте 51 тыс. казахов (1,89 % населения города), в Навоийской области 37 тыс. казахов (3,68 % населения), в Джизакской области — 28 тыс. (2,01 % населения), в Бухарской — 17 тыс. (0,85 %), Сырдарьинской — 13 тыс. (1,50 %), Хорезмской области — 11 тыс. (0,56 %) .
Возникновение столь значительной казахской диаспоры в Узбекистане связано исторической близостью двух народов и разностью образа жизни. Присутствие казахов во внутренних районах Узбекистана объясняется также и тем, что некоторые исторические владения казахских ханств распространялись и на некоторые территории современного Узбекистана . По переписи 1920 г. в Туркестанской АССР проживало 1 091 925 казахов. После нацразмежевания в 1926 г. в Узбекистане осталось 107 тыс. казахов. По данным переписи населения 1939 г., число казахов, проживающих здесь, составляло уже 305,4 тыс. чел. Увеличение связано с тем, что в 1936 г. в состав Узбекистана вошла Каракалпакская автономная республика , где проживало значительное количество казахского населения, а также с голодом в Казахстане в 1933 г. , который вызвал значительную миграцию казахов на территорию Узбекистана. Доля казахов в населении Узбекистана по данным переписей 1959—1989 гг. оставалась стабильной на уровне ок. 4,1 %. В 1989 г. в Узбекистане проживало 808 987 казахов. В Узбекистане существует 522 школы, где обучение ведётся на казахском языке , из них 234 — моноязычные казахские школы, остальные — смешанные. Общее количество обучающихся в школах более ста тысяч человек. На 2021 год официальная оценка численности казахов Узбекистана составляет 821 тыс. чел. (2,38 % населения Узбекистана) .
Масштабы репатриации казахов из Узбекистана в Казахстан весьма велики. Общий объём репатриации узбекских казахов в Казахстан за период 1991—2014 гг., согласно официальным оценкам Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, составил около 586 тысяч человек . Следует учитывать, что некоторая часть казахов, покинувших Узбекистан, выехала и в другие страны мира.
Казахи — одно из национальных меньшинств Киргизии. Большую часть этих казахов составляют потомки спасавшихся от голода 30-х годов казахских переселенцев из Казахстана . В основном дисперсно проживают в приграничных с Казахстаном областях на севере страны, в городах и сёлах Чуйской , Иссык-Кульской и Таласской областей, а также в столице Бишкеке . Численность казахов в Киргизии постепенно сокращается. Главным фактором сокращения численности населения казахов является их миграция за пределы республики (в первую очередь в Казахстан).
Казахи Туркменистана компактно проживают на севере страны. По переписи 1989 года численность казахов составляла 2,49 % населения страны или 87 802 чел. . Согласно официальным итогам проведённой в Туркменистане переписи населения 1995 года, численность казахов составляла 86 987 чел . Начиная с 1990-х годов наблюдается активная репатриация в Казахстан. Общий объём репатриации казахов Туркменистана в Казахстан за период 1991—2014 гг., по официальным данным казахстанской стороны, составил около 65 тысяч человек , это может означать, что значительная, если не бо́льшая, часть казахов Туркменистана покинула страну, что привело к падению численности казахской общины до уровня около 20 тыс. чел.
Это второй по численности народ в Монголии. По данным переписи населения 2020 года в стране проживает 120 999 казахов (3,8 % населения страны) . Этнические казахи проживают главным образом в Западной Монголии . Наибольшей их концентрацией отличаются аймаки Баян-Улгий (94 тыс., 91 % населения аймака) и Ховд (9,8 тыс., 11,2 % населения аймака). Кроме того за счёт внутренней миграции сформировались группы казахского населения в столице Монголии Улан-Баторе , где живёт 10,5 тысяч этнических казахов (0,7 % населения города), аймаке Дархан-Уул (2,7 тыс. чел., 2,5 % населения аймака), аймаке Туве (1 тыс. казахов, 1 % населения аймака), аймаке Сэлэнгэ (1 тыс. казахов, 0,9 % населения аймака), в аймаке Орхон (0,7 тыс., 0,7 % населения), аймаке Хэнтий (0,6 тыс., 0,7 % населения).
Главными предпосылками для программы переселения этнических казахов в Казахстан были неблагоприятное демографическое состояние Казахстана после распада СССР , а также мотивы оказания помощи зарубежным казахам путём переселения их в Казахстан. Самый большой процент этнических казахов за рубежом — это потомки тех, кто покинул Советский Союз в 20-е — 30-е годы, спасаясь от репрессий, насильственной коллективизации и голода . В результате « славянской » иммиграции, начавшейся в XVIII—XIX веках и продолжившейся в советский период, которая сопровождалась массовым переселением и насильственной миграцией , казахи превратились в национальное меньшинство на своей собственной родине. К 1959 г. численность русских превысила число казахов в республике.
С момента независимости Казахстан проводит политику репатриации этнических казахов, вынужденно или добровольно покинувших территорию страны (употребляется термин оралманы ). По официальным данным, за 25 лет (с 1991 года на 1 января 2016 года) в Казахстан приехали 957 764 оралмана , а если учитывать их потомков, а также прибывших без помощи государственной программы по переселению — более 1 млн чел (10 % всех казахов республики).
Официально квоты и критерии статуса оралмана был утверждены только в 1997 году. Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 декабря 2008 года № 1126 утверждена программа « Нурлы кош » ( каз. Нұрлы көш). Данная государственная программа Республики Казахстан создана для рационального расселения и содействия в обустройстве: этническим иммигрантам; бывшим гражданам Казахстана, прибывшим для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан; гражданам Казахстана, проживающим в неблагополучных районах страны. Согласно казахстанскому законодательству (закон Республики Казахстан «О миграции населения»), переселенцы-оралманы пользуются определёнными льготами. Вместе с тем законодательство Казахстана позволяет этническим казахам гражданам иностранных государств переселяться самим без помощи государственной программы по переселению соответственно без права на получение каких-либо субсидий или льгот, вместе с тем по прибытии в Казахстан такие оралманы получают гражданство в ускоренные сроки в среднем за три-четыре месяца.
Младший жуз | Средний жуз | Старший жуз |
Родо-племенная структура казахов состоит из трёх жузов : Старший жуз ( каз. Ұлы Жүз), Средний жуз ( каз. Орта жүз) и Младший жуз ( каз. Кіші жүз). Жузы являлись специфической формой социально-политической организации казахской народности. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет. Каждый жуз, включают определённые ответвления роды , которые в свою очередь состоят из более мелких родов [ неавторитетный источник ] . Кроме того имеются роды также входящие в казахскую структуру в процессе исторического этногенеза, находящегося вне жузовой классификации.
Вне жузовой классификации: торе и толенгиты — 53 000, кожа (ходжа) — 26 000, входящие в структуру казахского общества в результате исторической ассимиляции и этногенеза, построении генофонда в структуре общества.
Большинство верующих казахов — мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба (мусульманская правовая школа). По словам Верховного муфтия Ержана Маямерова, Духовное управление мусульман Казахстана исповедует традиционные для мусульман Казахстана ценности, является суннитским , в правовых вопросах следует ханафитскому мазхабу , а в вопросах вероубеждения — матуридизму .
Распространение ислама среди кочевников было не таким активным, как среди оседлого населения тюркских народов, так как традиционной религией тюрков-кочевников было тенгрианство . Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарьи. Ислам был утверждён в качестве государственной религии в государстве Караханидов в конце X века. По мере расширения ханства Чингизхана распространение ислама замедлилось. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255—1266) и Узбек (1312—1340). В тот период среди тюрок было сильно влияние суфийского духовенства.
В настоящее время основная масса казахского населения считает себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов, хотя лишь меньшинство регулярно совершает намаз и соблюдает другие религиозные требования. Это объясняется тем, что в советский период религиозная деятельность преследовалась и многие казахи не могли в полной мере соблюдать исламские нормы. Наряду с исламом среди верующих казахов сохраняются и некоторые обычаи доисламского периода. Зачастую можно услышать как казахи используют литературно-историческое слово « Тәңір », « Құдай » как синоним слова Аллах .
В казахском обществе сохранились обычаи, которые восходят к доисламским временам. Причина тому — их происхождение, которое ведёт своё начало со времён, когда среди предков казахов были распространены шаманизм и вера в Тенгри . Например, наиболее важное событие в жизни казахского народа занимает праздник Наурыз , который имеет след культуры времён доисламской истории на территории Центральной Азии и имеет зороастрийские корни .
Казахский язык входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков . Вместе с ногайским, каракалпакским и карагашским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви . Имеет статус государственного языка в Казахстане , а также региональный статус в Или-Казахском автономном округе Китая и Республике Алтай . В настоящее время казахским языком владеют около 11 млн человек (2012) .
Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XIII—XIV веках в Золотой Орде . Ещё при ханах Батые и Мунке все официальные документы в Золотой Орде, международная переписка, помимо монгольского, велись и на тюркском языке . Современный казахский язык в целом не претерпел больших изменений . С XIII и до начала XX века существовал единый литературный тюркский язык — « тюрки », который положил начало всем локальным тюркским языкам в Средней Азии . Основой современного казахского литературного языка является северо-восточный диалект, на котором писали свои произведения Абай Кунанбаев и Ибрай Алтынсарин . По мнению Сарсена Аманжолова , в казахском языке существуют три основных диалекта: западный, северо-восточный и южный. Западный и северо-восточный диалекты появились в результате локального разобщения и родо-племенного объединения здешних казахов в течение веков. Южный диалект казахского языка, вследствие владычества Кокандского ханства на этих землях, несколько веков подвергался сильному влиянию языка южных соседей, но, в свою очередь, повлиял на отдельные диалекты узбекского и киргизского языков .
После обретения Казахстаном независимости (с 1991 года) в казахском языке активно развиваются пуристические тенденции . В особенности неоднозначно населением Казахстана и отдельными лингвистами воспринят перевод общепринятых международных слов на слова — нововведы .
Казахи, как и все тюркские народы, являются наследниками рунической письменности , существовавшей в VIII—X веках и известной в науке как орхоно-енисейская . Рунический алфавит состоял из 24 букв и словоразделительного знака. По мере распространения и укрепления ислама начала X в. всё большее распространение начинает получать арабский алфавит. Разумеется, он был значительно изменён и приспособлен к нормам тюркской речи. Казахи, живущие в Китае, продолжают до сих пор пользоваться реформированной Ахметом Байтурсыновым казахскую письменность («Жана емле») на основе арабской графики. В советский период в Казахстане в политических целях был осуществлён перевод казахского алфавита на латинскую графику ( латинизация , 1929 ), а затем был осуществлён ещё один перевод уже на кириллицу ( кириллизация , 1940 ). Современный казахский язык, начиная с 1940 года, использует кириллическую графическую систему. Казахский алфавит содержит 42 буквы и основан на кириллическом алфавите. В 2012 году стало известно о принятии решения о поэтапном переводе казахского языка в Казахстане на латинский алфавит. Начало процесса перевода на латиницу намечено на 2025 год.
Современный Казахстан переживает период национального возрождения и возрождение национальной государственности .
Ранее имело место изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. В советский период в Казахстане боролись с традициями, как с «пережитками прошлого» . Традиционная художественная культура Казахстана, как и других стран, демонстрирует собственное отношение к цвету и орнаменту как к эстетическим и мировоззренческим категориям, выработанным на протяжении многих веков своего существования. Официально казахи относятся к народам, исповедующим ислам, и исламские ценности, безусловно присутствуют в их культуре, в народном мировоззрение издавна господствовали анимистические представления и культ природы, сохранившие черты древней мифологии . На территорию Средней Азии и Казахстана ислам начинает проникать во второй половине VII в., в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна, начавшего завоевание Мавераннахра, где находились города Самарканд, Бухара, Шаш, Насаф, Кеш, Хорезм, Мерв, Ходжент, Баласагун, Узгент и Виса. Сам процесс установления ислама на территории Казахстана был длительным и сложным .
Основные блюда — блюда мясного происхождения. Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Одно из популярных казахских блюд называется
бешбармак
или ет. Блюдо представляет собой отварное крошеное
мясо
с листами отваренного в бульоне теста, с некоторыми особенностями в технологии приготовления и подачи, что позволяет достичь вкуса, присущего именно этому блюду.
Также популярны куырдак (жареные кусочки в основном мяса, а также и печени, почек, лёгких, сердца и т. п.), «сірне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и « палау » (плов по-казахски с большим количеством мяса и моркови), кеспе или салма (лапша), сорпа (мясной бульон), (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом ). К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы — казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта , шужык , конская шея с жиром — жал . Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса ), но сейчас он относится к экзотике даже у казахов. Из рыбных блюд наиболее известен Коктал — рыба горячего копчения, заправленная овощами.
Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс ( кобылье молоко , подвергшееся сбраживанию сочетанием молочнокислых бактерий и дрожжей ), шубат (кислое верблюжье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак (сметана), кілегей (сливки), сары-май (сливочное масло), сузбе (творог), катык (более кислый обезвоженный айран), курт (высушенный қатық), ірімшік (сушёный творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), коже́ (молочный напиток со злаками) и др.
Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём, чай по-казахски — это крепкий чай с молоком (также используют сливки). Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире — 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения. К известным сладостям относится «шертпек», « талкан », «жарма», « жент », «балауыз», «балкаймак».
Традиционный хлеб трёх видов: баурсаки — жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста; лепёшки жареные в кипящем масле — шелпек ; «таба-нан» — лепёшки в глиняных сковородах, испечённые под кизяком; тандыр — лепёшки, испечённые в тандыр-печи. Другие виды хлеба: , карма (лепёшка, жареная без использования масла).
Г. Н. Потанин : «Казахов можно отнести к числу музыкальных. Они сами сознают это и рассказывают легенду, будто люди научились петь от богини Песни, некогда спустившейся с неба и летавшей над землёй; где она пролетела высоко, там люди плохо поют, где низко — там живут мастера пения. Над казахской степью она пролетела низко и казахи мастера пения. Они поют чрезвычайно выразительно, переходя от вкрадчивого шёпота в бурный мажор. Степные голоса замечательны по чистоте и силе; и верю, что лет через пятьдесят казахов будут поставлять певцов на столичную сцену.» |
Распространённой формой казахского музыкального творчества является кюй (традиционная казахская инструментальная пьеса). Кюи характеризуются простой, смешанной и переменной метрикой и разнообразными формами: от простого наигрывания до многочастотных построений типа рондо. Музыка кюев может включать в себя частицы пентатонных звукорядов и основана на диатонике. Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев — кюйши , среди которых домбристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбре). В казахском народе говорят: «Нағыз қазақ — қазақ емес, нағыз қазақ — домбыра!» , что означает «настоящий казах это не сам казах, настоящий казах — домбра!» . Тем самым подчёркивается важность умения играть на домбре для каждого казаха, что подчёркивает особую любовь казахов к этому инструменту.
Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы , оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.
Одними из лучших образцов западноказахстанского стиля являются произведения выдающихся кюйши и композиторов Ахмедьярова и Даулеткерея , а восточного и северного — кюи Таттимбета и Агашаяка , для южного — произведения Ихласа , Сугура , Байсерке и др. кюйши-акынов.
Уникальность профессиональной казахской музыки классического периода основывается на следующих особенностях: в её основе лежит пастушеский образ жизни и отсутствие письменных источников; её носители — Сал-сери, импровизаторы, жырау и кюйши воплощают универсальность форм синкретичности; статус музыканта, являвшегося изъявителем воли духов, был очень высокочтимым в обществе; музыкальное выступление было сопряжено с социально значимыми формами отношений (общие ритуалы, праздники, обычаи гостеприимства, межплеменные соревнования); высокоразвитая система отсутствия авторства обусловила разнообразие музыкантов и индивидуальных стилей .
В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Среди них была марка, посвящённая казахам.