Interested Article - Теория феминизма

Теория феминизма философский дискурс , направленный на выяснение природы гендерного неравенства . Исследует социальные роли , опыт, интересы, обязанности и политику в таких областях, как антропология и социология , коммуникации , медиа-исследования , психоанализ , литература, образование и философия .

Темы, изучаемые теорией феминизма, включают дискриминацию , объективацию (особенно сексуальную объективацию ), угнетение и патриархат , а также стереотипы , историю искусства , современное искусство и эстетику .

История

Первые исследования теории феминизма появились в конце XVIII века в таких публикациях, как «Защита прав женщины » Мэри Уоллстонкрафт , «Изменяющаяся женщина» и «Разве я не женщина» , «Речь после ареста за незаконное голосование» и других. В 1851 году Соджорнер Трут обратилась к проблемам прав женщин в своей публикации «Разве я не женщина». После ареста за незаконное голосование Сьюзен Б. Энтони выступила в суде с речью, в которой она затронула языковые вопросы в рамках конституции, отраженные в её публикации «Речь после ареста за незаконное голосование» (1872). Энтони поставила под сомнение принципы конституции и её мужской язык. Она подняла вопрос о том, почему женщины несут ответственность за наказание по закону, но не могут использовать закон для собственной защиты . Она также раскритиковала конституцию за её язык с гендерным уклоном и задалась вопросом, почему женщины должны соблюдать законы, которые не упоминают женщин.

Гарвардский профессор Нэнси Котт проводит различие между современным феминизмом и его предшественниками, особенно борьбой за избирательное право . Она отмечает, что в США поворотный момент пришёлся на десятилетия до и после того, как женщины получили право голоса в 1920 году (1910—1930). Она утверждает, что предыдущее женское движение было борьбой за универсализм для женщин, тогда как за этот 20-летний период оно превратилось в движение за социальную дифференциацию и индивидуальность . Новые вопросы больше касались состояния в рамках социальной конструкции и гендерной идентичности . С политической точки зрения произошел переход феминисток от правых к левым .

Профессор Сюзан Кент считает, что снижение влияния феминизма в межвоенные годы произошло из-за патриархата по Фрейду. Британский психоаналитик Джульетта Митчелл считает такой подход чрезмерно упрощённым, поскольку теория Фрейда не полностью несовместима с феминизмом . Внимание учёных-феминисток сместилось от исследований происхождения семьи к анализу возникновения патриархата . В послевоенный период Симона де Бовуар выступила против образа «женщины в доме». Де Бовуар придала феминизму экзистенциалистское измерение в публикации Le Deuxième Sexe Второй пол ») в 1949 году . Лидер американских феминисток Бетти Фридан утверждает, что представление о неполноценности женщин это миф, изобретённый мужчинами, чтобы удерживать женщин в угнетённом состоянии . По её мнению, для женщин вопрос не в том, чтобы заявить о себе как о женщинах, а в том, чтобы стать полноценными людьми . По словам Торил Мой, «женщина определяет себя через то, как она живёт в своей конкретной ситуации». Следовательно, чтобы избежать роли другой, женщина должна вернуть себе субъектность .

Возрождение феминистского активизма в конце 1960-х сопровождалось появлением литературы, посвящённой защите окружающей среды . Это, в свою очередь, создало атмосферу, способствующую возрождению исследований и дебатов по вопросу о материнстве. Известные феминистки, такие как Эдриен Рич и Мэрилин Френч выступали против детерминизма , тогда как социалистические феминистки , таких как Эвелин Рид , указывали на связь засилья мужчин с капитализмом . Психологи-феминистки, такие как Джин Бейкер Миллер, стремились применить феминистский анализ к известным психологическим теориям, утверждая, что «проблема не в женщинах, а в том, как современная культура их трактует» .

Известная феминистка и литературный критик Элейн Шоуолтер описывает несколько этапов развития теории феминизма. Первый она называет «феминистской критикой», рассматривающей литературные произведения с точки зрения феминизма. Вторым этапом Шоуолтер называет «гинокритику» — раздел литературной критики, разбирающий психодинамику женского творчества; лингвистику и проблему женского языка; траекторию индивидуальной или коллективной женской литературной карьеры в истории литературы . Последнюю фазу она называет «гендерной теорией», где исследуются «идеологическое воплощение и литературные эффекты, происходящие из различия пола / гендера» . Эта модель подверглась критике со стороны вышеупомянутой Торила Мои, которая рассматривает её как эссенциалистскую и детерминистскую модель женской субъективности. Она также критикует теорию феминизма за то, что она не принимает во внимание положение женщин за пределами Запада . Начиная с 1970-х годов, решающее влияние на феминистскую теорию оказали психоаналитические идеи, возникшие в области французского феминизма. Феминистский психоанализ деконструировал фаллические гипотезы о бессознательном. Юлия Кристева , Браха Эттингер и Люси Иригарей разработали особые концепции, касающиеся бессознательных половых различий, женского начала и материнства, которые имеют большое значение для анализа кино и литературы .

Дисциплины

Эксперты часто применяют феминистские методы и принципы в своих областях. Некоторые из таких предметных областей рассмотрены ниже.

Тело человека

В западной философии тело исторически ассоциировалось исключительно с женщинами, тогда как мужчины ассоциировались с разумом . Философ-феминистка Сьюзан Бордо в своих трудах развивает дуалистическую природу связи между разумом и телом, исследуя идеи Аристотеля , Гегеля и Декарта , показывая, как такие отличительные бинарные элементы, как дух / материя и мужская активность / женская пассивность приводили к закреплению гендерных характеристик и категоризации. Бордо указывает, что мужчины исторически ассоциировались с интеллектом, разумом или духом, в то время как женщины долгое время ассоциировались с телом и чувственностью . Представление о том, что с женщинами ассоциируется тело, а не разум, служило оправданием объективизации женщин, то есть восприятия их как собственности и даже товара. Этот подход контрастирует с ролью мужчин как морального агента, ответственного за работу, участие в войнах и т. п.

Язык

Женщины-писательницы обращают внимание на засилье мужского гендерного языка, который может не соответствовать пониманию жизни женщин. В качестве примеров такого рода теоретики феминизма приводят использование слова выражения «Бог-Отец», используемое в Библии. Теоретики-феминистки пытаются исправить положение с помощью реструктуризации языка. Например, путём введения неологизмов, таких как и . Некоторые теоретики-феминистки предлагают применять названия профессий без указания на пол, например, офицер полиции, а не полицейский . Некоторые теоретики-феминистки переработали и переопределили такие сленговые слова, как («лесбу́ха») и («су́ка») и внесли их новые определения в феминистские словари.

Психология

Феминистская психология — это форма психологии, сосредоточенная на гендерных вопросах. Феминистская психология критикует тот факт, что исторически психологические исследования проводились с точки зрения мужчин в предположении того, что именно мужчины являются нормой . Со своей стороны психологи-феминистки ориентируются на ценности и принципы феминизма. Первой известной женщиной-психологом была . Одна из основных психологических теорий, теория отношений и культуры , основана на работе . Феминистская психология стремится доказать, что «проблема заключается не в женщинах, а в том, как современная культура их трактует».

Психоанализ

Хотя феминистский психоанализ во многом основан на работах Фрейда и его психоаналитических теориях , делается важная оговорка. А именно, то, что понятие пола человека является не биологическим, а основано на психосексуальном развитии человека (см. гендер ). Феминистки-психоаналитики считают, что гендерное неравенство исходит из ранних детских переживаний, которые требуют от мужчин быть мужественными , а женщин женственными . Далее утверждается, что гендер ведёт к социальной системе , в которой доминируют мужчины, что, в свою очередь, влияет на индивидуальное психосексуальное развитие. В качестве решения некоторые предлагали избегать гендерно-специфической структуризации совместного обучения . С последних 30 лет XX века современные французские психоаналитические теории представлены такими психоаналитиками, как Юлия Кристева , Мод Маннони, Люс Иригарай и Браха Эттингер . Эти учёные во многом повлияли не только на феминистскую теорию, но и на философскую трактовку феминизма и на психоанализ в целом . Эти французские ученые в основном следуют учению Жака Лакана . Другими психоаналитиками и теоретиками феминизма, обогатившими психоанализ, являются , , и Шошана Фельман .

Девочка с куклой

Литературная критика

Феминистская литературная критика — это литературная критика, основанная на феминистских теориях. Эта критика представлена классическими работами авторов-женщин, таких как Джордж Элиот , Вирджиния Вульф и Маргарет Фуллер, а также современными работами по женским исследованиям и гендерными исследованиями представителей « третьей волны феминизма » .

В самых общих чертах феминистская литературная критика до 1970-х годов была связана с политикой женского авторства и анализом положения женщин в литературе . С появлением более сложных концепций пола и субъективности, феминистская литературная критика исследует множество различных тем. Гендер рассматривается в терминах фрейдистского и лакановского психоанализа как часть деконструкции существующих властных отношений.

Теория кино

Многие феминистские кинокритики, такие как Лаура Малви , указывали на «мужской взгляд», который преобладает в классическом голливудском кинопроизводстве. Благодаря использованию различных приёмов кинематографа, таких как обратная съёмка, зрителей приобщают к точке зрения главного героя-мужчины. Примечательно, что женщины действуют как объекты этого взгляда гораздо чаще, чем как доверенные лица для зрителя . Теория феминистского кино последних двадцати лет находится под сильным влиянием общей трансформации в области эстетики, включая новые возможности артикуляции взгляда, предлагаемые психоаналитическим французским феминизмом, такие как женский, материнский и матричный взгляд Брахи Эттингер .

История искусства

Линда Нохлин и — известные историки искусства, пишущие о современных художницах и современных художниках и формулирующие историю искусства с феминистской точки зрения. Поллок работает с французским психоанализом и, в частности, с теориями Кристевой и Эттингера, чтобы предложить новые взгляды как на историю искусства, так и на современное искусство, уделяя особое внимание вопросам травмы и трансгенерационной памяти в работах женщин-художников. Заметный вклад в историю искусства внесли феминистки: , , , Мике Баль , , , , , и .

История

Феминистки считают, что история человечества , написанная, в основном, мужчинами, страдает гендерной предвзятостью. Так, известная британская феминистка Кэролайн Перес пишет :

Вся история человечества содержит существенный пробел. Начиная с истории о мужчине-охотнике, хроникеры и историки практически не уделяли внимания женщинам и их роли в эволюции человеческого рода. Человечество как будто состояло из одних мужчин. История второй половины человечества покрыта завесой молчания.

Феминистская история занимается переосмыслением истории с феминистской точки зрения . Это не то же самое, что история феминизма , которая очерчивает истоки и эволюцию феминистского движения . Она также отличается от женской истории , в которой основное внимание уделяется роли женщины в исторических событиях. Цель феминистской истории — исследовать и освещать женский взгляд на историю через повторное открытие женщин-писательниц, художников, философов и т. д., с тем чтобы восстановить справедливость в отношении роли женщин в прошлом .

География

Феминистская география часто рассматривается как часть более широкого постмодернистского подхода к предмету, который в первую очередь не связан с развитием концептуальной теории как таковой, а, скорее, фокусируется на реальном опыте людей и групп в их собственных местах, на географических регионах, в которых они живут внутри своих сообществ. Помимо анализа реального мира, феминистская география критикует существующие географические и социальные исследования, утверждая, что существующая наука заражена патриархатом и что современные исследования, также отражают мужскую предвзятость учёных-мужчин .

Философия

Феминистской философией называют исследования, выполненные с феминистской точки зрения. Такая философия использует методы философии для продвижения дела феминизма, она также пытается критиковать и/или переоценивать идеи традиционной философии с позиций феминизма. Эта критика проистекает из дихотомии , которую западная философия привносит в изучение феноменов разума и тела . В отличие от других научных дисциплин, особой школы феминистской философии не существует. Взгляды философов-феминисток можно найти в различных традициях. Философы-феминистки придерживаются различных точек зрения на философские вопросы в рамках этих традиций. Философы-феминистки могут принадлежать ко многим различным разновидностям феминизма. Наиболее значительное влияние на современную феминистскую философию оказали работы Джудит Батлер , Рози Брайдотти , Донны Харауэй , Браха Эттингер и Авиталь Ронелл .

Политология

Феминистская политическая теория — это недавно появившаяся область политической науки, в которой основное внимание уделяется гендерным и феминистским темам в исследовании государства, общественных институтов и политики. Она ставит под сомнение «современную политическую теорию, в которой преобладает универсалистская либеральная идея о безразличии к гендерным или другим различиям в идентичности и поэтому не спешит с исследованием этих вопросов» .

Феминистские взгляды вошли в международные отношения в конце 1980-х, примерно в то же время, когда закончилась холодная война . Это совпадение не было случайным, поскольку в течение предыдущих сорока лет главной темой международной политики был конфликт между США и СССР . После окончания холодной войны в повестке международных отношений появилось много новых вопросов. Феминистки начали подчёркивать, что хотя женщины всегда были заметными игроками в международной системе, их участие часто ассоциировалось с неправительственными организациями. Однако они также могли участвовать в процессе принятия решений на межгосударственном уровне, как и мужчины. До недавнего времени роль женщин в международной политике сводилась к тому, чтобы быть женами дипломатов, нянями, которые уезжают за границу в поисках работы или секс-работниками, которых продают через международные границы. Вклад женщин не наблюдался в областях, где важную роль играет грубая сила, например, в военной сфере. В настоящее время женщины приобретают всё большее значение в сфере международных отношений, занимая видные посты в правительствах, дипломатии и т. д. Несмотря на препятствия для продвижение по службе, в настоящее время женщины занимают 11 % мест в Комитете по международным отношениям Сената США и 10,8 % мест в палате представителей. В Государственном департаменте США женщины составляют 29 % руководителей миссий и 29 % руководящих должностей в USAID .

Экономика

Феминистская экономика в широком смысле относится к развивающейся отрасли экономики, которая применяет феминистские идеи к экономике. Исследования в этой области часто бывают междисциплинарными и/или неортодоксальными . Эта отрасль экономики включает в себя дебаты об отношениях между феминизмом и экономикой на многих уровнях: от применения основных экономических методов к малоизученным «женским» областям, до того, как основная экономика оценивает репродуктивный сектор, а также философскую критику экономической эпистемологии и методологии .

Одна из важных проблем, которую исследуют экономисты-феминистки, заключается в том, что валовой внутренний продукт (ВВП) не может адекватно измерять неоплачиваемый труд, выполняемый преимущественно женщинами, такой как работа по дому, уход за детьми и уход за пожилыми людьми . Экономисты-феминистки также критикуют методические подходы экономической теории, включая модель Homo economicus . В «Справочнике домработницы» Бетси Уорриор приводит убедительный аргумент в пользу того, что воспроизводство и домашний труд женщин составляют основу экономического выживания. Однако этот труд остается без вознаграждения и не включается в ВВП . По словам Уорриор: «Экономика в том виде, в каком она представлена сегодня, лишена какой-либо реальной основы, поскольку она не учитывает саму основу экономической жизни. Этот фундамент построен на женском труде; во-первых, её репродуктивный труд , который производит каждого нового рабочего (и первый товар, которым является материнское молоко и который питает каждого нового „потребителя / рабочего“); во-вторых, женский труд состоит из уборки, приготовления пищи, ведения переговоров о социальной стабильности и воспитания, который готовит к выходу на рынок новых работников. Без этого основного труда и товара не было бы экономической деятельности». Уорриор также отмечает, что доход от незаконной деятельности, такой как торговля оружием, наркотиками и людьми, политическое взяточничество и другие виды подпольной деятельности, которой заняты, в основном, мужчины, также не учитывается статистикой, что ещё больше снижает показатели ВВП. Даже в тех отраслях теневой экономики, где женщины преобладают численно, например, в проституции и домашнем рабском труде, большая часть доходов достается мужчинам (сутенёрам, главарям оргпреступности и т. п.) .

Сторонники этой теории сыграли важную роль в создании альтернативных моделей, таких как и включении гендерных аспектов в анализ экономических данных .

Право

Феминистки различных направлений имеют различные взгляды на то, каким должно быть право. Большой вклад в феминистскую теорию права внесли либеральные, культурные, радикальные и постмодернистские феминистки, предложив различные модели ликвидации женского угнетения в законе .

Литература

  • Кэролайн Криадо Перес. Невидимые женщины. Почему мы живем в мире, удобном только для мужчин. Неравноправие, основанное на данных. = Caroline Criado Perez. Invisible Women: Exposing Data Bias in a World Designed for Men. — М. , 2020. — 496 p. — ISBN 978-5-9614-3762-1 .

Примечания

Комментарии

  1. Женщины в то время не могли голосовать, не имели права владеть имуществом и занимали подчиненное положение в браке
  2. Womyn (мн. число — wimin) и womxn — новые слова английского, предложенные феминистками для понятия женщина вместо общепринятого woman .
  3. В английском языке слово «полицейский» ( англ. Policeman) имеет выраженную гендерную окраску

Сноски

  1. ↑ Chodorow, Nancy J., (Yale University Press: 1989, 1991)
  2. Brabeck, Mary. Feminist theory and psychological practice // / Mary Brabeck, Laura Brown. — Washington, D.C. : American Psychological Association , 1997. — P. –35. — ISBN 1-55798-448-4 . — doi : .
  3. Gilligan, Carol, 'In a Different Voice: Women’s Conceptions of Self and Morality' in Harvard Educational Review (1977)
  4. ↑ Lerman, Hannah, Feminist Ethics in Psychotherapy (Springer Publishing Company, 1990) ISBN 978-0-8261-6290-8
  5. Pollock, Griselda. Looking Back to the Future: Essays on Art, Life and Death . G&B Arts. 2001. ISBN 90-5701-132-8
  6. de Zegher, Catherine. Inside the Visible. Massachusetts: MIT Press 1996
  7. Armstrong, Carol and de Zegher, Catherine. Women Artists at the Millennium . Massachusetts: October Books / MIT Press 2006. ISBN 0-262-01226-X
  8. Arnold, Dana and Iverson, Margaret (Eds.). Art and Thought. Blackwell. 2003. ISBN 0-631-22715-6
  9. Florence, Penny and Foster, Nicola. Differential Aesthetics. Ashgate. 2000. ISBN 0-7546-1493-X
  10. «The Changing Woman» (Navajo Origin Myth). Feminist Theory: A Reader. 2nd Ed. Edited by Kolmar, Wendy and Bartowski, Frances. New York: McGraw-Hill, 2005. 64.
  11. Truth, Sojourner. «Ain’t I a Woman». Feminist Theory: A Reader. 2nd Ed. Edited by Kolmar, Wendy and Bartowski, Frances. New York: McGraw-Hill, 2005. 79.
  12. Anthony, Susan B. «Speech After Arrest for Illegal Voting». Feminist Theory: A Reader. 2nd Ed. Edited by Kolmar, Wendy and Bartowski, Frances. New York: McGraw-Hill, 2005. 91-95.
  13. Cott, Nancy F. The Grounding of Modern Feminism. New Haven: Yale University Press, 1987
  14. Mitchell, Juliet. Psychoanalysis and Feminism: Freud, Reich, Laing, and Women. New York 1975
  15. Stocking, George W. Jr. After Tylor: British Social Anthropology, 1888—1951. Madison, Wisconsin 1995
  16. (неопр.) . Дата обращения: 17 августа 2007. 24 августа 2007 года.
  17. Moi, Toril. What is a Woman? And Other Essays. Oxford 2000
  18. Bergoffen, Debra B. The Philosophy of Simone de Beauvoir: Gendered Phenomenologies, Erotic Generosities. SUNY 1996 ISBN 0-7914-3151-7
  19. Rich, Adrienne. Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institution New York 1976
  20. French, Marilyn. Beyond Power: On Women, Men, and Morals. New York 1985
  21. Reed, Evelyn. Woman’s Evolution: From Matriarchal Clan to Patriarchal Family. New York, 1975
  22. 20 июля 2012 года.
  23. Showalter, Elaine. 'Toward a Feminist Poetics: Women’s Writing and Writing About Women' in The New Feminist Criticism: Essays on Women, Literature and Theory (Random House, 1988), ISBN 978-0-394-72647-2
  24. Moi, Toril, Sexual/Textual Politics (Routledge, 2002), ISBN 978-0-415-28012-9
  25. Zajko, Vanda and Leonard, Miriam (eds.), Laughing with Medusa (Oxford, 2006) ISBN 978-0-199-27438-3
  26. Bordo, Unbearable Weight, p. 4
  27. Crawford, M. & Unger, R. (2000). Women and Gender: A feminist psychology (3rd ed.). Boston, MA: McGraw-Hill Companies Inc.
  28. (неопр.) . Changing the Face of Medicine . Дата обращения: 12 мая 2016. 24 марта 2016 года.
  29. Kristeva, Julia, Toril Moi (Ed.), 'The Kristeva Reader'. NY: Columbia University Press, 1986. ISBN 0-231-06325-3
  30. Irigaray, Luce, 'Key Writings'. London: Continuum. ISBN 0-8264-6940-X
  31. Irigaray, Luce, Irigaray, Luce, 'Sexes and Genealogies'. Columbia University Press. 1993.
  32. Ettinger, Bracha, 'The Matrixial Borderspace'. (Essays from 1994—1999), University of Minnesota Press 2006. ISBN 0-8166-3587-0 .
  33. Theory, Culture and Society, Vol. 21 num. 1, 2004. ISSN 0263-2764
  34. Vanda Zajko and Miriam Leonard (eds.), 'Laughing with Medusa'. Oxford University Press, 2006. 87-117. ISBN 0-19-927438-X
  35. Jessica Benjamin, The Bonds of Love . London: Virago, 1990.
  36. «Dora: Fragment of an Analysis» in: In Dora’s Case . Edited by Berenheimer and Kahane, London: Virago, 1985.
  37. Khanna, Ranjana. . — Duke University Press, 2003. — ISBN 978-0822330677 . от 1 августа 2020 на Wayback Machine
  38. Felman, Shoshana. . — Johns Hopkins University Press, 1993. — ISBN 9780801846205 .
  39. Humm, Maggie, Modernist Women and Visual Cultures . Rutgers University Press, 2003. ISBN 0-8135-3266-3
  40. ↑ Barry, Peter, 'Feminist Literary Criticism' in Beginning theory (Manchester University Press: 2002), ISBN 0-7190-6268-3
  41. Chaudhuri, Shohini, Feminist Film Theorists (Routledge, 2006) ISBN 978-0-415-32433-5
  42. Mulvey, Laura 'Visual Pleasure and Narrative Cinema' in Feminism and Film Theory . Ed. Constance Penley (Routledge, 1988) (неопр.) . Дата обращения: 5 августа 2007. Архивировано из 3 ноября 2005 года.
  43. Humm, Maggie, Feminism and Film . Indiana University press, 1997. ISBN 0-253-33334-2
  44. Gutierrez-Arbilla, Julian Daniel, Aesthetics, Ethics and Trauma in the Cinema of Pedro Almodovar . Edinburgh University press, 2017. ISBN 978-1-4744-3167-5
  45. Nochlin, Linda, «„Why have There Been No Great Women Artists?“ Thirty Years After». In: Armstrong, Carol and de Zegher, Catherine (eds). Women Artists as the Millennium . Cambridge Massachusetts: October Books, MIT Press, 2006. ISBN 978-0-262-01226-3
  46. Parker, Roszika and Pollock, Griselda Old Mistresses: Women, Art and Ideology London and New York: Pandora, 1981.
  47. Griselda Pollock, Looking Back to the Future . New York: G&B New Arts Press, 2001. ISBN 90-5701-132-8
  48. Griselda Pollock, Encounters in the Virtual Feminist Museum: Time, Space and the Archive . Routledge, 2007. ISBN 0-415-41374-5
  49. , Предисловие, с. 5.
  50. Cain, William E., ed. Making Feminist History: The Literary Scholarship of Sandra M. Gilbert and Susan Gubar (Garland Publications, 1994)
  51. Laslitt, Barbara, Ruth-Ellen B. Joeres, Krishan Sharma, Evelyn Brooks Higginbotham, and Jeanne Barker-Nunn, ed. History and Theory: Feminist Research, Debates, Contestations (University of Chicago Press, 1997)
  52. Lerner, Gerda, The Majority Finds Its Past: Placing Women in History (Oxford University Press, 1981)
  53. Pollock, Griselda. Generations and Geographies in the Visual Arts . London: Routledge, 1996. ISBN 0-415-14128-1
  54. . de Zegher, Catherine and Teicher, Hendel (Eds.) 3 X Abstraction . New Haven: Yale University Press, 2005. ISBN 0-300-10826-5
  55. Rose, Gillian, 17 августа 2018 года. (Univ. of Minnesota Press, 1993)
  56. Moss, Pamela, Feminisms in Geography: Rethinking Space, Place, and Knowledges (Rowman & Littlefield Publishers, 2007) ISBN 978-0-7425-3829-0
  57. Welchman, John C., Rethinking Borders. Macmillan, 1996 ISBN 0-333-56580-0
  58. Rée, Jonathan. The Concise Encyclopedia of Western Philosophy / Jonathan Rée, Urmson, J.O.. — 3rd. — London : Routledge, 2005. — P. 143–145. — ISBN 978-0-203-64177-4 .
  59. Véronique Mottier, от 27 августа 2007 на Wayback Machine , Feminist political theory, University of Essex . Retrieved on 1-10-2010
  60. (неопр.) . Institute for Women's Policy Research . Дата обращения: 2 января 2020. Архивировано из 2 января 2020 года.
  61. Barker, Drucilla K. and Edith Kuiper, eds. 2003. от 1 августа 2020 на Wayback Machine . London and New York: Routledge.
  62. Radical Feminism: A Documentary Reader, By Barbara A. Crow, Housework: Slavery or a Labor of Love, p 530, NYU Press 2000
  63. Waring, Marilyn, от 17 апреля 2012 на Wayback Machine , San Francisco: Harper & Row, 1988.
  64. Marianne A. Ferber and Julie A. Nelson, от 1 августа 2020 на Wayback Machine , Chicago: University of Chicago Press, 1993. Marianne A. Ferber and Julie A. Nelson, Feminist Economics Today: Beyond Economic Man , Chicago: University of Chicago Press, 2003.
  65. (неопр.) . Дата обращения: 10 ноября 2015. 20 ноября 2015 года.
  66. Lowrey, Annie (2014-03-12). . The New York Times . из оригинала 18 августа 2017 . Дата обращения: 21 февраля 2017 .
  67. Power, Marilyn. «Social Provisioning as a Starting Point for Feminist Economics» Feminist Economics . Volume 10, Number 3. Routledge, November 2004.
  68. Levit N. Feminism for men: Legal ideology and the construction of maleness // UCLA L. Rev. — 1995. — Т. 43. — С. 1037—1116.

Same as Теория феминизма