Interested Article - Лютневая музыка XVI—XVII веков
- 2020-12-08
- 1
« Лютневая музыка XVI—XVII вв.» — музыкальный альбом советского гитариста и лютниста Владимира Вавилова с записями произведений для лютни , первоначально выпущенный в 1970 году фирмой « Мелодия ». Альбом пользовался успехом и тираж альбома несколько раз допечатывали (поэтому в разных источниках значатся разные годы выхода пластинки). Несмотря на то, что Вавилов указан как лютнист, в самой записи вместо лютни использовалась лютневидная гитара. Косвенным подтверждением этого является отсутствие фотографий Вавилова с лютней.
Авторство большинства музыки на альбоме было приписано западноевропейским композиторам XVI—XVII веков, но настоящим автором всех произведений на альбоме, кроме « Зелёных рукавов » и « Спандольетты », был сам Владимир Вавилов. Ещё одно произведение «Турдьон» написано на основе подлинной мелодии из сборника Пьера Аттеньяна «Вторая книга танцев», к которой Вавилов добавил сольную вставку в середине, возможно, собственного сочинения .
Пластинка приобрела популярность и многократно переиздавалась. Музыкальные фрагменты с этой пластинки стали музыкальным фоном множества радио- и телепередач и даже фильмов.
Слушатели после выхода пластинки сразу обратили внимание на несколько произведений: « ричеркары », английскую народную песню « Зелёные рукава ».
Очень популярной в СССР и позднее в России стала мелодия сюиты для лютни «Канцона и танец». «Канцона» стала музыкой песни на слова Анри Волохонского «Рай», более известной как « Город золотой », которую впервые исполнил Алексей Хвостенко и ставшей шлягером группы « Аквариум » в исполнении Б. Гребенщикова . Также на сюиту для лютни "Павана и Гальярда" Анри Волхонский написал текст песни "Конь унес любимого", которая получила известность в исполнении Леонида Федорова , солиста группы " АукцЫон ".
В XXI веке всемирную популярность обрела ария Ave Maria с этого альбома лютневой музыки, вошедшая в репертуар звёзд мировой оперной сцены и звёзд популярной музыки.
Список композиций
Издание 1970 года
- Франческо да Милано (1497—1543) — Сюита для лютни: Канцона и Танец.
- Народная музыка XVI в. — Спандольетта.
- Неизвестный автор XVI в. — Ave Maria.
- Н. Нигрино — Ричеркар
- В. Галилеи (1520-е — 1591) — Сюита для лютни: Павана и Гальярда.
- Г. Нейзидлер (1508—1563) — Чакона.
- Английская народная музыка XVI в. — Песня «Зеленые рукава» и Гальярда.
- Турдьон, старинный французский танец.
- Ж. А. Байф — Пастурелла.
- Д. Готье (1603—1672) — Гавот.
Издания на CD
-
Сюита для лютни: Канцона и Танец
(автор музыки: Франческо да Милано ) - Спандольетта (народная музыка XVI века)
-
Ave Maria
(автор музыки: Джулио Каччини ) -
Ричеркар
(автор музыки: Николо Нигрино) -
Сюита для лютни: Павана и Гальярда
(автор музыки: Винченцо Галилеи ) -
Чакона
(автор музыки: Ганс Найзидлер ) - « Зелёные рукава » и Гальярда (английская народная лютневая музыка)
- Турдьон (старинный французский народный танец)
-
Пастурелла
(автор музыки: Жан Байф ) -
Гавот
(автор музыки: Дени Готье ) -
Шансон «De Mon Triste Desplasir»
(автор музыки: Франческо да Милано) -
Фантазия «De Mon Triste»
(автор музыки: Франческо да Милано) -
Ричеркар № 74
(автор музыки: Франческо да Милано) -
Ричеркар № 51
(автор музыки: Франческо да Милано) -
Ричеркар № 30
(автор музыки: Франческо да Милано)
Мистификация
На пластинке было указано, что большинство композиций — музыкальные произведения XVI — XVII веков . Но исследователи обнаружили, что настоящим композитором почти всех произведений, за исключением « Зелёных рукавов » и «Спандольетты», был Владимир Вавилов . Причиной для такой мистификации были опасения Вавилова, что в то время государственная фирма грампластинок не выпустила бы диск с сочинениями малоизвестного лютниста. Поэтому Вавилов, который очень хотел, чтобы музыку услышали слушатели, пошёл на хитрость и приписал авторство своих произведений композиторам эпохи ренессанса и «неизвестным авторам».
Впоследствии его дочь, Тамара Владимировна, вспоминала: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией „Вавилов“ никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии» . Также высказывалось предположение, что пластинку с таким религиозным сочинением как Ave Maria просто не пропустила бы цензура , даже если бы её написал официальный советский композитор .
Музыканты
- Владимир Вавилов — лютня
- Марк Шахин — орган («Ave Maria», «Ричеркар», «Пастурелла»)
- Виталий Буяновский — валторна («Спандольетта»)
- Владимир Курлин — гобой («Зелёные Рукава и Гальярда»)
- Лев Перепёлкин — флейта («Турдьон», «Гавот»)
- — вокал («Ave Maria»)
Примечания
- (неопр.) . Дата обращения: 30 марта 2015. 20 апреля 2017 года.
- (неопр.) . imslp.org . Дата обращения: 18 января 2021. 27 января 2021 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 25 июля 2013. 22 июня 2020 года.
- от 22 октября 2011 на Wayback Machine Архимандрит Тихон (Шевкунов) и Александр Архангельский о пути к вере в 70-е [+ ВИДЕО ] : Православие и мир
Ссылки
- Зеэв Гейзель
- Борис Хомичев
- Михаил Телехов // Вечерний Петербург
- 2020-12-08
- 1