Встреча над Тускаророй
- 1 year ago
- 0
- 0
«По́здняя встре́ча» — советский художественный телевизионный фильм 1978 года по мотивам повести Юрия Нагибина «Срочно требуются седые человеческие волосы», снятый на Свердловской киностудии по заказу Гостелерадио СССР .
Действие фильма происходит в Ленинграде и Свердловске в двух временных слоях: в 1970 и 1978 годах.
Сергей Иванович Гущин прилетает из Свердловска в Ленинград к своему однополчанину Петру Свиридонскому. Но встреча боевых товарищей стала не единственным поводом для визита: здесь много лет назад он встретил женщину, которая перевернула всю его жизнь и которую он так и не смог забыть.
Из аэропорта Гущин едет на Площадь искусств , где в доме № 5 тогда жила его возлюбленная Наташа Проскурова, начинающая актриса. Но в той квартире теперь другие люди, которые о Наташе ничего не знают. И на киностудии , где они познакомились, о ней тоже нет сведений. И тогда память переносит Гущина на восемь лет назад, в день их первой встречи...
Как авиационный инженер и специалист по катапультам , он был приглашён в Ленинград в качестве консультанта на кинокартину «Полёт в неведомое». Возле входа на киностудию его внимание привлекает объявление: " «Ленфильму» срочно требуются седые человеческие волосы" . Красивая девушка, стоявшая рядом (это была Наташа), заметив его удивление, шутливо замечает:
Позже он встречает её в столовой киностудии и, загоревшись, приглашает на прогулку. Она легко соглашается, и вот уже они идут по городу, а Наташа в роли экскурсовода увлечённо показывает своему новому знакомому городские достопримечательности. Указывая на один из домов на площади Суворова , она приписывает его авторство Валлен-Деламоту . Гущин поправляет её, замечая, что это одно из первых сооружений Кваренги . Возникает небольшой спор, в результате которого выясняется, что Гущин хорошо разбирается в архитектуре Старого Петербурга.
Затем Гущин отправляется с Наташей на катере по городским каналам, чтобы показать «свой Ленинград». Водитель катера — отец Андрея, фронтового друга Гущина. Во время боевого вылета , когда их самолёт подбили, Сергей успел выпрыгнуть с парашютом, а Андрей погиб. Самолёт упал на Каменном острове , на площади перед Каменноостровским театром . Во время блокады Гущин помогал родителям Андрея, отдавая им часть своего пайка. И каждый раз, приезжая в Ленинград, он вместе с отцом Андрея посещает место гибели друга.
Напоследок старик просит взять у него потерявшуюся собачку. Наташа забирает её, и вместе с Гущиным они едут смотреть объявления о пропавших животных. Найдя подходящее описание, они идут по указанному адресу. Старушка, обрадовавшаяся возвращению любимой собачки, хочет их отблагодарить. Гущин просит продать ему репродукцию гравюры , изображающую корабль, паруса которого так понравились Наташе. Хозяйка собачки с радостью отдает её так, но, уходя, Гущин всё же незаметно оставляет деньги.
Вечером Наташа приглашает Гущина в дом своих друзей, ленинградских интеллигентов. Она представляет его хозяину дома — художнику-дизайнеру и скульптору Пете Басалаеву и его жене. Пётр знакомит Гущина со своим коллегой Беляковым, «непревзойдённым творцом современных форм» . В числе гостей — несостоявшийся Наташин ухажёр Борис, бывший спортсмен и начинающий поэт, и Ирэна, автор-исполнитель собственных песен.
После расставания в аэропорту они ещё будут надеяться на продолжения отношений. Вернувшись к себе в Свердловск, Гущин с головой уходит в работу в НИИ и даже участвует в рискованном для жизни эксперименте, но в какой-то момент они обмениваются телеграммами, и Сергей Иванович решает окончательно уйти из семьи. В последний миг он всё же решает больше не встречаться с молодой женщиной, которую успел полюбить; последним аргументом для него станет нежелание причинить душевную боль жене и дочери.
1978 год. На встрече друзей-фронтовиков в Ленинграде Гущин встречает Петра Басалаева и узнаёт от него, что Наташа, так и не дождавшись возвращения возлюбленного, пять лет назад уехала в Хабаровск.
Я играла жену, привыкшую к своему мужу и остывшую к нему. Ничего, ничего она в нём не видит и не ценит. Для его еды она предлагает яичницу либо омлет. И вот он встречает другую женщину, он готов уйти к ней. Жена, ощутив угрозу, леденеет от ужаса. Она — в стрессе: она теряет человека, которым пренебрегала и который, оказывается, ей необходим. Уже взрослая дочь не вмешивается, но сочувствует отцу. Жена не задерживает мужа, откровенно решившего покинуть дом, но глубоко и безысходно страдает.
Человеку мыслящему, наделённому сердцем, совсем не просто зачеркнуть прошлое. Сценарий подводит нас к последней сцене. На балконе, как бы спокойно, стоит жена. Кинокамера приближает её лицо. Оно заплакано, глаза жадно и выжидающе смотрят на уходящего. Но вот он оглянулся, бросил взгляд на балкон и… остановился.