Interested Article - Роде, Альфред Франц Фердинанд

А́льфред Франц Фе́рдинанд Ро́де ( нем. Alfred Rohde ; 24 января 1892 (1892-01-24) , Гамбург 7 декабря 1945 ) — немецкий искусствовед, специалист по янтарю, автор многочисленных книг. Особую известность Роде принесли его работы о янтаре .

Краткая биография

Альфред Роде родился в Гамбурге . Отец Франц Роде, мать — Мария Роде. По национальности оба — немцы , по вероисповеданию — лютеране -евангелисты.

Будучи в звании сначала солдата, а впоследствии лейтенанта, Роде принял участие в Первой мировой войне . Был тяжело ранен и позднее сильно страдал от этого.

С 10 сентября 1921 года Роде был женат на Ильзе Флинч (свадьба состоялась в Гамбурге). Дети — Лотти и Вольфганг.

Роде изучал историю искусств в Марбурге , Мюнхене и Париже . Диссертация Роде называлась «Алтарь папы и мастер Бертрам из Миндена».

Профессиональный путь Роде начинался в музеях Гамбурга, где он проработал много лет. Позднее Роде некоторое время работал в художественном музее города Бреслау (ныне Вроцлав на территории Польши ). С 1926 года — директор городских художественных собраний Кёнигсберга (ныне Калининград в России ). Роде занимал эту должность вплоть до штурма города советскими войсками 6 9 апреля 1945 г.

Начиная с 1912 года Роде опубликовал большое число искусствоведческих исследований. Были опубликованы следующие книги: «Научный инструмент» ( Лейпциг , 1929 ), «Кёнигсберг — Пруссия» (Лейпциг, 1929), «Янтарь — немецкий материал» ( Берлин , 1937 ), «Молодой Коринт» (Берлин, 1942 ), «Книга о янтаре» (Кёнигсберг, 1937), «Кёнигсбергские художники поколения Симона Даха» (Кёнигсберг, 1938 ), «Художники Кёнигсбергского бидермейера » (Кёнигсберг, 1940 ).

Постепенно основную сферу интересов Роде стал составлять янтарь. Наибольшую известность принесла ему монография «Янтарь — немецкий материал», которая до сих пор не устарела и остаётся «библией» для специалистов по янтарю и янтарных дел мастеров.

Будучи директором кёнигсбергских городских собраний (располагавшихся в ставшем к тому времени музеем замке ), Роде в течение пятнадцати лет занимался пополнением, систематизацией и изучением городских янтарных коллекций. Он приобретал для музея художественные произведения из янтаря у частных коллекционеров, каталогизировал коллекции, организовывал выставки.

Кроме работы с янтарём Роде принимал активное участие в деятельности основанного в 1842 году союза художников. По его инициативе союз художников ежегодно проводил в расположенном неподалёку от башни Врангеля художественной зале выставки работ восточно-прусских художников.

Точная дата и причина смерти Роде неизвестна. Роде умер где-то в конце 1945 года. В российской историографии традиционной считается точка зрения, в соответствии с которой Роде покончил жизнь самоубийством. Однако, по мнению дочери Роде, Альфред Роде и его жена умерли от голодного тифа, разделив судьбу многих оставшихся в Кёнигсберге немцев.

О личной жизни Роде известно очень немногое. У него был очень замкнутый характер. В быту Роде был очень скромен, на работе пользовался уважением у коллег.

Роде не был членом НСДАП , хотя и не стеснялся в интересах искусства сотрудничать с видными деятелями фашистской партии. В своих деловых письмах Роде рядом с подписью писал и «Хайль Гитлер!».

По мнению Герхарда Штрауса, бывшего в 1943 1944 годах сотрудником Инспекции по охране памятников Восточной Пруссии , внутренне Роде скорее симпатизировал левым партиям. Большинство его немногочисленных друзей тоже были людьми левых политических взглядов.

На левую политическую ориентацию Роде указывает также и то, что он скупал в больших количествах современные произведения искусства, конфискованные в 1936 году Гиммлером , Розенбергом и Гёббельсом дегенеративное искусство », по мнению фашистов).

Роль Роде в судьбе утраченных в годы Великой Отечественной войны культурных ценностей

Очень противоречива роль Роде в судьбе культурных ценностей, похищенных нацистской Германией из оккупированных районов Советского Союза . В советской историографии Роде часто обвиняли в организации расхищения культурных ценностей и (после окончания войны) сокрытии от советского государства мест захоронения культурных ценностей на территории Калининградской области . Нередко Роде даже приписывали фашистские взгляды (которых он, скорее всего, не разделял — см. выше) и русофобию. Однако уже упоминавшийся Герхард Штраус утверждал, что «во всяком случае, перед Советским Союзом он (Роде) страха не имел, а также не имел и плохого намерения».

Неопровержимым фактом является то, что Роде принимал активное участие в размещении в Кёнигсберге вывезенных из Советского Союза культурных ценностей. Более того, в своём письме гауляйтеру Восточной Пруссии Эриху Коху от 9 августа 1941 года Роде настаивал на том, что Янтарная комната должна быть перевезена из Царского Села в Кёнигсберг как можно скорее.

Однако вполне возможно, что Роде действительно верил, будто своими действиями он способствует сохранению культурных ценностей. К разграблению же оккупированных регионов фашистами он относился крайне негативно. Вот что рассказал по этому поводу Герхард Штраус: «Я точно припоминаю, как он (Роде) с большим негодованием относился к нацистам — грабителям произведений искусства — во время показа мне в замке картин из Киева…»

Кроме того, Роде был настоящим фанатиком янтаря, и неудивительно, что он не упустил возможность сделать янтарную комнату экспонатом кёнигсбергского замка. Позднее Роде категорически отказался передать янтарную комнату будущему главному музею Рейха в Линце .

Весной 1945 года, отправив детей во внутренние районы Германии, Роде вместе с женой отказались эвакуироваться из Кёнигсберга. Видимо, привязанность Роде к кёнигсбергским художественным коллекциям оказалась сильнее инстинкта самосохранения.

После штурма Кёнигсберга для розысков Янтарной комнаты в Кёнигсберг прибыл профессор А. Я. Брюсов . На словах Роде согласился сотрудничать с Брюсовым, но фактически Роде давал крайне путаные ответы, и поиски таким образом практически ни к чему не привели.

Версию Роде впоследствии опроверг руководитель правительственной комиссии по розыску вывезенных гитлеровцами сокровищ пригородных ленинградских дворцов А. М. Кучумов . Он обнаружил у входа с лестницы в Орденский зал, где якобы сгорела Янтарная комната, три обгоревшие флорентийские мозаики, входившие в состав Янтарной комнаты, однако сделал по поводу этой находки выводы, противоположные версии Роде .

«Во-первых, если мозаики были упакованы вместе с янтарными панно, будучи вделанными в них, ящики не могли по своим габаритам поместиться на той площади (меж двух дверей и окна), где они были найдены. Мозаики лежали сложенными одна на другую, и это отвергает возможность упаковки их вместе с панно, — описывал увиденное Кучумов. — Большие габариты янтарных панно и высокий рельеф янтарных рам, окружающих мозаики, не могли позволить упаковку трёх или четырёх панно в один ящик. Если бы мозаики горели вместе с панно на некоторой высоте от пола, имея между собой прослойку из самих панно (дубовые доски и янтарь) и упаковочного материала, они должны были, падая, рассыпаться на мелкие куски, так как клей-мастика при высокой температуре быстро теряет свои связующие свойства. В действительности рисунок мозаик был найден при раскопке не нарушенным, несмотря на полное разрушение и обесцвечивание камня… Это говорит о том, что здесь находились и сгорели вместе с мебелью графини Кайзерлинг лишь мозаики, упакованные отдельно от янтарных панно. Ведь мозаики укреплялись поверх янтарных панно на крюках, и их легко можно было снять .

Во-вторых, отделка Янтарной комнаты имела 24 пилястры толстого зеркального стекла, обрамлённых деревянной золочёной резьбой. При осмотре гари расплавленного стекла не было обнаружено совсем. Следовательно, зеркальные пилястры находились в другом месте, возможно вместе с Янтарной комнатой, поэтому версия о гибели янтарных панно в данном помещении отпадает» .

Кучумов и его помощник С. В. Трончинский сделали вывод: «Приведённые обстоятельства позволяют с полным основанием отвергнуть сообщение Роде о гибели Янтарной комнаты в огне пожара в Орденском зале Кёнигсбергского замка, доверчиво принято за истину профессором Брюсовым. Янтарная комната была сохранена и укрыта в безопасном месте при участии Роде. Выдвинутая им версия… должна была отвлечь внимание комиссии от дальнейших поисков» .

Выдвинутая Роде версия может объясняться разными причинами. Во-первых, несмотря на то, что Роде скорее всего не разделял взглядов нацистского режима, за двенадцать лет власти НСДАП он, как и большинство немцев, не мог не стать жертвой пропаганды, и уж вряд ли он испытывал особые симпатии к русским. Возможно также, что Роде боялся расправы, в случае если он выдаст местонахождение Янтарной комнаты.

Летом 1945 года Роде и его жена скоропостижно скончались «от кровавой дизентерии, от отравления или сам отравился», как показал доктор Штаммшиг на Йоркштрассе в марте 1946 года А. М. Кучумову .

Список трудов Альфреда Роде

1. «Zur Eröffnung der östlichsten deutschen Kunstsammlungen im Königsberger Schloss»: April 1928

2. « Handzeichnungen aus dem Besitz Seiner Durchlaucht Alexander Fürst zu Dohna-Schlebitten» (Deutscher, Italiener, Spanier, Holländer) Königsberg Pr: Kunstsammlungen der Stadt Königsberg Pr. ; Kunstverein Königsberg Pr. ; Ausstellung vom 25. März bis 6. Mai 1928, Verlag, Kunstsammlungen, 1928, 19 Seiten

3. «Die Silberbibliothek des Herzogs Albrecht in Königsberg»; Band 4 von Bilderhefte des deutschen Ostens,Verlag, Gräfe, 1928, 4 Seiten

4. «Kunstsammlungen der Stadt Königsberg Pr: Ein Gang durch die Schausammlungen», 1928, 47 Seiten, Verlag Die Kunstsammlungen, 1928

5. «Königsberg Pr»,Band 37 von Stätten der Kultur":Klinkhardt & Biermann, 1929, 126 Seiten

6. «Der Lesesaal der Kunstsammlungen der Stadt Königsberg Pr»: Verlag Kunstsammlungen der Stadt Königsberg, 1929, 20 Seiten

7. «Kunstsammlungen der Stadt Königsberg Pr. Prussia-Museum Königsberg Pr. Eduard Gisevius.Preussisch-litauische Landschaften und Trachten vor 1850», 1929

8. «Künstlerische-kulturelle Abteilung», Band 1 von Führer durch die Schausammlungen : Kunstsammlungen der Stadt Königsberg Pr.,Vorw. Alfred Rohde: Verlag Kunstsammlungen, 1931; 144 Seite

9. «61. Kunstausstellung zur Feier des 100jährigen Bestehens des Kunstvereins Königsberg Pr. e.V.»: Verlag Ostpreußische Dr.- und Verl.-Anst., 1931,22 Seite

10. «Ostpreussens Romantiker»; Verlag Kunstverein, 1932; 24 Seiten

11. «Gemäldekatalog», Band 2 von Führer durch die Schausammlungen : Kunstsammlungen der Stadt Königsberg Pr. Vorw. Alfred Rohde, Verlag:Kunstsammlungen, 1934,185 Seiten

12. «Das Schloß in Königsberg (Pr.) und seine Sammlungen»: Dt. Kunstverl., 1936, 51 Seiten

13. «Das Buch vom Bernstein. Bernstein ein deutscher Werkstoff», Königsberg, Berlin: Ost-Europa Verlag, 1937.56 Seiten.

14. «Königsberger Maler im Zeitalter des Simon Dach»: Ost-Europa-Verlag, 1938, 30 Seiten

15. «Ostpreußische Maler der Biedermeierzeit». — Königsberg: Ost-Europa-Verl. [1940]. 37 S.,

16. «Der junge Corinth», Berlin, Rembrandt Verlag, 1941.158 Seiten

Использованная литература

  • Овсянов А. П. В руинах старого замка. Очерки о поисках утраченных культурных ценностей. — Калининград: «Янтарный сказ», 1997.
  • Овсянов А. П. Янтарная комната: Возрождение шедевра/П. О. Овсянов; под редакцией Т. Г. Тетенькиной. — Калининград: «Янтарный сказ», 2002.
  • Bruhn Peter Bibliographie Bernsteinzimmer (Международная библиография публикаций о Янтарной комнате от 1790 до 2003) Berlin 2004. 468 стр. ISBN 3-86155-109-8

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #104630609X // (нем.) — 2012—2016.
  2. Воронов М.Г., Кучумов А.М. Янтарная комната. — Москва: Художник РСФСР, 1989. — С. 170—172. — 288 с. — ISBN 5-7370-0176-8 .
  3. Янтарная комната / Уварова, Т. — Документальное исследование. — Санкт-Петербург: Пальмира, 2017. — С. 114—117. — 479 с. — ISBN 978-5-521-00375-4 .

Ссылки

Same as Роде, Альфред Франц Фердинанд