Линд, Анна
- 1 year ago
- 0
- 0
Е́нни Линд ( швед. Jenny Lind ; известная также под галлизированным именем Женни Линд или англизированным Дженни Линд , имя при рождении Юханна Мария Линд; швед. Johanna Maria Lind ; 6 октября 1820 — 2 ноября 1887 ) — шведская оперная певица, сопрано , прозванная «шведским соловьём», одна из самых известных певиц XIX века. Исполняла оперные партии в Швеции и по всей Европе, а в 1850-х годах совершила концертный тур по США. Член Шведской королевской музыкальной академии с 1840 года.
Линд прославилась после исполнения партии Агаты в опере фон Вебера « Вольный стрелок » в Королевской опере в Стокгольме в 1838 году. Через несколько лет у неё возникли проблемы с голосом, которые сумел исправить известный певец и доктор Мануэль Гарсиа . Как исполнительница оперных партий Линд пользовалась большим успехом в Швеции и Северной Европе в 1840-х годах и была тесно связана с Феликсом Мендельсоном . После двух успешных сезонов в Лондоне певица объявила о своём уходе из оперы в возрасте 29 лет.
В 1850 году Линд по приглашению известного антрепренёра Ф. Барнума отправилась на гастроли в США, где дала 93 масштабных концерта, а затем продолжила гастролировать самостоятельно. На американском турне певица заработала более 350 000 долларов, пожертвовав вырученные средства на благотворительные цели, в основном на создание бесплатных школ в Швеции. Со своим новым мужем, композитором Отто Голдшмидтом , Линд вернулась в Европу в 1852 году и с 1855 году поселилась в Великобритании, периодически выступая с концертами в течение следующих двух десятилетий. С 1882 года была профессором пения в Королевском колледже музыки в Лондоне.
Енни Линд родилась в стокгольмском районе . Она была незаконнорожденной дочерью бухгалтера Никласа Йонаса Линда (1798—1858) и школьной учительницы Анн-Мари Феллборг (1793—1856) . Мать Линд развелась со своим первым мужем из-за прелюбодеяния, но отказывалась снова выйти замуж до его смерти в 1834 году. Родители Енни поженились, когда ей было 14 лет .
Когда Енни было около девяти лет, её пение подслушала горничная мадемуазель Лундберг, солистки Шведской Королевской оперы . Горничная, поражённая необычным голосом девочки, сообщила об этом Лундберг, которая устроила прослушивание и помогла Енни поступить в актёрскую школу Королевского драматического театра , где она училась у певца .
Енни Линд с десятилетнего возраста стала выступать с вокальными номерами. В возрасте двенадцати лет у неё возникли проблемы с голосом, и ей пришлось на время прекратить петь, но она выздоровела . Её первой большой ролью была Агата в опере Вебера «Вольный стрелок» в постановке 1838 года в Шведской королевской опере . В 20 лет она уже состояла в Шведской королевской музыкальной академии и была придворной певицей короля Швеции и Норвегии. Её голос был серьёзно повреждён чрезмерным использованием и неподготовленной техникой пения, но её карьеру спас учитель пения Мануэль Гарсия, под руководством которого она занималась в Париже с 1841 по 1843 год. Он настоял на том, чтобы она вообще не пела в течение трёх месяцев, так что голосовые связки юной певицы восстановились, после чего Гарсия начал обучать её здоровой и безопасной вокальной технике .
После года занятий с Гарсией композитор Джакомо Мейербер , ранний и верный поклонник её таланта, устроил для неё прослушивание в Парижской опере , но Линд не была принята. Биограф Фрэнсис Роджерс заключает, что Линд сильно возмущалась отказом: когда она стала международной звездой, она всегда отказывалась от приглашений спеть в Парижской Опере . Линд вернулась в Шведскую королевскую оперу, значительно улучшив свой профессиональный уровень благодаря урокам Гарсии. Она также совершила гастрольную поездку по Дании .
В декабре 1844 года, благодаря влиянию Мейербера, Линд была приглашена исполнить заглавную роль в опере Винченцо Беллини « Норма » в Берлине. Успех был так велик, что Линд продолжала петь в Берлине на протяжении четырёх месяцев, и за этим последовала серия приглашений в различные театры Германии и Австрии. В январе 1845 года Линд исполнила главную партию в опере Мейербера « », написанную для неё, но в связи с театральными интригами впервые исполненную ; на второй показ этой оперы с участием Линд театру пришлось поднять цену на билеты, потому что театр не мог вместить всех желающих. Игнац Мошелес писал об одном из номеров «Лагеря в Силезии», ставшем визитной карточкой Линд: «Её песня с двумя солирующими флейтами — это, пожалуй, самый невероятный шедевр бравурного пения, который можно услышать».
В число горячих поклонников голоса Енни Линд вошли
Роберт Шуман
,
Гектор Берлиоз
и
Феликс Мендельсон
. В репертуар Линд вошли заглавные партии в операх «
Лючия ди Ламмермур
» и « »
Гаэтано Доницетти
, «
Сомнамбула
» Беллини и «
Весталка
»
Гаспаре Спонтини
, а также Сюзанна в моцартовской «
Свадьбе Фигаро
», Адина в «
Любовном напитке
» Доницетти и Алиса в «
Роберте-дьяволе
» Мейербера. Уже с этого времени Линд получила прозвище «шведский соловей». В декабре 1845 года, на следующий день после своего дебюта с
оркестром Гевандхауса
под управлением Мендельсона, она бесплатно спела на благотворительном концерте в пользу Фонда вдов оркестра. Щедрость певицы и её постоянное участие в благотворительных проектах оставались ключевым аспектом её карьеры и значительно повысили её международную популярность даже среди людей, далёких от мира музыки.
После успешного сезона 1846/1847 в Вене, где её окружали поклонники и чествовала императорская семья, Линд отправилась в Лондон и дебютировала там 4 мая 1847 года в итальянской версии «Роберта-дьявола» в присутствии королевы Виктории ; на следующий день The Times написала: «Нам нередко случалось испытывать восторг по случаю премьерных выступлений, но мы можем с уверенностью сказать, и с нашим мнением согласятся несколько сотен подданных Её Величества, что никогда не приходилось видеть такого энтузиазма, как тот, c каким был встречен вчера вечером дебют мадемуазель Йенни Линд». В июле 1847 года Линд выступила в мировой премьере оперы Джузеппе Верди « Разбойники » в Театре Её Величества , дирижировал композитор. В течение последующих двух сезонов Линд оставалась виднейшей примадонной лондонской оперной сцены, появляясь в большинстве стандартных партий сопранового репертуара. В начале 1849 года, ещё до своего тридцатилетия, Линд объявила о своём уходе из оперы, выступив в последний раз 10 мая 1849 года, снова в «Роберте-дьяволе» и снова в присутствии королевы и членов королевской семьи. Причины столь раннего окончания театральной карьеры Линд остаются неизвестными.
В 1849 году к Линд обратился крупнейший американский антрепренёр Финеас Барнум с предложением совершить поездку по Соединённым Штатам Америки на срок более года. Линд выставила весьма высокие финансовые требования, имея в виду крупные пожертвования на благотворительность (прежде всего в фонд бесплатного школьного образования в её родной Швеции), но Барнум в итоге согласился принять их.
Вместе с баритоном Джованни Беллетти (для исполнения дуэтов) и Юлиусом Бенедиктом в качестве пианиста, аранжировщика и дирижёра Линд отплыла в Америку в сентябре 1850 года. Предварительная реклама Барнума сделала её знаменитостью ещё до того, как она приехала в США: билеты на некоторые из её концертов пользовались таким спросом, что Барнум продал их с аукциона. Ажиотаж был настолько велик, что американская пресса окрестила его «Линдоманией».
После Нью-Йорка группа Линд с неизменным успехом гастролировала по восточному побережью Америки, а затем посетила Кубу, южные штаты США и Канаду. В рамках антрепризы Барнума Линд дала 93 концерта в Америке, на которых заработала около 350 000 долларов, при этом прибыль Барнума составила не менее 500 000 долларов (в переводе на цены 2015 года это составляет около 10 и 14 миллионов долларов соответственно). К началу 1851 года в связи с недовольством агрессивной рекламой Барнума Линд расторгла договор с ним, сохранив, однако, добрые отношения, и продолжила гастроли, управляя их организацией самостоятельно. Турне продлилось до мая 1852 года. Бенедикт в 1851 году вернулся в Англию, и Линд пригласила на его место Отто Гольдшмидта , за которого в итоге 5 февраля 1852 года в Бостоне вышла замуж, после чего не только в частной жизни, но и в профессиональном качестве подписывалась фамилией Линд-Гольдшмидт.
Вернувшись из США, Линд с супругом провела три года в Дрездене , а с 1855 года обосновалась в Англии. В семье родились сыновья Отто и Эрнест и дочь Дженни. Линд отказывалась от всех предложений вернуться на оперную сцену, однако изредка выступала в концертах — в частности, появившись в 1856 году как участница британской премьеры оратории Роберта Шумана « ». В 1870 году она участвовала в исполнении оратории «Руфь», написанной её мужем. В последний раз Линд пела на благотворительном концерте в 1883 году.
В 1882 году, с основанием Королевского колледжа музыки , Линд заняла должность профессора вокала. По её настоянию образование вокалистов включало достаточно широкий круг дисциплин, вплоть до освоения иностранных языков.
В 1843 году в Дании в Линд, как утверждает ряд биографов, влюбился Ханс Кристиан Андерсен . Хотя они стали хорошими друзьями, она не ответила взаимностью на его романтические чувства. Считается, что она вдохновила его на такие известные сказки, как «Ангел» и « Соловей » . Он написал: «Ни одна книга или какая-либо личность не оказали на меня как поэта более благородного влияния, чем Йенни Линд. Для меня она открыла святилище искусства» . Биограф Кэрол Розен считает, что после того, как Линд отвергла ухаживания Андерсена, он изобразил её как Снежную Королеву с ледяным сердцем .
Ещё в Шведской королевской опере Линд дружила с тенором . Они пели вместе как в опере, так и на концертной сцене, и к 1844 году их связали романтические отношения. Однако карьерная перспектива разлучила их, поскольку Гюнтер остался в Стокгольме, а затем стал учеником Гарсии в Париже в 1846—1847 годах. В 1848 году, согласно мемуарам Линд 1891 года, они встретились снова в Швеции и весной обручились, после чего Линд вернулась в Англию. Однако в октябре того же года помолвка была расторгнута.
В последние годы жизни в Линд безответно влюбился Мендельсон. Он обещал ради неё бросить семью, чтобы бежать с ней в Америку, угрожал самоубийством, но певица отказалась разделить его судьбу. Измученный безответными чувствами композитор написал Концерт для скрипки с оркестром ми минор. Мендельсон умер 4 ноября 1847 года, а в 1849 году Енни Линд покинула оперную сцену и основала Фонд стипендий имени Феликса Мендельсона. В 1896 году муж певицы Отто Голдшмидт передал в него документы покойной жены с условием, что они не будут публиковаться в течение 100 лет. Однако в 1996 году Фонд не стал публиковать содержание архива, что автор фундаментальной биографии «A Portrait of Mendelssohn» (2003) Клайв Браун назвал «заговором молчания» .
Содержащиеся в фильме « Величайший шоумен » намёки на романтические отношения между Линд и её американским продюсером Финеасом Барнумом, как считается, не имеют под собой оснований.
Записей голоса Линд, видимо, не сохранилось. Считается, что она сделала запись на одном из первых фонографов для Томаса Эдисона , но, по словам критика Филипа Л. Миллера, «даже если бы легендарный цилиндр Эдисона уцелел, запись была бы слишком несовершенной, а певица к тому времени уже слишком давно оставила сцену, так что мы не узнали бы много» .
Биограф певицы Фрэнсис Роджерс отмечал, что, хотя Линд вызывала восхищение Мейербера, Мендельсона, Шумана, Берлиоза и других выдающихся музыкантам, «голосом и драматическим талантом она, несомненно, уступала как своим предшественницам — Марии Малибран и Джудитте Паста — так и своим современницам, Генриетте Зонтаг и Джулии Гризи » .
По мнению Роджерса, усилиями опытных импресарио Линд, в том числе Барнума, «почти всё, что было написано о ней, несомненно было предвзятым из-за подавляющей пропаганды в её пользу, купленной и проплаченной» . К тому же, по мнению Роджерса, важно то, что почти все поклонники Линд принадлежали в большей или меньшей степени к немецкой музыкальной школе и, за исключением Мейербера, не были экспертами по итальянскому репертуару, в котором Линд по большей части специализировалась. Роджерс приводит отзывы американской прессы, указывавшей на то, что пение Линд было более характерным для германской «холодной, не трогающей, ледяной чистоты тона и стиля», лишённым страсти, необходимой для итальянской оперы, а потому манера певицы «подходила для услаждения публики в нашем холодном климате», где выступления Линд и должны были встретить «триумфы, которых у неё не было бы во Франции или Италии» .
Музыкальный критик Генри Чорли , восхищавшийся Линд, описывал её голос как имевший всего две октавы в диапазоне, от ре до ре, — возможно, с добавлением в редких случаях ещё ноты или двух вверх; при этом нижняя половина диапазона была не лучшего качества по тону и по возможным ошибкам, но зато верхняя половина отличалась богатством, блеском и мощью — особенно на самых верхних нотах. По мнению Чорли, Линд была опытным и умелым мастером, что проявлялось и в её управлении дыханием, и в мастерском использовании пианиссимо, и в тонком использовании различных приёмов для того, чтобы скрыть недостатки нижнего регистра, — однако ключевой причиной её успеха были не качества голоса в собственном смысле: «мадемуазель Линд, несомненно, удовлетворяла наиболее широкий круг слушателей благодаря тому, что они видели в её пении воплощение глубокого и искреннего чувства» . При этом, полагал Чорли, высшие достижения Линд были связаны скорее с концертным, чем с оперным репертуаром, и особенно с немецкой музыкой: Моцартом, Гайдном и Мендельсоном.
Память о Линд увековечена в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства в Лондоне, где традиционно осуществляют захоронение и увековечение поэтов, драматургов и писателей. Мемориал в Уголке поэтов был открыт 20 апреля 1894 года, на торжественной церемонии присутствовали члены королевской семьи, О.Гольдшмидт, Салливан, сэр Джордж Гроув и представители ряда благотворительных организаций, которым Линд оказывала поддержку . Существует также мемориальная доска, посвященная Линд, в Болтонс, Кенсингтон, Лондон , и синяя мемориальная доска на 189 Old Brompton Road, Лондон, SW7, которая была установлена в 1909 году .
Линд отмечена в музыке, на экране и даже на банкнотах. Шведские банкноты номиналом 50 крон в выпуске 1996 и 2006 годов имеют портрет Линд на лицевой стороне. Многие художественные произведения чествовали её. Антон Валлерстайн сочинил «Польку Йенни Линд» примерно в 1850 году . В голливудском фильме 1930 года «Мораль леди» Грейс Мур сыграла Линд, а Уоллес Бири — Барнума . В 1941 году Ильзе Вернер сыграла Линд в немецкоязычном музыкальном биографическом фильме «Шведский соловей». В 2001 году в полубиографическом фильме «Ханс Кристиан Андерсен: Моя жизнь как сказка» в роли Линд фигурировала Флора Монтгомери. В 2005 году Элвис Костелло объявил, что он пишет оперу о Линд под названием «Тайные арии» с некоторыми стихами Андерсена . Телевизионный документальный фильм Би-би-си 2010 года «Шопен — женщины, стоящие за музыкой» включает обсуждение последних лет Шопена, в течение которых Линд «так повлияла» на композитора .
Многие места и объекты были названы в честь Линд, в том числе остров Дженни Линд в Канаде, локомотив Дженни Линд и клипер USS Nightingale. В её честь австралийская шхуна была названа Дженни Линд. В 1857 году шхуна потерпела крушение в ручье на побережье Квинсленда; ручей был соответственно назван Дженни Линд Крик . Бронзовая статуя сидящей Йенни Линд работы Эрика Рафаэля-Радберга, освященная в 1924 году, находится в районе Фрамнес на острове Юргорден в Стокгольме .
В Великобритании, в Норидже, Гольдшмидтом создан лазарет для детей, названный в её честь. Линд увековечена в его нынешней форме как Детская больница Дженни Линд в Норфолке и больница Нориджского университета . В этом же городе есть парк Дженни Линд . В честь Линд в кампусе университета Вустер-Сити названа часовня . В честь неё названы отель и паб в Старом городе Гастингса, Восточный Суссекс . В больнице округа Херефорд есть психиатрическое отделение, названное в честь Дженни Линд . В её честь назван район в Глазго . В Саттоне, Лондон, паб «Дженни Линд», рядом с Линд-роуд, был переименован в «Соловей» .
В США Линд отмечена названиями улиц в Амелии, штат Огайо; Форт Смит, Арканзас; Нью-Бедфорд, Массачусетс; Тонтон, Массачусетс; Маккиспорт, Пенсильвания; Норт-Истон, Массачусетс; Норт-Хайлендс, Калифорния и Стэнхоуп, Нью-Джерси; и на имя Дженни Линд, Арканзас. Город Дженни Линд в Калифорнии, вероятно, назван в её честь, хотя есть несколько историй о его названии . В её честь названы начальная школа в Миннеаполисе, штат Миннесота , и башня Дженни Линд, каменная башня в Норт-Труро, штат Массачусетс . Она посетила Мамонтову пещеру в центре Кентукки в 1851 году, и одна из достопримечательностей этой пещеры была названа в её честь, по-разному описываемая как «Кресло Дженни Линд» или «Стол Дженни Линд» . Веретенообразная мебель в стиле коттеджа до сих пор носит её имя, особенно детские кроватки и кровати Дженни Линд . В Андовере, штат Иллинойс, есть часовня Дженни Линд, шведская лютеранская часовня, на строительство которой Линд пожертвовала 1500 долларов . Крыло Дженни Линд является частью здания студенческого общежития в Колледже Августана, Рок-Айленд, штат Иллинойс, которое было основано Шведским евангелическо-лютеранским Синодом Августана в Северной Америке в 1860 году . Колледж также назвал вокальный ансамбль Дженни Линд . назван в честь неё . Комната Дженни Линд в Американско-шведском историческом музее посвящена ей и длительным последствиям её широкой популярности в Америке. Её турне по Америке 1850—1852 годов является сюжетом мюзикла «Барнум» 1980 года и фильма 2017 года «Величайший шоумен»; оба включают беллетризованные отношения между Линдом и Барнумом с «романтическим подтекстом» .
Боинг 737-8JP компании Norwegian Air Lines, регистрационный номер LN-DYG, зовется Дженни Линд, и у него на хвосте размещён портрет Линд .
Год | Название | Оригинальное название | Страна | Режиссёр | Йенни Линд |
---|---|---|---|---|---|
1930 | Мораль для леди | A Lady’s Morals | США | Сидни Франклин | Грейс Мур |
1931 | Йенни Линд | Jenny Lind | США | Артур Робисон | Грейс Мур |
1941 | Шведский соловей | Die schwedische Nachtigall | Германия | Ильза Вернер | |
2006 | Андерсен. Жизнь без любви | Россия, Италия, Германия | Эльдар Рязанов | Евгения Крюкова | |
2020 | Jenny Lind — den animerade berättelsen | Швеция | Дитте Феук | Анни Тернстрём, Магда Вирдефельдт Франсен (в детстве) |