Вильчек, Фрэнк
- 1 year ago
- 0
- 0
Пе-3 — советский двухмоторный тяжёлый истребитель цельнометаллической конструкции. Разработан в ОКБ-29 на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100» под руководством В. М. Петлякова . Первый полёт совершил в 7 августа 1941 года. От бомбардировщика Пе-2 (созданного на базе того же «100»-го) внешне отличался отсутствием нижней люковой стрелковой установки и тормозных решёток.
Самолёт ВИ-100 (высотный истребитель) или просто «100» создавался в ЦКБ-29 Спецтехотдела НКВД (отсюда название — СТО). В составе СТО фактически было три коллектива под началом А. Н. Туполева , В. М. Мясищева и В. М. Петлякова , и многие авиационные специалисты, арестованные органами НКВД в период с 1939 по 1941 год, отбывали там срок.
ВИ-100 проектировался коллективом В. М. Петлякова как высотный истребитель-перехватчик и дальний истребитель сопровождения. Разработками отдельных узлов и систем самолёта занималось около 50 конструкторов. «Сотка» проектировалась как цельнометаллический двухмоторный моноплан с двухкилевым оперением. Для высотных полётов моторы М-105Р оборудовались турбонагнетателями, а кабина экипажа была герметизирована и имела наддув . Широко применялся на самолёте электропривод . Вооружение проектировалось в передней части — два пулемёта ШКАС и две пушки ШВАК , и оборонительная неподвижная установка в хвостовом коке пулемёта ШКАС. На наружной подвеске могла устанавливаться противосамолётная бомбовая кассета К-76 с 76-мм артиллерийскими снарядами с дистанционным подрывом или кассета К-100 с 96 осколочными авиабомбами АО-2,5.
В мае 1939 года был готов полноразмерный макет, а в ноябре на заводе № 156 был построен опытный образец. Первый полёт выполнен 22 декабря 1939 года П. М. Стефановским . С 11 апреля 1940 года начались государственные испытания самолёта. Преследовали многочисленные дефекты и отказы и процесс шёл очень тяжело.
К тому времени была построена вторая опытная машина, судьба которой оказалась очень трагичной. При выполнении второго полёта на взлёте в кабине возник пожар и сильное задымление, пилот Хрипков и штурман Перевалов приняли решение аварийно садиться на луг прямо по курсу взлёта. По жуткому стечению обстоятельств, на лугу гуляли маленькие дети из детского сада Химкомбината. Самолёт врезался точно в детей и их восемнадцатилетнюю воспитательницу. Экипаж арестовали прямо в госпитальной палате, но расследование показало, что лётчики совершенно не виновны. Административно были наказаны два инженера и механик — получили по выговору. Самолёт восстановлению не подлежал.
Несмотря на строгий нрав машины — недостаточную продольную устойчивость, высокую посадочную скорость, склонность к « козлению » и доступность освоения «лётчикам выше средней квалификации» НИИ ВВС в заключении рекомендовал создать на базе самолёта «100» пикирующий бомбардировщик . Так ВИ-100 превратился в ПБ-100, а затем и в Пе-2 .
С началом войны надобности в двухмоторных высотных истребителях поначалу не возникало. Однако периодически возникала необходимость сопровождения или истребительного прикрытия на большом удалении от аэродрома базирования, и для этих задач привлекали бомбардировщики Пе-2. Уже 2 августа 1941 года Петлякову была поставлена задача — в четырёхдневный срок на базе серийного Пе-2 разработать истребитель. И 7 августа истребитель полетел.
С самолёта сняли бомбодержатели, а в бомбоотсеке установили дополнительный топливный бак на 250 л (теперь бомбы вешались только на наружную подвеску и в дополнительные отсеки гондол шасси ). Убрали место стрелка, зашили верхний люк и установили ещё два бака на 225 литров. Нижний люк кабины стрелка оставили, так как свободное от баков место можно было использовать для перевозки самолётного имущества и наземного техсостава. Вооружение усилили вторым пулемётом БК и неподвижным ШКАС в хвостовом коке (от ВИ-100). Демонтировали тормозные решётки, автомат пикирования, ЭСБР-6, РПК-2, фотоаппарат , СПУ-3. Радиостанцию РСБ-бис поменяли на истребительную РСИ-4.
В инициативном порядке завод № 22 построил истребитель Пе-2И. Экипаж также уменьшили до пилота и штурмана, установив в кабине стрелка бак на 340 литров. Ещё два подвесных бака по 180 литров вешались на наружные замки. В бомбоотсеке смонтировали агрегат, за основу конструкции были взяты крыльевые стрелковые установки самолёта Ил-2 — две пушки ШВАК монтировались внизу, а сверху в бомбоотсеке находились патронные ящики. Как и на Пе-3, были демонтированы автомат пикирования, тормозные решётки, , , ночной бомбовый прицел НКПБ-4; радиостанцию заменили маломощной. Но после завершения госиспытаний Пе-2И в серии решили не строить.
29 августа 1941 года на Центральном аэродроме начались испытания первого серийного Пе-3. С конца августа машины стали поступать на перевооружение 95 БАП.
После перевооружения 95-й БАП переименовали в истребительный и включили в состав огромного 6-го корпуса ПВО , прикрывавшего Москву. Пе-3 использовались для патрулирования над охраняемыми объектами. Также частично перевооружили 9-й, 40-й, 54-й, 208-й, 511-й БАП-ы. Первое успешное боевое крещение получили экипажи Пе-3 95-го полка при сопровождении транспортных самолётов, перевозивших английскую делегацию из Вологды в Москву. Удалось отбить три атаки истребителей противника. Первую победу одержал экипаж ст. л-та Фортова из 95-го ИАП, сбив бомбардировщик «Юнкерс-88» 3 октября 1941 года (5 ноября этот экипаж не вернулся с боевого задания).
По мере приближения немцев к Москве Пе-3 стали применяться в качестве истребителей-бомбардировщиков, для бомбо-штурмовых ударов по наступающим войскам. Активная эксплуатация выявила недостатки самолёта, в первую очередь — слабое вооружение. В октябре-ноябре 1941 года самолёт экстренно дорабатывался силами заводских бригад, ПАРМ и л/с полков — в носовой части смонтировали неподвижную установку с пушкой ШВАК , второй БК переместили на правый борт, на место ШКАСа. Для обороны кормы установили у штурмана шкворневую установку «ФТ» с пулемётом УБТ . В хвостовой части фюзеляжа установили гранатомёт ДАГ-10 с десятью гранатами АГ-2 . На часть машин установили ракетное вооружение — реактивные снаряды РС-82 (4-8 шт.) или РС-132 (4-6 шт.). Впереди пилотского места установили бронеплиту, что сместило центровку самолёта вперёд.
На заводе № 39 разработали модификацию Пе-3бис с новым наступательным вооружением из пушки ШВАК и двух УБТ и оборонительной башенной установкой у штурмана с пулемётом УБТ. На самолёт установили автоматические предкрылки и систему «нейтрального газа» (топливные баки по мере выработки топлива заполнялись выхлопными газами из коллекторов моторов). В дальнейшем Пе-3бис получил пулемёты УБТ под центропланом , а в носу оставили только пушку. Стрелковую установку штурмана заменили на новую ВУБ-1 с пулемётом УБТ . Повысили бронезащиту экипажа — общий вес бронеплит доходил до 148 кг. Смонтировали спиртовую противообледенительную систему винтов и стекол фонаря. На стойках шасси удлинили подкосы, что смещало колёса вперёд и облегчало посадку (все «пешки» имели склонность к капотированию).
Пе-3 в варианте разведчиков поступили в , , , и 40-й авиационные полки дальней разведки (ДРАП). Самолёты были оборудованы фотоаппаратами АФА-1 или АФА-Б
После завершения битвы под Москвой 40-й и 511-й полки перевооружили на Пе-2 и А-20В. Также перевооружили 208-й и 54-й БАП. 95-й ИАП до лета 1942 года занимался сопровождением транспортных машин с руководящим составом, а затем его передали в ВВС Северного флота. На севере полк продолжал заниматься бомбо-штурмовыми ударами по надводным и береговым целям, сопровождал конвои и применялся при поиске подводных лодок (безрезультатно), для чего на истребители подвешивались четыре глубинные бомбы ПЛАБ-100.
Проводка конвоев была задачей государственной важности, и для защиты кораблей от вражеских торпедоносцев на севере была создана (ОМАГ) Ставки Верховного главнокомандования, в которую вошли, в том числе, три полка на Пе-3 — 95-й, 13-й и 121-й .
13-й ИАП был расформирован из-за небоевой потери большей части машин. Большая группа самолётов полка попала в снежный заряд и разбрелась. Часть экипажей сумела выпрыгнуть с парашютом или сесть на брюхо и успешно добрались до своих, остальные просто погибли в условиях севера. Отсутствие на стандартном Пе-3 приличного навигационного оборудования делало практически невозможной посадку ночью или в условиях плохой видимости, и потеря самолёта была неизбежной. После этой трагедии полк был направлен на переформирование и был сформирован заново как , перегоняя бомбардировщики или лидируя группы по трассе Алсиб .
Под Сталинградом действовала отдельная эскадрилья перехватчиков Пе-2 и Пе-3 с радиолокаторами « Гнейс-2 ». Экипажи вылетали на перехват транспортных самолётов, осуществлявших снабжение окружённой армии Паулюса [ источник не указан 551 день ] .
На Чёрном море работала 27-я отдельная разведывательная эскадрилья, вооружённая Пе-2 и Пе-3. По состоянию на 1 января 1943 года в эскадрилье числилось 6 Пе-2 и 5 Пе-3. Самолёты применялись для объектовой разведки, прикрытия кораблей и сопровождения.
К концу 1943 года 95-й ИАП СФ оставался на фронте последней частью, полностью вооружённый тяжёлыми истребителями Пе-3 и Пе-3бис.
К концу лета 1944 года воевало не более 30 экземпляров Пе-3 разных вариантов, и ни один полк не был вооружён ими полностью. В основном самолёты применялись для визуальной и фотографической разведки. По прежнему Пе-3 использовались ВВС СФ (95-й ИАП, 28-я ОРАЭ). Несколько машин пережили войну и эксплуатировались до 1946 года, а последние Пе-3 дожили до начала 50-х годов.
В техническом плане эксплуатация Пе-3 мало отличалась от Пе-2.
Пилоты-бомбардировщики, являющиеся Героями Советского Союза, которые воевали на Пе-3:
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Пе-3 (в скобках — Пе-3бис ):
Источник данных: Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР 1938-1950