Зильберштейн, Эльза
- 1 year ago
- 0
- 0
Эльза Бернштейн ( нем. Elsa Bernstein ; 28 октября 1866 или 27 октября 1866 , Вена — 12 июля 1949 , Гамбург ) — австрийско - немецкая писательница , драматург и литературный деятель, актриса и хозяйка литературного салона ; известна также под псевдонимом Эрнст Розмер ( нем. Ernst Rosmer) . Пережила Холокост ; бывшая узница концентрационного лагеря Дахау и .
Эльза Поргес родилась 27/28 октября 1866 года в городе Вене в семье музыкального критика еврейского происхождения Генриха Поргеса (близкого друга Рихарда Вагнера ). Она с ранних лет впитала в себя влияния домашней атмосферы, сказавшиеся впоследствии на характере ее литературного творчества .
В 1876 году в Байройте в возрасте десяти лет она, по собственной просьбе, посетила первое полное представление цикла « Кольцо нибелунга » из четырёх опер, на котором её отец был специальным документальным архивистом Вагнера; в оперной традиции Эльза считается самой молодой зрительницей цикла .
В 1890 году , выйдя замуж за журналиста (1854—1925), она стала хозяйкой одного из самых известных музыкальных и литературных салонов конца XIX века — начала XX вв. В разное время среди посетителей были Герхарт Гауптманн (чей сын женился на дочери Бернштейн — Еве), Гуго фон Гофмансталь , Энгельберт Хампердинк , Генрик Ибсен , Аннета Кольб , Герман Леви , Альма Малер и Густав Малеры, Томас Манн , Райнер Мария Рильке , Рихард Штраус , Бруно Вальтер , Макс Вебер и другие знаменитости.
Получив образование в Мюнхене , она некоторое время также выступала на театральной сцене, но дегенеративное заболевание глаз вынудило её уйти в отставку . Но она не бросила театр совсем и с тех пор посвятила себя драматической литературе . В 1892 году она написала свою первую пьесу « Вир Дрей » ( букв. «Мы трое» ), вызвавшую бурное обсуждение; некоторые видели в этом инсценировку супружеских и сексуальных взглядов Тэна и Золя . И хотя книга была написана под псевдонимом Эрнст Росмер, её личность как автора пьесы никогда не была секретом. Следующие несколько её пьес не вызывали такого резонанса и прошли почти незамеченными, хотя российский литератор и искусствовед на страницах « Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона » написал об одном из них следующие строки:
« Наиболее цельное и законченное ее произведение "Dämmerung" (драма, 1893) навеяно личными переживаниями: в ней патетически описана судьба молодой девушки, которой грозит слепота . »
Безграничное восхищение вызвала драматическая сказка Эдьзы Бернштейн « Кенигскиндер », изданная в 1895 году. Хотя сюжет был довольно простым, красота темы и его поэзия были таковы, что его можно было отнести к « Талисману » Людвига Фульды .
По мнению историка немецкой литературы Энгеля, она — « единственная женщина-писательница, заслуживающая быть поставленной наряду с лучшими из современных драматургов. В произведениях Б. отразилась борьба двух противоположных тенденций: доживающего свой век реализма и нарождающегося символизма. Эти две тенденции постоянно чередуются в ее произведениях, подчас даже несколько искусственно переплетаясь .»
Хотя композитор Энгельберт Хумпердинк был недоволен своей первой концертной постановкой « Königskinder » в 1897 году, авангардной мелодрамой, которая требовала от солистов новаторской техники « speak-singing » (несмотря на возникшие проблемы, она, тем не менее, была показана более чем в 120 спектаклях по всей Европе), он убедил Бернштейн в 1907 году разрешить традиционную оперную постановку, которая дебютировала на немецком языке в Метрополитен-опере в Нью-Йорке в декабре 1910 года и исполнялась несколько десятилетий подряд.
С приходом к власти Гитлера начались гонения на евреев, и Винифред Вагнер в 1941 году помогла Эльзе Бернштейн получить выездную визу в Соединённые Штаты Америки , но она отказалась оставить свою сестру Габриэле (которая, как и Эльза, почти полностью потеряла зрение), поскольку была её единственным опекуном. Имея еврейское происхождение, обе женщины были доставлены в лагерь смерти Дахау . 25 июня 1942 года, руководство лагеря признало в Бернштейн автора « Кенигскиндера », в результате чего на следующий день сестёр отправили в . Габриэле вскоре умерла, а Эльза Бернштейн числится среди заключённых, отмеченных в .
После окончания Второй мировой войны Эльза Бернштейн использовала специальную пишущую машинку для слепых, чтобы написать подробный отчёт о своем заключении в лагерном « Prominentenhaus » (« Доме знати »). Спустя более чем пять десятилетий после её смерти машинописный текст был случайно обнаружен и опубликован на немецком языке под названием « Das Leben als Drama. Erinnerungen an Theresienstadt » .
Эльза Бернштейн умерла 12 июля 1949 года в Гамбурге и была похоронена рядом с мужем.