Сад земных наслаждений (триптих Босха)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Распятая мученица» ( Триптих св. Юлианы, Триптих св. Ункумберы, Триптих св. Вильгефорты, Триптих св. Либераты ) — триптих нидерландского художника Иеронима Босха .
Самое раннее упоминание об этом триптихе содержится в книге Антонио Мариа Дзанетти « О венецианской живописи » ( 1771 г.), описавшего картины в коллекции дожей . В XIX в. триптих был перевезён в Вену , и только в 1919 г. после Первой мировой войны вернулся в сильно повреждённом виде на прежнее место.
Присутствие падающего в обморок персонажа не разъясняет противоречий сложной иконографии картины. Принято считать, что триптих посвящён св. Юлиане , культ которой весьма распространён в Северной Италии . Она была продана работорговцами Евсевию , который, возможно, и представлен в образе персонажа, лишившегося чувств. Некоторые исследователи предполагают, что здесь изображена другая почитаемая святая — дочь короля Португалии Либерата , распятая по приказанию отца- язычника за то, что стала невестой Христовой . В таком случае в юноше можно видеть одного из пяти тысяч обращённых в истинную веру стараниями святой.
В первый и последний раз Босх изображает сцену мученичества с толпой зрителей, представленных в исключительно разнообразных одеждах. Распределение фигур по всей плоскости картины, снизу вверх, без перспективного чередования планов в глубину — дань средневековой традиции.
Изначально на створках триптиха были изображены его донаторы . Почитаемый Босхом Св. Антоний , никак не связанный сюжетом с центральной частью триптиха, на левой створке и предположительно два работорговца на правой, написаны поверх изображения донаторов.
На этом триптихе имеется подпись Босха. Она выполнена готическими буквами и традиционно помещена у нижнего края картины, как и в произведениях, находящихся в собрании Прадо в Мадриде : «Семь смертных грехов» и триптихе «Воз сена» .