Interested Article - Самоубийство (книга Дюркгейма)
- 2020-02-08
- 1
«Самоубийство» ( фр. Le Suicide) — главная работа Эмиля Дюркгейма , изданная в 1897 году. Книга стала образцом социологического исследования . Дюркгейм использовал метод вторичного анализа существующей официальной статистики , стремясь доказать, что самоубийство имеет только социальные, а не психологические причины. Ряд исследователей считает данную работу « методологической классикой», а другие — крупной неудачей .
Причины самоубийств по теории Дюркгейма
Дюркгейм иронизировал по поводу абстрактных рассуждений о самоубийстве и предпринял эмпирическое социологическое исследование причин самоубийств. Общеизвестно, что существуют психологические и социальные причины самоубийств. Дюркгейм пытался доказать, что самоубийства предопределяются только социальными причинами, а не психологическими . По его мнению, над людьми в обществе витает общественное сознание и диктует им совершать определённые поступки . Например, это общественное сознание называет человека бесполезным для общества существом, т. к. он одинок, не имеет семьи и детей, не участвует в религиозной жизни общины, не играет никаких функций в обществе, поэтому это общественное сознание диктует человеку совершить акт самоубийства и тем самым мстит человеку за отказ от людей.
- Таким образом, с точки зрения Дюркгейма, главная причина самоубийства – это одиночество . До Дюркгейма были названы несколько психологических причин самоубийств. Дюркгейм попытался доказать с помощью результатов социологических исследований, что не существует психологических причин для самоубийства.
- Другие авторы называли такой пример, что к самоубийству предрасположены неврастеники , у которых склонность к самоубийству стала навязчивой идеей, другие авторы делали обобщение, что все самоубийцы – это душевно больные люди, т. к. только в состоянии безумия можно покушаться на свою собственную жизнь . Чтобы опровергнуть их точку зрения, Дюркгейм привел данные, что среди евреев число душевно больных особенно велико, а частота самоубийств среди них очень незначительна . Другой факт состоит в том, что в домах умалишённых число женщин (55%) несколько превышает число мужчин (45%). Тогда как среди самоубийц доля женщин составляет лишь 20%, доля мужчин – 80% . Ещё один факт состоит в том, что предрасположение к самоубийству увеличивается от детского возраста до глубокой старости. Тогда как, максимальная опасность психического заболевания наблюдается в возрасте 30 лет, а в старости снижается до минимума . Заслуга Дюркгейма состояла в том, что он использовал в процессе доказательства данные социологических исследований, а не абстрактные рассуждения.
- Другие авторы утверждали, что склонность к самоубийству передаётся по наследству, и приводили примеры семей, где из поколения в поколение повторялись случаи самоубийства , например французский посол в США Прево-Парадоль, Люсьен Анатоль покончил с собой в 1870 г., а через тридцать лет его сын тоже свёл счёты с жизнью. Другие авторы высчитывали процент самоубийств для каждой расы. По мнению других авторов, самая высокая склонность к самоубийству наблюдается у германцев, более низкая – у народов романской группы, ещё более низкая – у славян . По мнению других авторов, даже одно и то же орудие служило для совершения акта самоубийства в одной семье на протяжении многих лет . Чтобы опровергнуть эту точку зрения, Дюркгейм привёл данные, что, хотя мужчины и женщины получают одинаковую наследственность, но они имеют разную склонность к самоубийству , что, если самоубийство – это прирождённое заболевание, то почему оно не проявляется в детстве в возрасте до 5 лет?
Другие авторы считали, что самоубийство происходит из-за подражания , например в 1772 г. пятнадцать инвалидов один за другим повесились на одном и том же крюке в тёмном коридоре; как только крюк был снят, эпидемия самоубийств прекратилась . Чтобы опровергнуть эту точку зрения, Дюркгейм показал, что на географической карте не наблюдается волн самоубийств, которые должны распространяться из одного центра в результате эпидемии. На самом деле на этой карте присутствуют постоянные очаги с высоким уровнем самоубийств, которые совпадают с большими городами .
Типы самоубийств
Дюркгейм выделил четыре типа самоубийств:
- эгоистическое,
- альтруистическое,
- аномическое,
- фаталистическое.
Эгоизм — стремление любить только себя, а не других людей.
Альтруизм (от лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Как правило, это понятие используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву общим благам.
Аномия — это состояние беззакония, безнормия, которое существует в современных больших городах, наступает в стране в период революции или бунта.
Фатализм — вера в предопределённость бытия.
Аномическое самоубийство
В условиях аномии в большом городе, человек одинок как социальный атом. Современное общество развивалось слишком быстро, что привело к распаду семьи, морали, религии. За последнее столетие число самоубийств в развитых странах увеличилось во много раз. Всякое нарушение равновесия в обществе ведёт к увеличению уровня самоубийств, поэтому максимальные пики уровня самоубийств приходятся на периоды экономического упадка или расцвета. Рост количества числа самоубийств в период экономического кризиса можно объяснить ростом безработицы и снижением зарплаты, но почему число самоубийств растёт в период экономического расцвета, когда доходы у всех растут? Оказывается, что в период расцвета происходят самоубийства из зависти, когда потенциальному самоубийце кажется, что другие люди богатеют быстрее, чем он . Во время войны число самоубийств сокращается, т. к. общество сплачивается на отпор врагу. В развивающихся странах бедность предохраняет от самоубийств, т.к. бедность имеет следствием наличие больших семей . При аномическом самоубийстве человек выражает протест против жизни вообще или против злоупотреблений определённого лица, тогда человек убивает того, кого он считает отравившим ему жизнь, а затем убивает себя. Ещё один пример аномического самоубийства – это суицид артиста или поэта, мода на которого прошла .
Эгоистическое самоубийство
При эгоистическом типе самоубийства человек испытывает слишком большие желания – денег, любви, наслаждений, быстрого продвижения по службе, которые невозможно сразу удовлетворить. Это противоречие между возможностями и потребностями и толкает на самоубийство, ибо такой человек лишён воздействия семейной и групповой морали, которая учит воздержанию и помогает достичь душевного равновесия. Среди протестантов наблюдается максимальный уровень самоубийств по сравнению с представителями других религий, т. к. протестанты исповедуют эгоистическую мораль личного обогащения . Евреи всегда жили в условиях давления и преследования со стороны окружающих их национальностей, евреи были вынуждены жить дружно и помогать друг другу, поэтому среди евреев наблюдается очень низкий уровень самоубийств . Наличие семьи и большого количества детей служит хорошим средством профилактики против угрозы самоубийства. Вдовец имеет высокую склонность к самоубийству .
Эгоистическому самоубийству предшествует состояние апатии, томительной меланхолии , альтруистическому – энергия и страстность , аномическому – раздражительность и отчаяние . Эгоист испытывает чувство безразличия к своим обязанностям, общественной службе, полезному труду и погружается в пучину самосозерцания и тоски, при этом смерть воспринимается как наслаждение и покой.
Альтруистическое самоубийство
Альтруист совершает самоубийство из чувства долга, например, преступник таким способом искупает свою вину, солдат таким способом спасает свою честь. Хотя согласно статистике, закоренелые преступники и убийцы редко прибегают к самоубийству.
Пример альтруистического самоубийства:
- Согласно обычаю сати , вдова в Индии обязана добровольно идти на костёр, где горит тело её покойного мужа и добровольно сгореть заживо, в противном случае её ждёт презрение со стороны общины .
Фаталистическое самоубийство
Фаталистическое самоубийство вызывается избытком регламентации и названо так для того, чтобы отметить неизбежность и непреклонность правил, против которых человек бессилен. Подробно в книге не рассматривается.
У каждого народа есть свой излюбленный вид самоубийств. Число утопленников не изменяется в зависимости от времён года или от температуры воды на Севере или на Юге. Самоубийство путём использования огнестрельного оружия чаще всего используется в Италии и среди интеллигентной части населения Франции. Повешение чаще всего встречается в деревнях. В городах предпочитают бросаться с возвышенных мест или под поезд, как
Анна Каренина
. Дюркгейм делает саркастическое предположение, что, когда
электричество
будет больше распространено, то участятся самоубийства с помощью электрического тока. В армии обезглавливание или
повешение
считается позорной смертью...
. Процент самоубийств в данном обществе сохраняется на протяжении длительного времени
. Самоубийство запрещено в христианстве с самого его основания, самоубийство – это результат дьявольской злобы. Были предусмотрены наказания за самоубийство – отказ в поминовении во время святой службы, имущество самоубийцы переходило не к наследникам, а к барону, тело самоубийцы подвергалось издевательствам, у
дворян
отнимали звание,
рыцарский замок
и
герб
.
В России самоубийце отказывали в христианском погребении. В исламе самоубийство запрещено, т. к. умирать можно только по воле Бога, поэтому самоубийство – это бунт против Бога . Дюркгейм делает вывод, что современное возрастание уровня самоубийств – это патологическое явление, плата за цивилизацию и прогресс .
См. также
Примечания
- Дюркгейм Эмиль // Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Большой толковый социологический словарь в 2 томах. Т. 1. — М.: Вече , АСТ , 1999. — С. 200-201
- , с. 20.
- , с. 8.
- , с. 35—38.
- , с. 23.
- , с. 40—41.
- , с. 39—40.
- , с. 41.
- , с. 63.
- , с. 54.
- , с. 67.
- , с. 69.
- , с. 71.
- , с. 93.
- , с. 68.
- , с. 105.
- , с. 223—225.
- , с. 228.
- , с. 274.
- , с. 133—135.
- , с. 129.
- , с. 148.
- , с. 265.
- , с. 270.
- , с. 272.
- , с. 198.
- , с. 279—281.
- , с. 291.
- , с. 318—321.
Издания
- Дюркгеймъ Э. / Пер. А. Н. Ильинскій. — СПБ: Н. П. Карбасниковъ, 1912.
- Дюркгейм Э. / Пер. с фр. сокр. А. Н. Ильинского; под ред. В. А. Базарова. — М. : Мысль , 1994. — 400 с.
Ссылки
- 2020-02-08
- 1