Interested Article - Пульке

Пу́льке ( исп. pulque) МФА : алкогольный напиток крепостью 2 — 8 %, получаемый из забродившего сока Агавы американской (магея, магуэя). На территории центральной Мексики пульке производят более тысячи лет . Пульке имеет молочно-белый цвет, вязкую консистенцию и кисловатый дрожжевой привкус . История производства пульке уходит корнями в доколумбов период : в Мезоамерике пульке считался священным напитком, а употреблять его можно было только ограниченному кругу лиц . После испанского завоевания Мексики этот напиток стал доступен всем, и его потребление сильно увеличилось . Максимума популярность пульке достигла в конце XIX века . В XX веке пульке стал уступать пиву и другим европейским напиткам, однако имеются попытки увеличить его популярность за счёт туристов .

Изготовление

Агава американская

Пульке производят из сока некоторых видов агавы, в отличие от мескаля , который делают из запечённой сердцевины агавы, а также текилы (разновидность мескаля), которую производят только из Агавы текильной . Пульке можно приготовить из шести видов Агавы американской .

Производство пульке — долгий и требующий большой тщательности процесс . Перед достижением зрелости из центральной части растения агавы начинает расти почка соцветия , в ней растение запасает сахара ́ , чтобы позже выбросить шестиметровую стрелку с цветами. Для приготовления пульке почку срезают, оставляя лунку 20—45 см в диаметре; там на протяжении 4—6 месяцев собирается сладкий сок (до 1000 литров с растения) . Процесс ферментации должен начаться непосредственно внутри растения . Сок собирают стальными черпаками, исторически его отсасывали через трубки, сделанные из тыквы-горлянки. Агава должна расти примерно 12 лет для того, чтобы из неё можно было сделать пульке . Процесс сбора сока уничтожает растение .

Поле агавы

Собранный сок бочками отправляют в чаны для ферментации (исторически чаны изготавливали из камня и накрывали деревянной крышкой), обычно дубовые, пластиковые или стеклопластиковые , объёмом по 1000 литров . Затем в сок добавляют вызревший пульке (или), содержащий бактерии (также ) . Ферментация продолжается от 7 до 14 дней.

Ввиду возможности прокисания сока на любом этапе производство пульке окружено суевериями и ритуалами. Рабочие молились и исполняли религиозные песни, женщин, детей или незнакомцев не пускали в помещение с чанами . Поверья запрещают употреблять во время ферментации рыбные консервы и носить головной убор в помещении, где идёт приготовление напитка . Некоторые рабочие воздерживались в этот период от секса, считая, что иначе пульке скиснет .

Незадолго до достижения максимального брожения пульке отправляют на продажу в бочках, причём его следует употребить довольно быстро, пока оно не испортилось .

Сложный процесс приготовления пульке всегда ограничивал возможности по доставке, а тряска в транспорте ускоряет его порчу. Активное употребление пульке никогда не выходило за пределы центральных высокогорных районов Мексики . В попытке увеличить срок жизни пульке производители начали фасовать его в железные банки. Однако такой пульке теряет характерные нотки вкуса, из-за чего большой популярности он не сыскал . В случае, если проблема транспортировки будет решена, пульке может стать успешным экспортным товаром .

История

Богиня Майяуаль

Название pulque произошло из языка науатль : ацтеки называли его iztāc octli [ ˈ i s t a ː k ˈ o k t͡ɬ i ] (белый + «октли», то есть то, что сейчас называется пульке), а термин «пульке», вероятно, взят по ошибке из словосочетания octli poliuhqui [ ˈ o k t͡ɬ i p o ˈ l i w k i ], то есть «прокисший октли» .

Агава издревле использовалась мезоамериканскими народами (её культивируют как минимум с 200 года н. э., однако весьма вероятно, что изобретение напитка относится ко II тысячелетию до н. э. ) Из сердцевины изготовляют верёвки и ткани, шипы применяют как кнопки и иглы, а плёнку, покрывающую листья, употребляют в пищу и для производства бумаги . На науатле агава для пульке называется «метль» .

В искусстве пульке известно с 200-х годов нашей эры, а первая крупная работа, посвящённая этому напитку, была найдена в Великой пирамиде Чолулы . Ферментация сока может произойти естественным путём, ввиду чего считается, что наиболее вероятная версия изобретения пульке — наблюдение за грызунами, обгладывающими сердцевину агавы, чтобы напиться сока .

Большинство легенд о происхождении пульке повествуют о богине агавы Майяуаль : в частности, сладкий сок из сердцевины агавы отождествляли с её кровью. Божества Сенцон Тоточтин («400 кроликов»), дети Майяуаль, представляют собой эффекты опьянения . По одной из версий, богиню Майяуаль научил варить пульке некто [ p a n ˈ t e k a t͡ɬ ] .

Некоторые легенды сообщают о том, что пульке открыл Опоссум [ t͡ɬ a ˈ k ʷ a t͡ʃ e ], раскопавший середину агавы лапами и нашедший там забродивший сок. Животные спросили опьяневшего Опоссума, как прокладывать русла рек — прямо или искривлёнными. Опоссум ответил, что реки следует делать петляющими, чтобы вода не текла слишком быстро .

Третья версия приписывает создание пульке легендарной тольтекской королеве или её отцу (из сладкого сока агавы, присланного в качестве свадебного подарка от жениха) .

Народы центральных высокогорных районов Мексики считали пульке ритуальным напитком, его употребляли только на некоторых празднованиях (например, в честь Майяуаль и Мишкоатля ). Кроме того, пульке пили жрецы и избранные для жертвоприношения , чтобы увеличить экзальтацию первых и облегчить страдания вторых . В Бурбонском кодексе и других источниках упомянуто употребление пульке знатью и жрецами при праздновании побед. Среди простого народа пульке могли пить только дети, пожилые, а также беременные и кормящие женщины . При этом опьянение считалось тяжким преступлением и сурово каралось, вплоть до смертной казни .

Колониальный период

Descubrimiento de pulque

После завоевания испанцами пульке потерял свой статус священного напитка, его стали пить все классы общества, а также испанцы . Изначально никаких контролирующих «октли» правил принято не было, но колониальные власти поощряли употребление пульке среди местного населения и привезённых в Мексику рабов . В испанских и португальских колониях была введена . Распространился жанр изобразительного искусства, демонстрирующий представителей той или иной касты с характерными признаками; бутылки пульке сопровождали изображения пьяных индейцев и африканцев .

Пульке стал важным источником налогов, однако к 1672 году бесконтрольное употребление напитка заставило власти принять ограничительные меры: в Мехико разрешалось держать не более 36 ; они должны были закрываться на закате и не иметь дверей. Продажа еды, музыка, танцы и совместное времяпрепровождение смешанных компаний запрещались. Несмотря на это, пульке продолжал играть важную роль в обществе. С 1799 года производство пульке стало строго контролироваться . В конце XVII века иезуиты начали массовое производство пульке для финансирования собственных институтов, из-за чего пульке из кустарно производимого напитка превратился в коммерческий . В начале войны за независимость Мексики пульке был четвёртым по величине источником налогов .

Постколониальный период

Пулькерия, Мехико (район ), 1880-е годы

Во время борьбы за независимость производство пульке сильно сократилось, и новое правительство приняло собственные законы относительно объёмов производства и стандартов качества . После этого производство вновь выросло вместе с потреблением . Вплоть до 1860-х годах открывались всё новые и новые асьенды , производившие пульке, особенно много в штатах Идальго и Тласкала . Важную роль для пульке сыграло открытие в 1866 первой железной дороги, проведённой между Веракрусом и Мехико . Дорогу вскоре прозвали «Поезд пульке», так как она позволяла ежедневно подвозить в столицу требуемое количество напитка. Штат Идальго сильно разбогател на этой торговле, там появилась «аристократия пульке». Некоторые местные пулькерии в и Апане продолжают работать и в XXI веке .

Пик производства пульке был в конце XIX — начале XX века . В 1910 году индустрии был нанесён очередной удар: социальная нестабильность привела к возникновению движения против пульке, в результате которого к 1914 году все асьенды оказались национализированы, а тремя годами позднее была принята новая конституция, перераспределившая земли в пользу бедных . В 1930-х годах правительство Ласаро Карденаса старалось уменьшить употребление алкогольных напитков, устроив кампанию против пульке. Однако наиболее сильным ударом для пульке оказалось появление в Мексике пива . Производители европейского пива напирали на использование для ферментации пульке человеческих или животных экскрементов (на самом деле данная практика давно исчезла к тому времени, и никогда не имела широкого распространения), подчёркивая одновременно гигиеничность и современность своего напитка .

В результате действия всех вышеперечисленных факторов в районе Мехико действуют всего пять пулькерий (вместо 18) . Оставшиеся пулькерии имеют небольшие размеры и продают напиток от мелких производителей .

С 1960-х годов начались попытки возрождения популярности пульке .

В 2000-х годах пульке составлял всего 10 % от общего объёма алкогольных напитков, употребляемых в Мексике . Он стал восприниматься как напиток низов, в отличие от европейского пива .

В 1950-х гг. ботаник по имени провёл исследование копролитов (окаменевшие человеческие фекалии, найденные в ходе археологических раскопок) и утверждал, что нашёл следы пульке в ископаемых двухтысячелетней давности .

Традиционные стаканы для пульке, ок. 1950. Музей народного искусства, Мехико

Употребление и влияние на здоровье

По традиции пульке наливают в стаканы прямо из бочек через , представляющие собой половинку тыквы-горлянки . Сосуды для питья имеют особые названия: большие двухлитровые именуются «цветочными горшками» ( исп. macetas) , литровые — «пушками» ( исп. cañones) , полулитровые — «козочками» ( исп. chivitos) , на четверть литра — «франтами» ( исп. catrinas) , а на восьмушку — «шурупами» ( исп. tornillos) . По традиции посуду изготовляют из зеленоватого стекла ручной работы . В пульке можно добавлять фрукты или орехи, такой пульке называется curado («вяленый, закалённый») .

О пульке говорят: «Он не мясо, просто потому что стесняется» ( исп. sólo le falta un grado para ser carne) , имея в виду питательную ценность напитка . В пульке содержатся углеводы, витамин C , витамины группы B , D , E , почти все незаменимые аминокислоты , а также такие минералы, как натрий , магний , железо и фосфор . В условиях бедной лизином и триптофаном диеты центральных высокогорий пульке позволял восполнить недостаток этих веществ . Для некоторых мексиканских народов пульке остаётся вторым по важности источником энергии (после тортилий ), третьим — протеина и главным — витамина C .

Примечания

  1. под ред. В. В. Лопатина. (неопр.) . Дата обращения: 29 июня 2015.
  2. , p. 106.
  3. , p. 48.
  4. ↑ .
  5. ↑ .
  6. ↑ .
  7. ↑ .
  8. ↑ .
  9. ↑ .
  10. ↑ , p. 695.
  11. ↑ , p. 97.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 29 июня 2015. 26 июня 2015 года.
  13. ↑ , p. 693.
  14. .
  15. ↑ , p. 692.
  16. ↑ .
  17. ↑ .
  18. , p. 10–13.
  19. , p. 221.
  20. .
  21. , p. 18.
  22. , p. 49.
  23. .
  24. , p. 120.
  25. , p. 20—22.
  26. .
  27. .
  28. Эми Стюарт Хмельной ботаник. Путеводитель по алкогольной флоре планеты. Издательский Дом ПИТЕР. 2015. ISBN 978-5-496-01330-7
  29. .
  30. .
  31. ↑ , p. 699.

Литература

  • Jim Orford, Guillermina Natera, Alex Copello, Carol Atkinson, Jazmin Mora. (англ.) . — 2005. — P. 48. . — «One of the most traditional drinks is pulque, fermented from the maguey cactus, and produced in the region for thousands of years.».
  • Benjamin N. Lawrance, Carolyn de la Peña. (англ.) . — 2012. — P. 106. — ISBN 978-0415829953 . . — «Central in precolonial ceremonial and food cultures, pulque ( octli in Nahuatl) has been produced for thousands of years.».
  • Del Maguey, Single Village Mezcal. (неопр.) Дата обращения: 11 сентября 2009. 4 июня 2009 года.
  • Bonnefoy, Anne (исп.) (октябрь 2007). Дата обращения: 11 сентября 2009. Архивировано из 15 ноября 2012 года.
  • (неопр.) . Дата обращения: 11 сентября 2009.
  • (23 ноября 2007). Дата обращения: 12 сентября 2009.
  • (исп.) . Restaurantes de Mexico (13 сентября 2009). Дата обращения: 13 сентября 2009. Архивировано из 13 марта 2009 года.
  • Oliver Vega, Beatriz (исп.) . Mexico City: Mexico Desconocido (май 1995). Дата обращения: 13 сентября 2009. Архивировано из 17 апреля 2009 года.
  • Velarde Estrada, Mónica López (исп.) . Mexico City: Soumaya Museum. Дата обращения: 3 апреля 2014. Архивировано из 18 февраля 2014 года.
  • Gately, Iain. Drink: A Culutral History of Alcohol (неопр.) . — New York: (англ.) (, 2009. — ISBN 978-1-592-40464-3 .
  • De Barrios, Virginia B. A Guide to Tequila, Mezcal and Pulque (неопр.) . — Mexico City: Minutiae Mexicana S.A de C.V., 2002. — С. 28—31. — ISBN 968-7074-46-9 .
  • (исп.) . El Universal.mx (2009). Дата обращения: 3 апреля 2014.
  • . 15 июня 2011 года. Дата обращения: 12 сентября 2009.
  • Domínguez Aragonés, Edmundo . (исп.) . Дата обращения: 13 сентября 2009.
  • Katzew, Ilona. (неопр.) . — New Haven: Yale University Press , 2004. — С. .
  • Bristol, Joan (неопр.) . George Mason University. Дата обращения: 30 сентября 2013.
  • Kasiak, Neil Robert. Fermenting Identities: Race and Pulque Politics in Mexico City between 1519 and 1754 (англ.) // Online Theses and Dissertations : journal. — 2012. — No. Paper 68 .
  • (11 января 2007). Дата обращения: 12 сентября 2009.
  • Tompkins P. . — Perennial Library, 1987. — ISBN 9780060913663 .
  • Jorge. (исп.) . Дата обращения: 11 сентября 2009. 9 августа 2009 года.
  • Avila, Virginia (исп.) (18 декабря 2008). Дата обращения: 11 сентября 2009.
  • Smith A. , Kraig B. . — OUP USA, 2013. — ISBN 9780199734962 .
  • Hui Y.H. , Evranuz E.Ö. . — CRC Press, 2012. — (Food science and technology). — ISBN 9781439870693 .
  • Read K.A. , Gonzalez J.J. . — OUP USA, 2002. — С. 221. — ISBN 9780195149098 .

Ссылки

Same as Пульке