Жети ата
(
каз.
Жеті ата ,
кирг.
Жети ата , «Семь отцов»; другое значение — «Семь предков»; также встречается вариант написания «Жеты ата») — система составления
родословных
(
шежире
) у
казахов
и
киргизов
, также и у
башкир
(
ете быуын
). Принцип «Жети ата» подразумевал обязательность знания имён своих предков по мужской линии до седьмого колена. Родственники вплоть до седьмого колена считались близкими и несли коллективную ответственность друг за друга
; браки между ними запрещались во избежание
кровосмешения
.
Термины
С данной системой связана
терминология родства
, распространяющаяся до седьмого колена
:
Бәпес
,
бәпәй
— новорожденный ребенок, пока кормится грудью и не начнет ходить.
Сабый
— малолетний ребенок.
Ҡыҙ
— дочь.
Ҡыҙым
— (моя) дочь
Ул
— сын.
Улым
— (мой) ребенок. Старинное название —
уғыл
,
уғылым
;
улан
,
уланым
.
Жети ата у киргизов
Снизу вверх
Ата
— отец
Чоң ата
— дед
Баба
— прадед
Буба
— прапрадед
Кубар
— прапрапрадед
Жото
— прапрапрапрадед
Жете
— прапрапрапрапрадед
Сверху вниз
Бала
— сын
Небере
— внук
Чөбөрө
— правнук
Кыбыра
— праправнук
Тыбыра
— прапраправнук
Чүрпө
— прапрапраправнук
Урпак
— прапрапрапраправнук
У каракалпак:
Бала
— сын
Ақлық
— внук
Шаулық
— правнук
Қуулық
— праправнук
Баулық
— прапраправнук
Тоқлық
— прапрапраправнук
Жатлық
— прапрапрапраправнук
Законы
Запрет на близкородственные браки
Родственники до седьмого колена считались близкими с древних времён, однако браки между ними изначально не запрещались. Прямой запрет на близкородственные браки был введён
Есим-ханом
на рубеже
XVI
и
XVII веков
. Его указ гласил: «Если казахи, являясь родственниками друг другу, будут вступать в брак, то они приговариваются к смертной казни»
. Данная норма, запрещающая браки до седьмого колена по мужской линии, была закреплена в кодексах «
Есима исконный путь
» и «
Жеты Жаргы
». Лишь в исключительных случаях допускались браки в шестом колене. Однако этот запрет игнорировался казахскими чингизидами —
торе
и родом
қожа
.
Поскольку запрет на близкородственные браки являлся нормой
обычного
, а не
мусульманского права
, после присоединения Казахстана к
Российской империи
запрет постепенно утратил строгость. В законе современного
Казахстана
также нет запрета брака до седьмого колена, но есть запрет между родными братьями и сёстрами
.
Образование нового рода
После появления в роду восьмого колена
аксакалы
этого рода объявляли другим
окружающим родам
о том, что прибавился ещё один род казахов, к девушкам которого можно свататься. Потом давалось разрешение на брак одного юноши и одной девушки, которые достигли совершеннолетия. На
свадьбе
резали белую кобылу, омывали молодожёнов её молоком и давали имя рода, а главы других родов провозглашали бата (
благословение
)
.