Interested Article - Грифоны

Грифон на этрусской вазе (360-350 гг. до н.э.)

Грифо́ны ( др.-греч. γρύψ , лат. grȳphus в ед.ч. грифон) — мифические крылатые существа с туловищем льва и головой орла , в другом источнике животное с птичьей головой, туловищем львицы и крыльями .

Грифоны имеют острые когти и белоснежные, или золотистого цвета крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небеса и Землю, Добро и Зло . Их роль — и в различных мифах, и в литературе — неоднозначна: они могут выступать и как защитники, покровители; и как злобные, ничем не сдерживаемые звери. Поскольку лев традиционно считался царём зверей, а орел — царём птиц, в Средние века грифон считался особенно могущественным и величественным существом. С античных времён грифоны известны тем, что охраняли сокровища или другое ценное имущество . В другом источнике грифоны, чудовищные животные стерегли серебро и золото , сокрытое в горах и реках с которыми беспрестанно воевали аримаспы . В греческих и римских текстах грифоны вместе с легендарным народом аримаспов ассоциировались с месторождениями золота Средней Азии . Так Плиний Старший писал: «говорят, что грифоны откладывают яйца в норы на земле, и эти гнезда содержат золотые самородки» .

В средневековой геральдике грифон стал христианским символом божественной силы и вообще хранителем всего божественного .

Этимология

Слово происходит от лат. grȳphus и через него от греч. γρύψ . По одной из гипотез, греческое название восходит к ивр. כְּרוּב ‎ [kər'ūḇ] «керуб» (см. херувим ) . Согласно другой гипотезе, оно происходит от греч. γρυπός («крючконосый»). Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от аккад. 𒅗𒊏𒁍 karabu («благословлять») или ассирийского k’rub , то есть «фантастическое крылатое существо», или еврейского kerub , «крылатый ангел» .

Символическое значение образа

Римская фигура грифона из бронзы (50–270 гг. н.э.)

Эти мистические существа символизируют власть над небом и землёй, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия — Немезиды : её часто изображали в колеснице, запряженной грифонами .

Возникновение образа

Историк Адриенна Майор в своей книге «Первые охотники за окаменелостями» (1993) предположила, что образ грифона навеян древнегреческим историкам рассказами скифов -золотоискателей Алтая , которые могли наблюдать в песках пустыни Гоби окаменелые кости динозавров протоцератопсов , освобождённые из дюн ветрами. Описание грифона вполне применимо к этим ископаемым скелетам: размеры животного, наличие клюва, соседство с золотыми россыпями, роговой затылочный воротник протоцератопса способен раскалываться от времени, и его остов на плечах мог создавать иллюзию ушей и крыльев .

Образ в Древнем мире

Впервые изображения грифонов засвидетельствованы на дворцовых фресках Крита позднеминойского периода . Также изображения грифонов встречались в древнем Египте и древней Персии, но наибольшее распространение они получили в искусстве античного греческого мира.

Образ в Античности

Барельеф с изображением грифона. Храм Аполлона в античном городе Дидима

Одними из первых упоминают о грифонах поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса , Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).

Аристей

Аристей совершил путешествие вглубь Центральной Азии в поисках гиперборейцев и их святилища Аполлона, который почитался в этих краях как повелитель света и тьмы. В своих странствиях Аристей повстречал племя иммедонийцев, поведавших ему о том, что к северу от их земель находится горная цепь — обитель холодных ветров. Греческий путешественник решил, что это были Кавказские горы, хотя современные ученые больше склоняются к мнению, что это был скорее Урал или даже Алтай [ источник не указан 2908 дней ] .

Геродот

Геродот пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота.

Эсхил

Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».

Грифоны и скифы

Грифон на иллюстрации Вацлава Холлара , XVII в.

Грифонов связывают также с некоторыми образами скифского «звериного стиля» . Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копей скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают. Так же считалось, что грифоны родом из Индии , где они охраняли огромные сокровищницы с золотом.

Образ в Средневековье

Средневековый энциклопедист Бартоломей Английский описывал их следующим образом в своей книге «О свойствах вещей»: «Грифон во Второзаконии упоминается среди птиц. В глоссе сказано: у грифона четыре лапы, голова и крылья как у орла, а остальное тело как у льва. Грифоны обитают в Гиперборейских горах и очень враждебны по отношению к лошадям и людям. В свое гнездо они кладут камень изумруд против ядовитых зверей этих гор» («De proprietatibus rerum» (190: XII, 20) .

В армянской мифологии

В древнеармянской мифологии ангх ( арм. Անգղ), — тотемная птица-грифон, символизировавшая небесный дух. Изображения ангха сохранились в наскальном и изобразительном искусстве, в топонимах Ангх в Айрарате , Айоц-Дзоре (Ван), и селе Ангехакот ( Сюник ) .

В персидской мифологии

В персидской мифологии ширдал ( перс. شیردال ‎ [shirdal] — «лев-орёл») — птица-грифон, защитник от зла, колдовства и тайной клеветы. Ширдал появился в искусстве Ирана с конца 2-го тысячелетия до н.э., хотя его изображения появились на цилиндрических печатях из Суз ещё в 3000 году до н.э. Ширдалы также являются распространёнными мотивами в искусстве Лурестана , Северного и Северо-Западного региона Ирана в железном веке. Особое распространение ширдал получил в Ахеменидскую эпоху .

В геральдике

Грифон — часто встречающаяся негеральдическая фигура в гербах . Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. Мужской вариант грифона, встречающийся в английской геральдике ( англ. male griffin), изображается бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), выходящих из тела, иногда даже с рогами или бивнями.

Существует образ морского грифона ( англ. sea-griffin), обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон обычно бескрыл и имеет рыбий хвост вместо львиной части тела.

В архитектуре

Архитектурное украшение в виде фантастического существа с туловищем льва и головой орла или льва встречается в виде барельефов на стенах зданий, а также в виде скульптур, располагающихся на крышах и венчающих колонны и пьедесталы.

В современной культуре

Грифон — популярный персонаж произведений в жанрах фэнтези , встречающийся в художественной литературе, кинематографе и компьютерных играх.

Галерея

  • Нео-ассирийское искусство, финикийский стиль. Слоновая кость; 8-й век до н. э.. Художественный музей Уолтерса
    Нео-ассирийское искусство, финикийский стиль. Слоновая кость; 8-й век до н. э.. Художественный музей Уолтерса
  • Грифон на дворцовых фресках Крита
    Грифон на дворцовых фресках Крита
  • Настенная роспись помпейской Виллы Мистерий (ок. II-I в. до н. э.)
    Настенная роспись помпейской Виллы Мистерий
    (ок. II-I в. до н. э.)
  • Статуя грифона в базилике Сан-Марко.
    Статуя грифона в базилике Сан-Марко .
  • Витраж из синагоги в Энсхеде. Надпись гласит: «Блаженны те, кто слушают меня, ежедневно бодрствуют у моих дверей, ждут у моих дверей».
    Витраж из синагоги в Энсхеде . Надпись гласит: «Блаженны те, кто слушают меня, ежедневно бодрствуют у моих дверей, ждут у моих дверей».

См. также

Примечания

  1. Грифоны // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 336.
  2. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 79.
  3. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. Т. 1-2. — СПб. , 1907—1909.
  4. Friar, Stephen. . — London : Alphabooks/A & C Black, 1987. — P. . — ISBN 978-0-906670-44-6 .
  5. Mayor, A.; Heaney, M. (1993). “Griffins and Arimaspeans”. Folklore . 104 (1—2): 40. DOI : .
  6. von Volborth, Carl-Alexander. Heraldry: Customs, Rules and Styles. — Poole : New Orchard Editions, 1981. — P. 44–45. — ISBN 978-1-85079-037-2 .
  7. Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 223
  8. , Exodus 19–40 , ,том 2A, New York: Doubleday, 2006, ISBN 0-385-24693-5 , стр. 386; цитаты Юлиуса Велльгаузена из источника , Edinburgh: Black, 1885, стр. 304. См. также: Роберт Бекес , Этимологический словарь греческого языка (Etymological Dictionary of Greek), том 1, Leiden and Boston: Brill, 2010 ISBN 978-90-04-17420-7 , стр. 289, запись насчёт термина γρυπος : "С археологической точки зрения происхождение слова из Малой Азии (или Ближнего Востока, Элама ) весьма вероятно."
  9. Беляев Ю.А. . — Раритет, 1997. — 150 с.
  10. . — Форум, 1997. — 848 с.
  11. Роджер Хайфилд , «Гарри Поттер» и наука: Настоящее волшебство, Екатеринбург: У-Фактория, 2006, С. 247—252, 262. ISBN 5-9709-0179-2
  12. (неопр.) . www.istmira.com. Дата обращения: 24 января 2018. (недоступная ссылка)
  13. Армяне / отв. ред. Л. М. Варданян, Г. Г. Саркисян, А. Е. Тер-Саркисянц . — Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА . — М. : Наука , 2012. — С. 365. — 648 с. — 600 экз. — ISBN 978-5-02-037563-5 .
  14. Ваганян В. // от 23 января 2022 на Wayback Machine

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия вымышленных существ»
  • на сайте "Форум о грифонах"

Same as Грифоны