Диана (богиня)
- 1 year ago
- 0
- 0
Диа́на Влади́мировна Аба́шева (род. 27 сентября 1950 , Чебоксары ) — советский и российский историк, исследователь и фольклорист. « Отличник народного просвещения РСФСР » (1985), доктор филологических наук (2000), профессор .
Тесно связана с фундаментальным исследованием классической и новейшей русской литературы , литературного творчества народов России и фольклоризма писателей .
Диана Абашева родилась 27 сентября 1950 года в Чебоксарах .
В 1971 году окончила филологический факультет Чувашского государственного педагогического института (ЧГПУ), получив специальность учителя русского языка и литературы. В 1975 году окончила очную аспирантуру Моковского областного педагогического института (ныне Московский государственный областной университет ) по специальности « Фольклористика », защитив кандидатскую диссертацию на тему «В. К. Магницкий как фольклорист и этнограф».
С 1975 года — старший преподаватель, доцент, заместитель декана, декан факультета русской филологии, профессор, заведующий кафедрой литературы Чувашского государственного педагогического университета .
С 1986 по 1991 год — лектор Печского университета ( Печ , Венгрия ). Здесь она читала лекции и писала статьи для венгерских научных сборников .
В 2000 году защитила докторскую диссертацию на тему «Братья Языковы в истории русской литературы и фольклористике».
В 2004 году была занесена в книгу почёта ЧГПУ.
Научные интересы сконцентрированы на проблемах взаимосвязи русской традиционной духовной культуры и литературы; проблемах взаимодействия литературы и фольклора в их историческом развитии от древнейших эпох до современности. На эти темы опубликовано более 100 научных работ в центральных и республиканских изданиях, включая монографии.
Исследования Д. В. Абашевой посвящены проблемам истории фольклористики русского и чувашского народов. Любимые в исследовательском плане литераторы и учёные-гуманитарии Д. В. Абашевой — М. В. Ломоносов , В. К. Магницкий , А. С. Хомяков , Л. А. Мей , Н. М. Карамзин , В. Г. Белинский , В. И. Даль , А. Н. Майков , М. А. Шолохов , К. М. Симонов , Н. М. Рубцов . Многих деятелей отечественной культуры Диана Абашева изучает целыми семьями: это братья Языковы , братья Киреевские .
Является автором таких монографий как: «Литературное произведение в контексте традиционной духовности» (1997), «Н. Языков в оценках критики и литературном окружении» (1999), «Поэзия Н. М. Языкова и проблемы фольклоризма» (2000), «Из истории фольклористики России. В. К. Магницкий» (2004), «„Любовный быт“ и бытие в творчестве и переписке Н. М. Языкова» (2008), «Языковы в истории литературы и фольклористики» (2009), «Духовные ценности в творчестве русских писателей XIX века» (в соавторстве: Абашева, Журина, Косякова, Ястребова, 2013); «Отечественная война 1812 года в литературном наследии русских писателей первой половины XIX века» (в соавторстве: Абашева, Журина, Ястребова, 2014), «Образ народной культуры в литературе» (в соавторстве: Абашева, Бабенко, Данилова и другие, 2016) и «Н. М. Языков и народнопоэтическая традиция» (2017). Ею написаны учебно-методические пособия «Русское устное народное творчество» (в соавторстве: Абашева, Жабина, 2019), «О поэзии и прозе Пушкинской эпохи» (в соавторстве: Абашева, Журина, Иванова, 2009) .
Исследует фольклорную и литературную поэтику как самостоятельные и взаимосвязанные системы, жанровую специфику фольклора и структурообразующее участие его жанров в становлении литературы, роль текстов и семантику художественных образов. Об этом поясняют заглавия её научных статей: «Функции примет в рассказах М. А. Шолохова» (2019), «Семантическая многоплановость текста народной культуры в литературе» (2018), «Принципы репрезентативного представления фольклорных текстов (П. В. Киреевский, Н. М. Языков)» (2018), «Фольклорная традиция и творческая история литературных произведений: аспекты взаимодействия» (2016), «Русская пастораль XVIII века и фольклор» (2015), «Фольклорная идеальность мира и пасторальная идеализация» (2015), «Ценностный мир жанра поучений древней русской литературы» (2014), «Ценностный мир пословицы в русской литературе» (2014) .
Для Д. В. Абашевой особо важны взаимовлияния русского и национального языков, фольклора и литературы. Этой научной проблеме посвящён целый ряд её статей: «Национальнокультурный компонент народного творчества в реализации принципа неразрывной связи изучаемого языка с национальной культурой в системе обучения» (2019), «Становление фольклористики народов Поволжья в XIX веке» (Абашева, Сигов, Шаряфетдинов, 2018), «Литературоведение народов Поволжья второй половины XIX века в свете научных интересов В. К. Магницкого» (Абашева, Шаряфетдинов, 2019), «Мифологема Дом в художественном дискурсе татарской и чувашской литератур» (Абашева, Шаряфетдинов, 2019) и другие .
Из научных мероприятий Диана Абашева особо выделяет Пасхальные чтения и ежегодную конференцию Московского педагогического государственного университета по древнерусской литературе , почитая традиции соборности в русской литературе. Статья Д. В. Абашевой носит «говорящее» название: «Путь спасения как метасюжет русского фольклора и литературы» (2016) .
В разные годы читала курсы для бакалавриата , магистратуры и аспирантуры : История русской литературы (периоды «Древняя русская литература», «Устное народное творчество», «Русская литература XVIII века», «Культура древних славян и Киевской Руси», «Мировая литература и искусство»). Разработала различные профильные курсы, модули.
Диана Владимировна Абашева — член Диссертационных советов в МПГУ и МГПУ, эксперт РФФИ .
В настоящее время Диана Абашева ведёт следующие курсы: «Устное народное творчество» по следующим направлениям подготовки: «Русский язык и литература» (очная, очно-заочная), «Литература и история», «Русский язык и иностранный язык» ( китайский , английский языки), «Прикладная филология»; «Введение в текстологию» (Русская филология), «Текстология» (Прикладная филология), «Фольклор в русской литературе» (модуль по выбору, Русский язык и литература), «Народный русский календарь в фольклоре и литературе» (магистратура) и занятия с аспирантами.
Д. В. Абашева воспринимает фольклор как «призму, сквозь которую личная вовлечённость в народную жизнь становится постоянной величиной и естественным способом существования в обществе». Она свято чтит фольклорные традиции: в её шкафу висит мамино платье как память о маме, которая была из дворянского рода Лаптевых и работала экономистом на фабрике Хохломского народного промысла .
С детства высоко ценит посуду с цветистой хохломской росписью по дереву и творения мастеров всех традиционных промыслов. Любит посещать ярмарки художественных промыслов — «Ладью» и «Жар-птицу» в Москве. На ярмарках она знакомится с мастерами из российской провинции, беседует с ними об их ремесле, фотографирует художественные экспонаты, чтобы продемонстрировать их «как величайшее достижение мировой цивилизации на лекциях по фольклору, желая приобщить студентов МПГУ к многовековой народной культуре» .