Interested Article - Недостающее звено (антропогенез)
- 2021-10-21
- 1
« Недостающее звено » — ненаучный термин , переходная форма , вымершее существо, занимающее промежуточное положение между современными людьми и их биологическими предками (« между обезьяной и человеком »), но якобы ещё не найденное или несуществующее .
Термин используется с XIX века . Во второй половине XIX века вне научной среды получило распространение неверное понимание работы Чарлза Дарвина , согласно которому люди произошли по прямой линии от существующих ныне видов обезьян. Чтобы примирить эту теорию с концепцией иерархической великой цепи бытия , предполагалось существование ископаемого обезьяночеловека , который восполнил бы разрыв в цепи . Немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель выдвинул предположение, что между человеком и его предком (древней обезьяной) должно было существовать промежуточное звено — « питекантроп » (« обезьяночеловек »), останки которого в то время ещё не были найдены .
В этом смысле термин «недостающее звено» используется до настоящего времени, в основном журналистами и авторами популярной литературы . Популярной, в частности в среде сторонников креационизма , является идея, что « недостающее звено между обезьяной и человеком не найдено » .
Согласно современным научным представлениям, человек имеет родство с другими современными человекообразными обезьянами через общих предков (вымершие виды обезьян) . К настоящему времени накоплен материал по всем основным стадиям эволюции человека. Учёным известно не одно переходное звено, а целая цепочка переходных форм .
Термин
На понятие «недостающего звена» повлияли мыслители эпохи Просвещения XVIII века, такие как Александр Поуп и Жан-Жак Руссо , которые считали людей звеньями (англ.) (, иерархической структуры всей материи и жизни. Концепция великой цепи бытия была создана в Европе в Средние века под влиянием теории Аристотеля о высших и низших животных и находилась в русле религиозной мысли . Согласно этой концепции Бог стоит наверху цепи, за ним следует человек, затем животные. В XVIII веке раз и навсегда установленная природа видов и их неизменное место в великой цепи была поставлена под сомнение. Двойственная природа цепи, состоящей из звеньев, но вместе с тем единой, позволяла рассматривать творение как единое непрерывное целое с возможностью наложения звеньев . Радикальные мыслители, такие как Жан-Батист Ламарк , предполагали развитие форм жизни от простейших существ, стремящихся к сложности и совершенству. Эта гипотеза была принята зоологами, такими как Анри де Бленвиль . Сама идея упорядочивания организмов, пусть даже предположительно фиксированного, легла в основу идеи трансмутации видов , включая теорию эволюции Чарльза Дарвина .
Термин «недостающее звено» впервые появился в книге 1844 году « Остатки естественной истории сотворения мира » Роберта Чемберса , где он используется в эволюционном контексте, связанном с пробелами в летописи окаменелостей . В 1851 году Чарлз Лайель использовал этот термин в третьем издании «Элементов геологии» в качестве метафоры недостающих пробелов в непрерывности геохронологической шкалы . В качестве названия переходных типов между разными таксонами термин был впервые использовал в 1863 году в « (англ.) (» Лайелла . «Недостающее звено» позже стало обозначением переходных форм , в особенности тех, которые рассматриваются как связующие звенья между человеком и животным. В таком значении его использовали Чарлз Дарвин , Томас Гексли и Эрнст Геккель .
Развитие представлений
Жан-Батист Ламарк считал, что жизнь постоянно зарождается в виде простейших существ, а затем стремится к сложности и совершенству через ряд низших форм ( ортогенез ). По его мнению, низшие животные были просто новичками на эволюционной арене. После работы Чарлза Дарвина « О происхождении видов » идея «низших животных», представляющих более ранние стадии эволюции, продолжала существовать, о чем свидетельствует рисунок Эрнста Геккеля о человеческой родословной. Ещё не открытые промежуточные формы назывались «недостающими звеньями».
Геккель утверждал, что эволюция человека происходила в 24 этапа и 23-й этап был «недостающим звеном», которое он назвал Pithecanthropus alalus («обезьяночеловек без речи») . Геккель считал, что человечество происходит из Азии. Он предположил, что «недостающее звено» должно быть обнаружено на затерянном континенте Лемурия , расположенном некогда в Индийском океане. Он считал, что Лемурия была родиной первых людей, а Азия — родиной многих самых ранних приматов . Геккель утверждал, что люди были тесно связаны с приматами Юго-Восточной Азии, и отверг гипотезу Дарвина о происхождении человека из Африки .
Поиск окаменелостей, связывающих человека и других обезьян, некоторое время не имел результатов. Между 1886 и 1895 годами на острове Ява голландский палеонтолог Эжен Дюбуа обнаружил останки, которые он позже описал как «промежуточный вид между людьми и обезьянами». Он назвал открытый им вид Pithecanthropus erectus (прямоходящий обезьяночеловек), который позднее был реклассифицирован как Homo erectus . В средствах массовой информации Яванский человек был объявлен «недостающим звеном». Например, заголовок «Philadelphia Inquirer» от 3 февраля 1895 года гласил: «Недостающее звено: голландский хирург на Яве находит нужный образец» .
Переходным звеном может считаться вид Homo habilis , описанный в 1964 году, который имеет черты, промежуточные между австралопитеками и Homo erectus , и его отнесение к Homo , а не к австралопитекам, ставится под сомнение .
Современные научные представления
Прямым доказательством родства человека и современных обезьян стали останки ископаемых обезьян — как общих предков человека и других человекообразных обезьян , так и промежуточных форм между предковыми формами и современным человеком, а также данные генетики .
Утверждение, что «недостающее звено между (древней) обезьяной и человеком не найдено», стало заблуждением примерно в 1970-е годы, когда был накоплен материалы по всем основным стадиям эволюции человека. Проблема недостающих звеньев в антропогенезе окончательно потеряла актуальность в конце XX — начале XXI века с описанием группы ранних австралопитеков . В настоящее время учёным известно не одно переходное звено, а целая цепочка переходных форм («промежутки между промежуточными звеньями»). Регулярно открываются новые виды ископаемых гоминид .
Наиболее близкими к человеку современными биологическими видами являются два вида рода Шимпанзе ( лат. Pan). По данным палеонтологии и генетики эволюционные пути человека и шимпанзе разошлись не более 7 млн лет назад. В 2007 году был описан накалипитек — предположительный общий предок человека, шимпанзе и горилл, возрастом 10 млн лет. Описаны также предполагаемые предок всех человекообразных — руквапитек (25 млн лет), общий предок человекообразных и мартышкообразных — саадания (29 млн лет) и общий предок всех обезьян — архицебус (55 млн лет) .
В современной биологической систематике все современные люди относятся к виду Человек разумный ( лат. Homo sapiens), входящему в род Человек ( лат. Homo). Большинство исследователей считает, что род Homo происходит от афарского австралопитека . Переход от австралопитека к Homo был постепенным, поэтому определение морфологических признаков, которые отделяют род Homo от австралопитековых , вызывает споры. К ним относят объём мозга (так называемый мозговой Рубикон — 600—800 см³) и строение кисти руки, но многие учёные считают эти критерии ошибочными. Древнейшими представителями рода Homo в антропологии считаются африканские виды Человек рудольфский (Homo rudolfensis) и Человек умелый (Homo habilis) (ряд учёных объединяет их в один политипический вид Homo habilis «в широком смысле»). Один из этих ранних видов Homo эволюционировал в Homo ergaster . Представители последнего мигрировали в Азию и дали начало виду Homo erectus . В Африке от Homo ergaster произошёл вид гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis). Гейдельбергский человек в Африке 250—100 тысяч лет назад эволюционировал в Homo sapiens, в Европе около 70 тысяч лет назад — в «классическую» форму неандертальцев (Homo neanderthalensis) .
В массовой культуре
- В романе « Затерянный мир » (1912) Артура Конан Дойля главные герои находят на плато, где сохранилась доисторическая фауна, популяцию «человекообезьян», которую характеризуют как «недостающее звено». «Человекообезьяны» присутствуют и в вольной сериальной экранизации романа в качестве антагонистов.
- Дикий Вилли, недостающее звено в мультфильме « (англ.) (» (1915)
- « (англ.) (», немая кинокомедия (1927)
- « (англ.) (», анимационная комедия для взрослых (1980)
- « (англ.) (», художественный фильм (1988)
- Недостающее звено в игре « Монстры против пришельцев » (2009)
- Эпизод « Заводное происхождение » мультсериала « Футурама » (2010)
- « Недостающее звено », полнометражный кукольный анимационный фильм (2019)
Примечания
- ↑ , Введение.
- ↑ , Миф № 6. Недостающее звено между обезьяной и человеком не найдено.
- ↑ (англ.) . www.britannica.com . 6 октября 2022 года.
- .
- ↑ .
- , pp. 291—319.
- Snyder, S. (неопр.) . Архивировано из 28 июля 2017 года.
- .
- .
- .
- .
- .
- (неопр.) . Philadelphia Inquirer (3 февраля 1895). Дата обращения: 6 октября 2022. 9 августа 2022 года.
- , p. 41: «A recent reassessment of cladistic and functional evidence concluded that there are few, if any, grounds for retaining H. habilis in Homo , and recommended that the material be transferred (or, for some, returned) to Australopithecus (Wood & Collard, 1999)».
- ↑ , Миф № 37. Человек произошел не от обезьяны; у человека и обезьяны был общий предок.
- , с. 382.
- .
Литература
- / А. А. Зубов // Гермафродит — Григорьев [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 382. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8 .
- / А. А. Зубов // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2018. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017).
- Соколов А. Б. Мифы об эволюции человека / Научный редактор доктор биологических наук Е. Б. Наймарк . — М. : Альпина нон-фикшн , 2015. — 390 с. — ISBN 978-5-91671-403-6 . (на сайте Всенаука ).
- Дробышевский С. В. Достающее звено . — М. : Corpus , 2017. — Т. 1. — 668 с. — ISBN 978-5-17-137077-0 .
- Appel, T. A. (1980). "Henri De Blainville and the Animal Series: A Nineteenth-Century Chain of Being". Journal of the History of Biology . 13 (2): 291—319. doi : . S2CID .
- Chambers, Robert. / Robert Chambers, Alexander Ireland. — W. & R. Chambers, 1884.
- Haeckel, Ernst. The Evolution of Man. — 1874.
- Klein, Richard G. (2009). . Proceedings of the National Academy of Sciences . 106 (38): 16007—16009. Bibcode : . doi : . ISSN . PMC . PMID .
- Lovejoy, Arthur O. The great chain of being : a study of the history of an idea : the William James lectures delivered at Harvard University, 1933. — Harvard University Press , 1964. — ISBN 0674361539 .
- Lyell, Sir Charles. . — Murray, 1851.
- Lyell, Sir Charles. . — John Murray, 1863. — «Geological Evidences of the Antiquity of Man».
- Reader, John. . — Oxford University Press , 2011. — ISBN 978-0-19-927685-1 .
- Wood and Richmond; Richmond, BG (2000). . Journal of Anatomy . 197 (Pt 1): 19—60. doi : . PMC . PMID .
- 2021-10-21
- 1