Духовные стихи
- 1 year ago
- 0
- 0
Юве́нций — имя адресата ряда любовных стихотворений римского поэта Гая Валерия Катулла , из которых исследователи делают вывод о бисексуальности автора . Хотя в Риме действительно существовала фамилия Ювенции , но имя условно и ассоциируется с iuventus (юность).
Имя прямо названо в стихотворениях № 48 , 81 и 99 « Книги Катулла Веронского », а также в № 24 как нарицательное. Наряду с этим считается, что «юнец» в № 15 и 21 — тоже Ювенций . Возможно, хотя и недоказуемо, что о Ювенции речь идет в стихотворении 56 , а также в 40 (amores), 103 и 106 .
В коротком стихотворении № 48 («Очи сладостные твои, Ювенций…») поэт просит дать ему триста тысяч поцелуев (используется то же диалектное слово basium , что и в стихах к Лесбии ).
Развитием темы служит стихотворение № 16 , в котором Катулл угрожает Фурию и Аврелию, усомнившимся в его мужественности из-за названного им числа поцелуев. Позднее, прося поцелуев у Лесбии ( № 5 ), Катулл желает не считать их, чтобы «не сглазить».
В стихотворении № 15 поэт (неясно, насколько серьёзны его слова) поручает Аврелию беречь своего возлюбленного, но угрожает, что если тот попытается соблазнить его, самого Аврелия ждут тяжкие последствия.
В стихотворении № 81 («Как же ты мог не найти, Ювенций, в целом народе…», 6 строк) поэт восклицает, что Ювенций предпочёл ему некоего приезжего из Пизавры (иногда в тексте видят игру слов и отождествляют этого приезжего с Аврелием).
Самое длинное — стихотворение № 99 (16 строк). Центральна в нем связь сладости любви с её страданиями, выраженными в образе распятия ( cruce , 99, 4; excruciare , 99, 12), употребленный более кратко и в стихотворении № 85 к Лесбии ( Odi et amo ), а также в 76, 10. Поэт, поцеловав Ювенция, вызывает тем его гнев и заявляет, что больше ему поцелуев не нужно.
В двух стихотворениях к Ювенцию Катулл употребляет три слова для обозначения « поцелуя » (русские и английские переводчики вынуждены обходиться одним):
Примечательны и следующие слова:
Необходимость взаимности в любви рассматривается Давидом Констаном в том числе применительно к стихам Катулла к Ювенцию .
В «Подражании Катуллу» (1806) Байрон , описывая поцелуи, соединяет мотивы стихов к Лесбии и образ нивы из 48 стихотворения к Ювенцию .
Подражания: