Культура Ирана
- 1 year ago
- 0
- 0
Культура Ирана , как и сам Иран , насчитывает около двух с половиной тысяч лет и берёт своё начало с эпохи зороастризма . Современная существующая в Иране культура есть сложный синтез доисламских и исламских норм, явлений, представлений, образов.
Долгое время иранская культура была господствующей культурой Ближнего Востока и Средней Азии , а персидский язык был языком интеллигенции, элиты этих регионов на протяжении большей части второго тысячелетия нашей эры.
Во время эпохи Сасанидов иранская культура оказывала значительное влияние на Китай, Индию и Римскую империю, доходя до Западной Европы и Африки. Это влияние играло значительную роль в формировании как азиатского, так и европейского средневекового искусства. Многие важные пласты из того, что затем стало известно как исламское знание: филология, литература, юриспруденция, философия, медицина, архитектура и естественные науки были основаны на разного рода началах и практиках, взятых из Сасанидского Ирана .
см. мифология
В Иране поэзия всегда считалась выше прозы . Эти два способа организации текста различались не только рифмой и ритмом, но и игрой между явным смыслом и скрытыми, неявными нюансами. У первоистоков иранской поэзии стоял Рудаки , его перу принадлежат первые жемчужины персидской поэзии .
Персидская проза, в свою очередь, родилась в X веке, во время правления Саманидов в Бухаре. В основном это была проза религиозного содержания .
Несмотря на колоссальное влияние исламской цивилизации , классическая персидская поэзия не утратила своих языковых корней и во многом полагалась на традицию и культурную память, сильную связь с доисламским периодом, которая выражалась в стихотворном размере (несмотря на то, что он был адаптирован к арабскому), словаре и ключевых темах .
Из персидских поэтов, которые вошли в историю литературы, стоит отметить: Фирдоуси , Ибн Сина , Омар Хайям , Рудаки , Саади , Руми , Хафиз , Низами , Джами .
В Иране после распространения ислама и арабского письма , на основе которого создана персидская азбука, каллиграфия всегда относилась к высшим, наиболее ценимым искусствам, как и в других странах мусульманского Востока. Существовало множество стилей, видов и почерков каллиграфии: куфи , талик (исп. для официальной переписки), , шекасте (исп. для писем и поэтических произведений), насха (исп. при переписки книг), тугра , насталик . Последний, созданный, согласно традиции, знаменитым табризским мастером Мир Али Хасаном в XV веке, в период правления Байсанкор Мирзы в Герате , пользовался особой популярностью у персидских каллиграфов. Почерк этот был создан на основе уже существующих талика и насха , затем на протяжении времени подвергался многочисленным изменения, в конечном итоге дошёл до наших дней и до сих пор используется в Иране , Средней Азии, Пакистане и Индии . Широкое распространение, в том числе в виде множества новых почерков, созданных на его основе, насталик получил, в частности, благодаря удобству при быстроте письма, удобочитаемости, элегантности, а также способности наглядно и рельефно выделять рифму и редифы в поэтических произведениях .
Каллиграфия использовалась для переписки текста Корана , хадисов , писем, книг, оформления поэтических строк .
см. архитектура
Газеты : «Кейхан», «Эттелаат».
Телерадиовещание:
Иновещание на страну ведёт американская радиостанция ( англ. ), филиал РС/РСЕ .
Информагентства:
К иранским праздникам, которые имеют глубокие культурные корни в истории страны, относятся :