Interested Article - Бармак (стихосложение)

Бармак — тюркский народный силлабический род стихосложения , основанный на равном количестве слогов в каждой стихотворной строке — вне зависимости от ударений и стоп.

В основе метрического построения тюркских стихов лежат две близкие системы: бармак и аруз (или аруд) — изначально арабская метрическая система.

В современной тюркской и, в частности, узбекской поэзии бармак вновь отвоевывает свои права. Огромное влияние на этот процесс осуществил узбекский поэт Хамза Хакимзаде Ниязи , который обогатил классическую поэтическую метрику (аруз) за счёт форм народного стиха (бармак).

Наряду с бармаком, в ходу у тюркских поэтов — несколько десятков стихотворных размеров аруза, таких как мутакариб, хафиф, раджас, вафир, сари, рамал, а также вольный стих — на основе как аруза, так и силлабо-тоники , верлибр .

Лев Гумилёв в книге «Тысячелетие вокруг Каспия» писал: «Поэзия, хотя бы примитивная, была нужна арабам, путешествующим по пустыне, чтобы соразмерить колебания своего тела с аллюром верблюда. Этому помогал ритм стиха, подчиняющий себе человека целиком. Так как у верблюдов аллюров много, то и трясут они всадника разнообразно».

Бармак использовался также в переводах: так, например, в книге « Высокое искусство » Корней Чуковский писал, что узбекские поэты Гафур Гулям и Максуд Шейхзаде применили этот вид стихосложения при переводе поэмы Михаила Лермонтова « Хаджи Абрек » на родной язык .

Примечания

Литература

  • Бармак // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев . — М. : «Просвещение», 1974. — С. 25. — 509 с. — 300 000 экз.
  • Шилин В.
  • Сайдашева З. Н. В мире татарской музыки. Сборник статей. — Казань: Казанская государственная консерватория, 1995.
  • Асарлар , т. 1—2, Ташкент, 1969—1971 , в рус. пер. — Сочинения, т. 1—2, Ташкент, 1960: Избр. произведения, Л., 1970.

Same as Бармак (стихосложение)