Архипов, Василий Степанович
- 1 year ago
- 0
- 0
Василий Степанович Нагорный ( 11 января 1848 , Горное — 25 февраля 1921 , Львов ) — украинский галицкий архитектор и конца XIX — начала XX веков. Основатель обществ «Славия», «Народная торговля» (первый украинский кооператив), « Сокол », «Заря», « Днестр », «Народная Гостиница», «Общество для расцвета русской штуки». Архитектурное наследие В. Нагорного насчитывает несколько сотен объектов, среди которых церкви , часовни , приходские дома, общественные и частные здания.
Родился 11 января 1848 года в селе Горном (теперь Стрыйского района , Львовской области ) в семье средне-состоятельных хозяев Степана и Анны с Гриньовських. Мать умерла, когда Василию было полтора года. После второй женитьбы отца его опекуном стала бабушка (папина мать), была не только кормилицей, но и жизненной наставницей и советчицей, привила парню любовь к своей вере и народу.
После окончания учёбы в политехническом, в 1875 г., Василий Нагорный работал долгое время в бюро своего профессора Штадлера в Цюрихе при заключении различных конкурсных проектов, позже в строительном правительстве в Винтертуре при устройстве кантонской техники, у частного архитектора Шефера в Арав, а последние четыре года пребывания в Швейцарии (до 22 августа 1882 г.) — в строительном правительстве в Цюрихе.
Сразу после приезда во Львов осенью 1882 г. Нагорный приступил к проектированию церквей. Первая церковь, образцом для которой послужил Софийский Собор в Константинополе , была построена в Ярычеве Малом. Позже с его бюро вышли проекты для строительства церквей в Перегинском , Луке, Ракове , Черневе , Вороблику, Острове у Кристинополя , Олеске , Великих Мостах , и другие мелкие работы, как проекты иконостасов и приходских домиков. На 1898 г. приходится закладка уже 54-й его церкви (в Яворове ), к 1902 г. Василий Нагорный изготовил проекты для сотни церквей, восемьдесят три из которых каменные, а всего по его проектам построено более 200 церквей.
В 1883 году , вместе с Евгением Дудикевичем, Северином Госком, Львом Павенцьким, Корнилием Устияновичем , Иваном Костецким основал Общество «Народная Торговля». Будучи директором этого общества, пытается всячески поддержать и утвердить экономический статус украинцев. В 1886 г. вышло из печати его «Руководство для магазинов», где Нагорный подробно описывает, как открыть собственный магазин, какие средства для этого нужны, а также подает образцы необходимых документов. Известный львовский мещанин Михаил Галибей в одной из своих публикаций даже назвал Нагорного «отцом галицкой кооперации».
В 1884 — 1900 г. По инициативе и активном участии Василия Нагорного были основаны общества русских ремесленников «Заря», «Днестр», «Сокол», «Народная Гостиница». Был одним из соучредителей Украинской ремесленной бурсы. 26 декабря 1898 года вошел в её наблюдательный совет.
В 1885—1890 гг. Василий Нагорный занимал должность главного редактора газеты « Родина », где как специалист вмещает несколько статей, касающихся строительства: «Как класть помоста, чтобы предохранить их от гриба», «Когда рубить строительный материал?», «Кое-что о строении церквей», «Общественный дом».
В 1898 году, вместе с Иваном Трушом , Михаилом Грушевским и Юлианом Панькевичем основывает «Общество для расцвета русской штуки», на первом собрании которого Василия Нагорного единогласно выбрали председателем. Это общество имело большое влияние на дальнейшую судьбу галицкой архитектуры и искусства в целом.
В 1907 году по его инициативе во Львове возникло общество украинских рабочих «Сила»; стал первым его председателем.
Член Украинской народной трудовой партии . 16 марта 1897 года состоялось голосование во время выборов в австрийский Райхсрат (Государственный Совет в Вене) из сельской курии в округе Львов — Городок — Яворов, в котором Василий Нагорный, «русин-народовец», которого поддерживали социалисты и польские людовцы, набрал 272 голоса уполномоченных избирателей с 601. Его соперником был Теофил Мерунович , кандидат центрального комитета и антисемит, который набрал 315. По мнению автора статьи в польском журнале «Dziennik Krakowski», это были первые выборы в Львове, которые произошли «под крышей» карабинов военных.
Василий Нагорный умер 25 февраля 1921 года и был похоронен на Лычаковском кладбище во Львове (поле № 5).
Архитектурное наследие Василия Нагорного насчитывает несколько сотен объектов, среди которых церкви, часовни , приходские дома, общественные и частные здания. Среди таких, в частности, народный дом в Борщеве Тернопольской области, сооруженный в 1905 — 1908 годах , руководитель стройки Василий Дроздовский.
Самыми ценными являются сельские церкви, составляющие большинство среди его произведений, в основе у которых положен византийский стиль .
Осматривая доработок, особый акцент необходимо сделать на проектах украинских церквей. Ведь, за период творчества архитектора (1882—1918) — каждая четвёртая церковь в Галичине, была построена по его проекту.
Фактически он первый сделал попытку на профессиональном уровне создать оригинальную форму украинской сакральной постройки. Стремясь творить новое направление В. Нагорный пробует совместить в одном различные стили, беря за основу византийский, заботясь о сохранении традиций обряда.
Работая одновременно как с деревом, так и камнем, пытается выявить наиболее характерные формы, соответствующие данному материалу, создать самобытную и оригинальную пластику. Однако, самый большой пласт его творчества составляют каменные церкви.
Взяв за основу крестообразные банную конструкцию, архитектор максимально упрощает структуру храма и придает ей византийского характера с элементами классицизма. Учитывая скромные экономические возможности украинского населения, предложил простую, компактную, безупречную с инженерно-технической стороны сакральную постройку, которая требовала относительно малых средств и количества строительных материалов. Тем не менее, каждая церковь отличается своей изысканностью и неповторимостью форм. К ним можно отнести каменную церковь святого Дмитрия в с. Дмитре у Щирца , построенную в 1898 г., крестообразную в плане. Сооружение имеет восемь граненых пилонов на углах ветвей, главная нава перекрыта восьмибичною куполом на четверике, боковые мышцы прямоугольной формы с окнами по бокам. По своим планировочным решением подобные: церковь Св. Дмитрия, в селе Мальчицы , построенная в 1908 г., церковь Воздвижения Честного Креста в Подгородище с 1908 г., церковь Св. Николая в Лучинцах 1903 г. и церковь Преображения Господня в Сасове 1898 г.
Величавая церковь Св. Иоанна Богослова в селе Суховоля , построена в 1912 г. Сооружение крещатое в плане, с северной и южной сторон к полукруглой апсиды примыкают захристия и ризница, главный неф перекрыт крестовым сводом с круглым куполом, боковые мышцы прямоугольной формы с окнами по бокам. Церкви с аналогичным объемно-пространственным решением построены также в Гнилицы , Гологорах и Лисичинцях .
Очень своеобразная по планировочным решением, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, находится на краю городка Бобрка , построена 1906 г. Здание симметрично относительно продольной оси, с большим куполом над главным нефом, в основе которой лежит квадрат , боковые мышцы имеют полукруглую форму, главние и боковые апсиды имеют вид сжатых цилиндров. Не менее оригинальные одноглавие церкви по проектам Василия Нагорного построено в Надетычах , Жёлчеве и Белом Камне .
Трехглавиецеркви Василия Нагорного отличаются выраженной четырёхугольной в плане нефом, к которой примыкают с северной и южной сторон боковые мышцы, а из восточной и западной — алтарь и бабинец , массивными восьми или четырёхсторонними подкупольниками и своей насыщенностью куполов, по периметру которых врезаны арочные окна. Они в свою очередь подчеркнуты изогнутым карнизом , вроде Владимирского собора в Киеве. Как пример, можно назвать церкви Собора Пресвятой Богородицы в Утишковие (1908), Покровы Пресвятой Богородицы в Николаеве , что у Винников (1903), Введение в Храм Пресвятой Богородицы в Перегноеве (1907).На особое место следует поставить церкви Рождества Пресвятой Богородицы (1891) в Балучине Буского района и св. Кузьмы и Демьяна (1886) в Красном Золочевского района. Имея идентичное объемно-планировочное решение, они различаются лишь архитектурными деталями.
Автор неоднократно в своих публикациях обращал внимание на свойства материала, «ибо то что выполняется например из дерева, не обязательно дастся выполнить из камня и наоборот.» . В отличие от предыдущих, в этих сооружениях применяется прием, свойственный исключительно каменным объектам — круг, который невозможно применить в дереве. Полушаровой купол опирается на округлый подкупол, который в свою очередь врезается в крышу. Округлую форму имеет также и алтарная часть, к которой присоединены захристия с северной и южной стороны. Сооружения украшены пилястрами , колоннами и роскошным карнизом. Боковые мышцы заканчиваются двойными арчастими окнами. Вследствие сочетания тридильного пространства и крещатого плана была образована объемно-пространственная композиция, как никакая другая, гармонично сочетает основные традиции галицкой архитектуры и модернистской трактовки относительно соответствия формы и материала.
Появление каменных церквей с куполами, уложеними на углах центрального квадрата, в Галичине принадлежит В. Нагорном, который исходил из того, что этот тип имеет визуальную преимущество над первым, в котором купола ставились над алтарем, нефом, бабинцем и боковыми ветвями — крайние купола не заслоняют центральный. Одна из его красивейших каменных п’ятиглавих церквей построена в Тухле. Также церкви на пять куполов построены в Берездовцы , Вороблику Королевском , Долине , Калуше, Копычинцах (св. Николая на Горе, 1900 , 1905 ), Олеске , Стоянове , Сходнице , Больших Мостах , Токах , Судовой Вишне , Черневе (по образцу Софийской церкви в Константинополе) и других местностях. Самая большая — в Яворове .