Interested Article - Феспис

Феспис из Икарии ( греч. Θέσπις , также Феспид ; VI век до н. э. ) — древнегреческий поэт и драматург , уроженец аттического дема Икария в филе (греч.) ((ныне Дионисос ). Феспису приписывается создание архаической, доэсхиловской греческой трагедии , в которой действовали один актёр и хор. Произведения Фесписа до современности не дошли .

Вклад в развитие трагедии

Принципиальным нововведением Фесписа в искусство стало добавление к песнопениям, исполнявшимся дифирамбическим хором, исполнителя- протагониста (или, как его называли во времена Фесписа, «гипокрита» — др.-греч. υποκριτής , то есть «ответчика» или «комментатора» , что указывает на то, что ведущую роль в представлении по-прежнему играл хор). Актёр-солист в трагедиях Фесписа, меняя маски (изобретение которых также приписывается Феспису), последовательно изображал различных персонажей и взаимодействовал с хором, который вёл с ним диалог и заполнял паузы между монологами. Возможно, что первым таким протагонистом стал сам Феспис в 560 году до н. э. ; позже, в 534 году до н. э. , он стал и первым победителем состязания драматургов. Введение второго актёра Эсхилом и третьего Софоклом позволило оживить действие, приблизив его к современному представлению о драматургии.

Ни одного достоверно принадлежащего Феспису произведения не дошло до современности. Известны несколько названий трагедий и отдельных фрагментов, приписываемых ему, но их авторство является спорным . В труде Горация «О поэтическом искусстве» упоминается, что Феспис переезжал со своей труппой из одного места в другое, давая представления прямо с повозки , но это утверждение в новейшие времена расценивалось скептически .

Образ Фесписа в искусстве

Феспис является главным героем одноимённой английской оперной феерии Гилберта и Салливана , в которой он вместе с другими актёрами временно занимает место постаревших и забытых Олимпийских богов . В XIX веке также была написана драма английского драматурга Артертона «Феспис и Мельпомена ». Кроме того, поэт выведен в прологе к опере Рамо « Платея », где он выступает как отец комедии.

В Италии про того, кто решил избрать себе стезю актёра, говорят, что он «взбирается на колесницу Фесписа».

Примечания

  1. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 1381.
  2. Albin Lesky. . — London: Gerald Duckworth & Co., 1996. — P. 228-229. — 921 p. — ISBN 0-7156-2761-9 .
  3. Квинт Гораций Флакк . , пер. В. К. Тредиаковского
  4. Sir Richard Claverhouse Jebb. . — London: MacMillan and Co., 1878. — P. 72. — 163 p.
  5. (англ.)

Ссылки

  • Феспид // Энциклопедия Кольера (рус.) . — Открытое общество, 1999.
  • И. А. Мусский. Феспид (ок. 580 до Р.Х. – ?) // . — М. : Вече, 2002. — С. —10. — 528 с. — (100 великих). — 20 000 экз. — ISBN 5-7838-1125-4 .

Same as Феспис