Чёрный кот (Белоруссия)
- 1 year ago
- 0
- 0
Белорусская освободительная армия , также «Чёрный кот» ( белор. Чорны кот) — подпольная белорусская антисоветская боевая организация времён Второй мировой войны , вооружённое крыло Белорусской независимой партии , существовавшая с 1944 года по конец 1950-х годов.
Наиболее активно вела борьбу с марта 1945 по 1948 год (c 1948 по 1950-е годы ).
Так как архивы белорусских отделений КГБ остаются закрытыми, информации об этой организации очень мало . Некоторые белорусские историки, в частности, Игорь Валаханович , считают существование организации «Чёрный кот» псевдоисторическим мифом .
После того, как согласно Рижскому договору в составе Польши оказалась Западная Белоруссия , а остальная часть Белоруссии вошла в состав СССР , не всем белорусам стала нравиться проводимая поляками и большевиками политика. Некоторые из недовольных начали задумываться о создании независимой республики под флагом БНР . Сепаратистское движение вооружённого сопротивления имело место как на польской территории, так и на территории БССР. Активнее всего партизанские формирования действовали в период с 1921 по 1925 годы. На территории, вошедшей в состав Польши, наиболее многочисленными и известными были партизанские отряды националистов Якуба Харевского и , а также отряд советских партизан чекиста Кирилла Орловского .
Помимо названия «Чёрный кот» в источниках также упоминаются названия «Чёрная кошка» , Белорусская освободительная армия (БОА) , Белорусское краевое войско «Чёрный кот» .
В некоторых источниках сообщается, что название «Чёрный кот» имел один из партизанских отрядов или соединение партизанских отрядов БОА (или даже диверсионный батальон « Дальвитц », который был десантирован немцами в Белоруссии 17 ноября 1944) .
Спецслужбы Третьего рейха планировали создать и оставить в тылу наступающих советских войск целый «диверсионный фронт» от Балтики до Чёрного моря, в рамках чего был разработан план под кодовым наименованием «Любимая кошка» ( нем. Liebes Kätzchen). Началась подготовка личного состава и материально-технической базы. Конспиративная сеть в Латвии получила название «Лесные кошки», на Украине «Степной кот», на Смоленщине и Брянщине «Дикий кот». Белорусской организации, задействованной в этом плане, было дано название «Чёрный кот». На должность её руководителя белорусский национальный актив предложил талантливого военного, офицера десантного батальона Дальвитц ( военное формирование белорусских националистов , созданное при участии военной разведки и контрразведки нацистской Германии — Абвера в г. Дальвитц , Восточная Пруссия ), майора Белорусской краевой обороны Михаила Витушко .
Отряды «Чёрного кота» разделились в Белоруссии на три части: «Белоруссия-Юг», «Белоруссия-Центр» и «Белоруссия-Север». Каждая из частей имела своего руководителя, а те, в свою очередь, подчинялись Главному штабу «Чёрного кота», который размещался под Варшавой . В течение всего существования организации ей руководил Михаил Витушко. Немцы подготовили для армии около трёх тысяч человек, большая часть которых летом 1944 года осталась в Белоруссии и ждала приказов Витушко. Несколько отрядов прошли подготовку в Восточной Пруссии и прибыли позднее. Все отряды «Чёрного кота» были обеспечены оборудованием для радиосвязи, вооружением, поддельными документами, медикаментами и деньгами .
Всего же по данным на 1 июля 1945 года в белорусских лесах скрывалось от 10 000 до 30 000 человек, подозревавшихся советскими властями в коллаборационизме во время немецкой оккупации БССР, большая часть из которых была организована в вооружённые группы и совершала нападения и диверсии против советского строя .
В сентябре 1945 года в Налибокской пуще состоялась встреча командиров всех отрядов «Чёрного кота». В ней приняли участие около 40 человек, в том числе сам Михаил Витушко . Конференция рассмотрела много вопросов и приняла решение о начале вооружённой борьбы, но участники отказались от масштабных диверсий, чтобы не подставлять под удар гражданское белорусское население .
Сразу после конференции начались боевые действия «Чёрного кота». Важным направлением его деятельности было освобождение политзаключённых из тюрем МГБ .
Белорусские эмигрантские газеты сообщали, что партизаны «Чёрного кота» якобы неоднократно захватывали белорусские местечки и города. Например, в марте 1948 года объединённая группа отрядов организации «Чёрный кот» при помощи нескольких отрядов « бульбовцев » (общее количество 200 человек) напала на Новогрудок , чтобы освободить арестованных участников организации. В городе находилась база Спецотдела МГБ, занимавшегося борьбой с антисоветскими партизанами . В сентябре 1948 года МГБ провело аресты в Кобринском районе , выявляя тех, кто помогал украинским и белорусским коллаборационистам (итого было арестовано более 200 человек). Тюрьмы были переполнены, и заключённых пришлось содержать в казармах Кобрина . Партизаны «Чёрного кота» напали на казармы и освободили заключённых . Также важным направлением деятельности «Чёрного кота» были диверсии на железнодорожных путях .
Однако, кроме сообщений в эмигрантских газетах, иных подтверждений тому, что эти события в реальности имели место, не существует .
В январе 1948 года погиб руководитель сектора «Белоруссия—Север» Пётр Гаевич, чей отряд был разбит, попав в засаду, организованную сотрудниками МГБ. За несколько недель до этого бойцы Гаевича обстреляли автоколонну с советскими солдатами, убив и ранив несколько человек. После жестокого боя лишь четверо из 32 участников отряда были взяты живыми. Антисоветское партизанское движение на территории Белоруссии пошло на спад.
В начале декабря 1948 года был разбит партизанский отряд руководителя сектора «Белоруссия-Юг» по прозвищу «Сыч» (настоящее имя неизвестно), за несколько дней до этого совершивший нападение на автоколонну с сотрудниками МГБ. Несколько дней подряд боевикам удавалось уходить от преследования, но в конце концов их окружили на одном из заброшенных лесных хуторов. Бойцы «Сыча» отказались сдаваться и попытались прорвать окружение, но все до единого были убиты, в том числе и сам командир.
Весной 1949 года погиб руководитель сектора «Белоруссия-Центр» — Николай Хвезько (по другим данным, Хвязько). Сотрудникам МГБ удалось организовать встречу его отряда с переодетыми в боевиков агентами МГБ. На встрече командиру сектора и двум пришедшим с ним бойцам отряда было предложено сдаться, все трое отказались и попытались оказать вооружённое сопротивление, но были убиты на месте. Потеряв руководителя, оставшиеся бойцы его отряда разошлись по домам, либо были арестованы .
В 1952 году Витушко начал выводить людей на запад через Польшу . Остался только отряд под руководством Евгения Жихаря , который продолжал антисоветское сопротивление до ноября 1954 года. После того, как большинство бойцов отряда погибли в боях с войсками МГБ, Жихарь приказал остаткам бежать на Запад через Польшу. Сам он остался и погиб в бою с войсками МГБ в январе или августе 1955 года. С его смертью «Чёрный кот» окончательно прекратил свою деятельность на территории БССР. Но мелкие группы, независимые от «Чёрного кота», ещё проводили теракты (убийства советских активистов, поджоги сельсоветов) до конца 1950-х годов .
Некоторыми историками ставится под сомнение достоверность сведений о деятельности «Чёрного кота», в частности, изложенных в изданной во Львове в 2006 году книге Сергея Ёрша и Сержука Горбика «Беларускі супраціў» (с белор. — «Белорусское сопротивление») .
Белорусский историк Игорь Валаханович считает существование организации «Чёрный кот», насчитывавшей несколько тысяч участников, псевдоисторическим мифом. По мнению Валахановича, «неудачные попытки руководителей белорусских эмигрантских организаций в 1940-е годы организовать вооружённое сопротивление советской власти на территории Белорусской ССР были героизированы их преемниками в 1990-е годы, после чего нашли сторонников даже среди определённой части белорусских историков и публицистов» .