Антонов, Константин Михайлович (философ)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сэр Бернард Артур Оуэн Уильямс ( англ. Sir Bernard Arthur Owen Williams ; 21 сентября 1929 — 10 июня 2003 ) — английский философ , представитель моральной философии. Журнал « Таймс » назвал его «самым блестящим и самым важным представителем моральной философии в Англии его времени» . В 1999 году посвящён в рыцари.
Уильямс родился в Уэстклифф-он-Си (графство Эссекс ) и был единственным ребёнком в семье государственного служащего. Прошёл обучение в школе Чигуелл и сдал последний экзамен на степень бакалавра гуманитарных наук в оксфордском колледже Баллиол (Balliol college), который окончил с отличием в 1951 году , , после чего год служил в королевских ВВС , летая на истребителе Спитфайтере в Канаду.
Находясь в отпуске в Нью-Йорке , Уильямс встретил свою будущую жену, Ширли Бриттэйн-Кэтлин — дочь политолога и философа Джорджа Кэтлин и писательницы-романистки Веры Бриттэйн; Ширли в то время училась в Колумбийском университете . В возрасте 22 лет, после получения призовой стипендии в оксфордском Колледже Всех Душ ( All Souls College, Oxford ), в 1951 году Уильямс с Ширли вернулся в Англию, где Уильямсу предложили должность. В 1955 году молодые люди поженились.
Занимая позиции профессора философии имени Найтсбриджа в Кембриджском университете и профессора философии имени Дойча в Калифорнийском университете в Беркли , Уильямс приобрёл мировую известность за свои попытки переориентировать изучение моральной философии в направлении истории и культуры, политики и психологии, в особенности греческой. Уильямса характеризовали как аналитического философа с душой гуманиста. Сам же он видел себя синтезистом, соединяющим воедино идеи направлений, которые казалось невозможным соединить друг с другом. Он отвергал сциентизм, а также научный или эволюционный редукционизм, называя «внутренне лишенных воображения» редукционистов «людьми, которые мне действительно неприятны». Для Уильямса сложность ( complexity ) как феномен была значительна, прекрасна и не сводима к упрощению.
Как отмечал работавший под его руководством над докторской диссертацией Джонатан Сакс , Уильямс «был очень последовательным, категорическим атеистом... Однако его видение было фундаментально трагическим. Он действительно полагал, что жизнь не имеет никакого смысла» .
Уильямс был известен как поборник прав женщин в научном сообществе. Он видел в женщине возможность соединения разума и эмоций, что, по мнению Уильямса, ускользало от аналитической философии. Американский философ Марта Нуссбаум говорила, что он был «так близок к тому, чтобы быть феминистом, как только мог быть к этому близок влиятельный мужчина его поколения». Уильямс был острословом и язвительным собеседником. Оксфордский философ Гилберт Райл однажды сказал о нём, что Уильямс «понимал то, что вы собираетесь сказать, лучше, чем вы сами понимали себя, и видел все возможные возражения и все возможные ответы на эти возражения ещё до того, как вы завершали своё предложение».
В список его публикаций входят «Проблемы личности/самости» Problems of the Self (1973), «Моральная удача» Moral Luck (1981), «Этика и пределы философии» Ethics and the Limits of Philosophy (1985), а также «Правда и правдивость» Truth and Truthfulness (2002).