Interested Article - Храм Николая Чудотворца в Клённиках
- 2021-02-28
- 1
Храм Никола́я Чудотво́рца в Клённиках (или в Бли́нниках ) — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии .
Храм расположен в Белом городе в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы ( улица Маросейка , дом 5). Храм имеет четыре придела: в верхнем храме — в честь святителя Николая Мирликийского и Казанской иконы Божией Матери , в нижнем храме — в честь Всех святых, в земле Российской просиявших и придел в честь праведного Алексия Московского и священномученика Сергия .
История
Происхождение названия
В 1657 года было указано — «Николы чудотворца, что на Покровке, у решетки»; в 1689 году уже указывается — «в Блинниках», в 1698 году — «церковь Пр. Богородицы, да в приделе Николы Чуд. в Блинниках, на Покровке», а уже в 1701 году — «в Клинниках». В XVIII—XIX веках стало встречаться также «в Клённиках» . В 1925 году Сигизмунд Кржижановский так описывал эволюцию наименования храма:
На Маросейке и сейчас есть зажатая меж высоких домов церковка Николая Чудотворца. Церковка очень давней стройки: когда-то, когда вместо кирпича домов вокруг неё росли клёны , называлась Никола в Клённиках; но клёны срубили (1504) и стали строить по соседству оружейные мастерские для изготовления и прокалки клинков, тогда церковь стала называться Никола в Клинниках; и наконец, когда на месте разрушенных оружейных построили блинное заведение, Никола, чуть шевельнув буквами, стал называть себя Никола в Блинниках. Так имя, крепко сцепив буквы, сквозь пять веков проносит свой корень, не отдавая ритма (клённики — клинники — блинники) и меняя звук лишь у краезвучья .
Ныне версия «Синодального справочника» (основанная на записанном устном предании ), что название «в Клённиках» она получила от кленовой рощи, считается несостоятельной. Некоторые исследователи считают, что «верное название её в блинниках , а не в клённиках (от слова клён ), потому, что клёнов у ворот Китай-города тогда быть не могло, а блинами здесь как раз торговали». считал вероятным происхождение названия, связанным от явления иконы святителя Николая в подмосковной деревне Клённики .
Строительство храма
Пётр Сытин указывал, что храм здесь был построен ещё в 1468 году: Иван III построил здесь «обетную» церковь Симеона Дивногорца в благодарность за то, что сильный пожар из Белого города не перекинулся в Кремль . Действительно, летописи, описывая пожар 1468 года, указывают, что «того же лета поставлена великим князем церковь обетная Симеон Дивногорец», но места её размещения не указывает ни один источник .
На месте нынешнего храма изображений храма нет ни на «Петрове чертеже» (1597—1599), ни на «Годунове чертеже» (начало 1600-х), и обнаруживается церковь только на « Сигизмундовом плане » (1610). В Окладной книге за 1625 год она упоминалась как церковь «Пресвятой Богородицы Казанския» . Храм упоминался Казанским в Писцовой книге и в делах Каменного приказа с 1620 года .
В 1657 году был построен новый каменный храм вплотную к старому деревянному храму, чем объясняют перелом стены северного придела .
В 1690-х годах в связи с устроением нового престола он стал называться «Богородицы Казанския и Николая Чудотворца на Покровке в Блинниках».
В 1701 году после большого пожара верхняя часть четверика была разобрана, а нижняя превращена в подклет , расширенный к западу и надстроенный высоким двусветным объёмом с апсидой и притвором . Тогда же с юга возвели новый, Казанский, придел. Храм был освящён, позднее был надстроен второй этаж над приделом . Тогда же, «августа 24 дня был выдан антиминс в новопостроенную церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Клиниках» .
В 1749 году после пожара была возведена существующая колокольня и частично перестроены фасады церкви. Церковь представляла собой двусветный, вытянутый по оси север — юг четверик с двухчастным алтарем. Небольшая одноэтажная трапезная соединяла четверик с колокольней; с севера к четверику примыкал одноэтажный Никольский придел .
«Синодальный справочник» сообщал, что церковь «возобновлена после пожара в 1748 году, обновлялась в 1868 и 1894 годах» .
Начало XX века
В 1910-х годах при храме работала церковно-приходская школа . В это время в церкви священствовал священник Алексий Мечёв , прославленный в лике святых Русской православной церкви в 2000 году . У отца Алексея бывали отец Павел Флоренский , философ Николай Бердяев , профессор С. И. Кузнецов, поэт Георгий Чулков , искусствовед Сергей Дурылин , скульптор Анна Голубкина , художники Михаил Нестеров и Лев Бруни . Ныне святые мощи старца Алексия Мечёва находятся в специально выделенном помещении нижнего храма, доступ к ним открыт в течение дня .
В 1914—1915 годах во дворе храма был построен небольшой двухэтажный домик для причта на средства книгоиздателя Ивана Сытина — в благодарность за разрешение, данное ему настоятелем храма отцом Алексеем Мечёвым, вывести на церковный двор окна принадлежавшего Сытину многоэтажного дома (ныне — Маросейка , № 7/8) .
После смерти Алексея Мечёва в 1923 году настоятелем стал его сын Сергий Мечёв (впоследствии был также канонизирован Русской православной церковью).
В 1920-х годах при духовном окормлении Алексия Мечёва и его сына Сергия здесь трудилась группа иконописцев под руководством Марии Соколовой .
Перед закрытием
Многократные ремонты и поновления сильно исказили фасад церкви. В 1927 году по проекту архитектора-реставратора Дмитрия Сухова были восстановлены наличники окон на южной стороне, а с севера — нижней церкви. Внизу была устроена церковь Алексея человека Божия с древними образами. Примыкающая с запада палата сохраняла роспись около 1701 года светского характера: орнамент и изображения деревьев . Внутри церковь сохраняла некоторые древние иконы и книги.
Храм был приходом « непоминающих » митрополита Петра (Полянского) . Был закрыт на Благовещение в 1931 году. Отец Сергий был арестован 24 ноября 1929 года и погиб мученически (расстрелян в Рождественский сочельник 1942 года). Храм вместе с колокольней были обезглавлены. В нём разместили сначала склад, а позднее — кабинеты ЦК ВЛКСМ (бухгалтерия ).
Возрождение храма
В декабре 1989 года в храме было восстановлено иконописание. Одна из ближайших учениц монахини Иулиании (Соколовой) — Ирина Ватагина — стала одной из первых прихожанок маросейского храма и первым педагогом вновь открытой иконописной школы. Две иконописные школы, работающие в тесном сотрудничестве в мастерской маросейского храма, послужили основной базой для кафедры иконописи факультета церковных художеств, открывшейся в 1992 году в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) .
18 июля 1990 года храм был возвращён Русской православной церкви . Первым настоятелем после открытия храма стал иерей Александр Куликов . Освящение состоялось 17 декабря того же года. Были восстановлены главы, кресты и внутреннее убранство. Проходят регулярные богослужения.
Настоятели
- 1893—1923 — праведный Алексий Мечёв
- 1923—1929 — священномученик Сергий Мечёв
- 1990—2009 — Александр Куликов
- 2009—2011 — Николай Чернышёв
- с 2011 года — Николай Важнов
Духовенство
- Настоятель храма - протоиерей Николай Важнов
- Протоиерей Николай Чернышев
- Протоиерей Владимир Колобанов
- Иерей Роман Сёмин
- Иерей Серафим Чураков
- Диакон Михаил Васильев
Комментарии
Примечания
- ↑ , с. 283.
- .
- ↑ , с. 53.
- Кржижановский С. Д. // Воспоминания о будущем: Избранное из неизданного / сост., вступ. ст. и примеч. В. Г. Перельмутера. — М.: Моск. рабочий, 1989. — 463 с. — ISBN 5-239-00304-1
- ↑ .
- , с. 92—93.
- , с. 92.
- , с. 51.
- ↑ , с. 93.
- .
- После её кончины в 1980 году кружок продолжал существовать под руководством преемников вплоть до 1988 года, когда на его основе при Московских духовных школах была создана Иконописная школа.
- , с. 943.
- Червяков А. У Николы в Клённиках // Литературная Россия : газета. — 1990. — 14 декабрь.
- (неопр.) . www.klenniki.ru. Дата обращения: 28 февраля 2020.
Литература
- Белый город / Альтшуллер Б. Г., Балдин В. И., Богданов В. В. и др. — М. : Искусство, 1989. — 380 с. — ( Памятники архитектуры Москвы ). — 50 000 экз. — С. 283—284.
- Добровольский А. Памяти дорогого батюшки о. Алексия // Московский журнал. — 1991. — № 5. — С. 54—58.
- Киприн В. А. // Московский журнал. — 2014. — № 9 . — С. 50—57 . — ISSN .
- Паламарчук П. Г. . Сорок сороков. — М. : Книга и бизнес, Кром, 1995. — Т. 2. — С. 92—95. — 646 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-7119-0013-7 .
- Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. — Париж, 1977. — С. 484.
- Червяков А. У Николы в Клённиках // Литературная Россия : газета. — 14.12.1990.
- Червяков А. Московский архив // Московский журнал. — 1991. — № 5. — С. 52—54.
- Холмогоровы В. и Г . (рус.) . — Издание Императорского общества истории и древностей Российских при Московском университете. — М. : Университетская типография, 1886. — 219 с.
Ссылки
- (неопр.) (2010). Дата обращения: 2 октября 2014. Архивировано из 6 октября 2014 года.
- на сайте Православие.Ru .
- в проекте .
- 2021-02-28
- 1