Interested Article - Казахская фольклористика

Казахская фольклористика — раздел фольклористики , исследующий устно-поэтические традиции казахского народа.

Сбор казахского фольклора впервые стал производиться в XVIII веке в рамках этнографических экспедиций Российской империи . Работу по сбору и публикации материала проводили видные русские этнографы: П. И. Рычков , П. С. Паллас , И. Г. Георги , И. Г. Андреев и др.

Как отдельное научное направление казахская фольклористика начала формироваться в конце XVIII — начале XIX века. В её становлении ключевую роль сыграли как казахские просветители ( Ч. Валиханов , И. Алтынсарин , А. Кунанбаев , М.-С. Бабаджанов и др.), так и русские учёные ( В. В. Радлов , Г. Н. Потанин , А. Е. Алекторов , В. В. Григорьев , А. В. Васильев , И. Н. Березин , Н. И. Ильминский , П. М. Мелиоранский . А. Н. Харузин и др.). Были выработаны оригинальные методики записи фольклорных образцов эпического, лирического и дидактического жанров. Благодаря проделанной работе удалось впервые опубликовать эпосы « Алпамыш » и « Кобланды-батыр », а также различные сказки, песни и другие фольклорные произведения. Ценными источниками считаются исследовательские труды, написанные М. Копеевым и А. Диваевым .

В 1920-е годы, после установления в Казахстане советской власти , инициаторами научных работ по сбору, публикации, исследованию и изданию образцов творчества, сборников и хрестоматий стали А. Байтурсынов , Х. Досмухамедов , М. Ауэзов , Н. Тюрякулов , И. Джансугуров , Б. Майлин , С. Сейфуллин . Байтурсынов («Литературоведение», 1926), Ауэзов («История литературы», 1927), Досмухамедов («История казахской литературы» (на русском языке ), 1928) и Тюрякулов разработали несколько систем классификации казахской народной поэзии. В предвоенные и военные годы выходит в свет ряд изданий: «Казахские пословицы и поговорки» (1935), «Загадки» (1940), «Казахские сказки» (1939), «Героический эпос» (1939), «Айтыс» (1942), «Кобыланды-батыр» (1937) и т. д.

Ключевыми фигурами казахской фольклористики послевоенного периода стали С. Муканов , Б. Кенжебаев , Е. Исмаилов , М. Каратаев , М. Габдуллин , Б. Адамбаев , Г. Мусрепов и др. В 1950—1960-е годы были изданы научные издания образцов эпоса (« Камбар-батыр », « Кыз-Жибек », «Алпамыш») и других жанров («200 казахских песен»), научно-популярные работы («Казахские пословицы и поговорки», 1950; «Песни о батырах», 1961—1964; «Казахские сказки», 1957—1964; «Айтыс», 1965—1966) и другие издания. В 1960-е годы выходит «Памятка собирателям фольклора», составленная Н. Смирновой и О. Нурмагамбетовой.

В более поздний период появляются новые исследования: «О казахском эпосе „ Козы Корпеш “» ( А. Коныратбаев ), «Акыны» (Е. Исмаилов), «Устная литература казахского народа» (М. Габдуллин) и др. Казахским научно-исследовательским институтом литературы и искусства им. М. Ауэзова выпускаются коллективные сборники: «Казахская фольклористика» (1972), «Проблемы казахских исторических эпосов» (1973), «Типология казахского фольклора» (1981), «История казахской фольклористики» (1988), «Истина фольклора» (1990) и др.

В независимом Казахстане ведущими фольклористами стали Р. Бердибаев , О. Нурмагамбетова, С. Каскабасов , Е. Турсынов, А. Сейдимбеков , Ш. Ибраев, Б. Абилкасымов и др. После обретения независимости появилась возможность ознакомления с научными трудами и фольклором казахов, проживающих за рубежом . Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова приступил к изданию 100-томного собрания казахского фольклора, а в 2005 году выпустил первый том «Казахский фольклор» 10-томной «Истории казахской литературы».

См. также

Литература

При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .

Same as Казахская фольклористика