Последний сеанс Фрейда
- 1 year ago
- 0
- 0
Премия Зигмунда Фрейда за научную прозу ( нем. Sigmund-Freud-Preis für wissenschaftliche Prosa) — немецкая литературно-научная премия, названная в честь австрийского психолога и основателя психоанализа Зигмунда Фрейда . Одна из самых престижных академических премий Германии. Вручается ежегодно начиная c 1964 года . Её присуждением занимается Немецкая академия языка и поэзии в Дармштадте . Награждение лауреатов происходит каждую осень. Денежный эквивалент премии составляет 20 000 евро .
Год | Лауреат | Специальность | Комментарий к номинации | |
---|---|---|---|---|
1964 | Хуго Фридрих | филолог-романист | За необычное сочетание строгого исследования и образцовой прозы в его книгах «Монтень» и «Эпохи итальянской поэзии». | |
1965 | зоолог | За необычное сочетание строгих исследований и образцовой прозы в книгах, написанных из страсти свидетельствовать о величии жизни. | ||
1966 | Эмиль Штайгер | филолог-германист | За необычное сочетание тщательного исследования и мастерской презентации. | |
1967 | Ханна Арендт | философ | За её язык, способный выразить радость познания даже по самому горькому предмету. | |
1968 | Карл Барт | теолог | Энергия и диапазон его толкования писаний соответствуют яркости и силе его языка. | |
1969 | Бруно Снелль | антиковед | За его лингвистические и филологические исследования, которые пытаются разгадать загадку мысли с помощью оружия проницательности и дотошности. | |
1970 | Вернер Гейзенберг | физик | Как естествоиспытатель, он привел сложный предмет теоретической физики в убедительный лингвистический порядок. | |
1971 | историк литературы | За точные глоссы и эссе, обострившие наше чувство языка и поэзии и открывшие нам произведения великих авторов в новом ещё более тонком виде. | ||
1972 | правовед | Как философ права, историк права и преподаватель канонического права, он работает над работой, в которой объективная точность сочетается с нравственной убедительностью. | ||
1973 | Карл Ранер | теолог | Мастер литературного слова сделал возможным новое слышание для слова религии. | |
1974 | искусствовед | Проницательность начинается с искусства описания. | ||
1975 | Эрнст Блох | философ | Великий писатель, объединяющий Гебеля и Гегеля, сочетающий юмор и строгость, остроумие и пророчество в потоке языка. | |
1976 | Юрген Хабермас | философ | Работа мыслителя — это произведение его языка. | |
1977 | Харальд Вайнрих | филолог-романист | За лингвистический анализ с большим размахом знатоков литературы. | |
1978 | историк театра | Силой и точностью своего слова он перенес драматические произведения мировой литературы, особенно драму греков, в настоящее, и объяснил их. | ||
1979 | Ханс-Георг Гадамер | философ | Он делает ощутимой силу памяти языка, которая позволяет нам правильно понимать настоящее. | |
1980 | Ханс Блюменберг | философ | Он обнаружил мифические и метафорические мотивы в глубинах наших духовных традиций. | |
1981 | Курт фон Фриц | антиковед | За его книги, в которых глубокое исследование сочетается с ясным изложением, историческое разъяснение с современным опытом, на простом языке, который также открывает эти области для неспециализированных читателей. | |
1982 | историк | За то, что с научной строгостью и повествовательной силой перенес в язык формы жизни прошлого в выражениях настоящего. | ||
1983 | политолог | Ученый с широким политическим, историческим и юридическим образованием. | ||
1984 | Одо Марквард | философ | В своих трудах сумел так изящно выразить трудные мысли, что читатель забывает их опасаться. | |
1985 | историк | Его искусство изображения находит убедительно общую форму как для ужасных, так и для хороших сторон истории. | ||
1986 |
|
педагог-теоретик | За его язык, отличающийся скептицизмом и уверенностью. | |
1987 | Герхард Эбелинг | теолог | За методично строгий язык и без жаргона, показывающий, как честно отдать должное трудному вопросу. | |
1988 | Карл Фридрих фон Вайцзеккер | учёный-естественник | Ему удалось изобразить даже самые сложные факты в своей работе изящным и в то же время точным языком. | |
1989 | Ральф Дарендорф | политолог | За его безошибочный стиль сочетающийся с точностью аргументации. | |
1990 | литературовед | За то, что направляет читателя к усилию термина, к радости понимания и к прояснению языка через язык. | ||
1991 | искусствовед | За его красноречие всецело служащее ясности, что оттачивает взгляд на произведениях искусства и, таким образом, становится школой видения. | ||
1992 | Гюнтер Андерс | философ | За его философскую культурную критику современности, в которой он страстно и точно описывает положение людей в нашем мире, определяемое технологиями. | |
1993 | литературный критик | За то, что объединяет свои знания в области истории искусства и мировой литературы, а также истории музыки на языке, который является столь же стимулирующим, сколь и точным, с компетентным обзором и большой эрудицией. | ||
1994 | музыковед | За то, что в своих книгах по теории музыки и эссе о прослушивании музыки призывает к более глубокому пониманию, как биографически, так и эстетически. | ||
1995 | историк | Его стиль столь же элегантен, сколь и точен, и таким образом возвращает науке живость, которую она грозит потерять на неуклюжем техническом жаргоне. | ||
1996 | германист | За мастерство стиля, которое приближает далекое, помещая очевидное на просвет. | ||
1997 | этнопсихоаналитик | Гражданин, который говорит и пишет для более смелого общества, живущего без иллюзий, но не без удовольствия. | ||
1998 | Ильза Грубрих-Симитис | психоаналитик | За десятилетия её усилий, направленных на то, чтобы сделать работы Зигмунда Фрейда понятными, что представляет интерес как с филологической, так и с герменевтической точки зрения. | |
1999 | Райнхарт Козеллек | историк | Преданный общественный деятель; дух-ректор «Основных исторических концепций», мыслящий историк. | |
2000 | философ | За его язык, который не только ясен и лаконичен, но и обладает таким остроумием и такой ясностью, что передает самое прекрасное, что могут дать история и философия: безмятежность знания. | ||
2001 | искусствовед | За то, что в высшей степени осознает универсальную силу образов, соприкасается с ними, описывает и вызывает их в воображении, чтобы противопоставить этому силу слова. | ||
2002 | философ | За то, что продвигал проект Просвещения так бесстрашно, что теперь Просвещение просвещает само себя. | ||
2003 | Вальтер Буркерт | антиковед | Трезвый и филологически проницательный, немногословный и не без иронии, подвергающий сомнению старый образ мышления, он поднимал в своих произведениях ужас нашей культуры. | |
2004 | Карл Шлёгель | историк | Смелый парадигматик, который превращает свою гильдию с головы до ног в мир как путешественник, следопыт, паломник. | |
2005 | Петер Слотердайк | философ | Культурный критик и аналитик времени, который в своей обширной работе продвинулся от критики циничного разума и этики бездействия до антрополого-политической сферологии. | |
2006 | историк | За то, что пишет на языке, свободном от научного жаргона и чья оригинальность, богатство образов и элегантность показывают его как великого рассказчика. | ||
2007 | эволюционный биолог | Писатель, который через описание и анализ связывает с великими примерами естествознания в нашей литературе и который нашел язык, столь же свежий, сколь и живой, для его любви ко всем видам жизни. | ||
2008 | врач и историк науки | Его труды свидетельствуют о том, что немецкий может мастерски сохранять свой прежний статус и великолепие как язык естественных наук. | ||
2009 | Юлия Восс | искусствовед и журналист | За то, что в своей работе над «Картинами Дарвина» ей удалось по-новому реконструировать мыслительный процесс Дарвина, основываясь на интерпретации его рисунков и диаграмм. | |
2010 | археолог | За то, что с помощью элегантного научного языка, сочетающего в себе ясность выражения и проницательность аргументов, он снова делает классическую археологию вдохновляющей для культурных исследований. | ||
2011 | историк | Точный исследователь источников, рассказчик и эссеист, который в своих книгах и трактатах поддерживает гламурные традиции научной прозы, написанной на немецком языке на фоне Рима. | ||
2012 | правовед | За то, что внес решающий вклад в развитие законного открытого общества, осознающего свои собственные основы. | ||
2013 | Ангелика Нойвирт | арабист | За то, что делает основополагающий документ ислама понятным как европейский текст и закладывает новую основу для взаимопонимания между Востоком и Западом, что сегодня становится все более важным | |
2014 | Юрген Остерхаммель | историк | За то, что ему удается рассказать политическую, социально-экономическую, культурную и духовную историю в действительно глобальной перспективе, больше не ориентированной на Европу или «Запад», в сочетании внимания к деталям и эпического суверенитета. | |
2015 | Петер Айзенберг | лингвист | За то, что каким бы сложным ни был предмет, как просветитель немецкого языка, он всегда пишет ясно и искусно, ярко и элегантно — научную прозу в лучшем смысле этого слова. | |
2016 | Ян Ассман | египтолог | За то, что объединив археологию и историю памяти, открывает новые основы для исследований в области культуры. | |
2017 | Барбара Столлберг-Рилингер | историк | Чтение её исторических исследований это уникальное интеллектуальное удовольствие. | |
2018 | искусствовед | За то, что с большой стилистической уверенностью он умеет воплощать сложные произведения искусства в яркую, четкую, теоретически продуманную и эстетически чувствительную прозу. | ||
2019 | философ | Чтение его сочинений — это всегда необычайное интеллектуальное обогащение. | ||
2020 | историк | За то, как она раскрывает силу чувств: ясный, богатый материалами, аргументированный, лишенный шлака, точный, текст с большим смыслом для каждого отдельного исторического случая. | ||
2021 | историк | За то, как ему удается примирить в своей научной прозе дотошность и радость повествования. | ||
2022 | философ | За то, что её теоретическое утверждение всегда сопровождается ясностью выражения и изощренностью рассуждений, что делает книги Ирис Дарманн ярким и поучительным образцом просвещенной научной прозы. | ||
2023 | биолог-эволюционист | За то, что чувствуя исторические и поэтические аспекты научного знания, он проявляет себя как блестящий стилист, который впечатляющим образом продолжает традиции естественноисторической прозы. |