Иннокентьев, Иван Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Та́ктус ( лат. tactus буквально «касание») в музыкальной теории конца XV—XVII веков — отрезок времени ( нем. Zeitmaßeinheit , англ. temporal unit), соответствующий при дирижировании опусканию (тезис, лат. depositio) и поднятию (арсис, лат. elevatio) руки или (при отмеривании этого же отрезка времени у инструменталистов) ступни ноги. При этом ни арсису, ни тезису не придавалось значение метрического акцента, «сильной доли» .
Помимо термина tactus в источниках указанного периода в том же значении использовались термины исп. compás , нем. Schlag , итал. battuta, misura , англ. full stroke, measure , лат. ictus, percussio, praescriptum и др.
В «простом тактусе» ( лат. tactus simplex) длительность тезиса равна длительности арсиса. В «неравном (пропорционированном) тактусе» ( лат. tactus inaequalis, tactus proportionatus) тезис в два раза дольше арсиса (например, в тернарной мензуре).
В системе мензуральной ритмики , если установлен «нормативный» темпус (например, tempus imperfectum), тактус охватывает величину семибревиса ( итал. tactus alla semibreve). При диминуировании мензуры (например, tempus imperfectum diminutum) тактус равен бревису ( итал. tactus alla breve), при аугментации, соответственно, ( итал. tactus alla minima).
Изучение свидетельств о тактусе (трактатов и нотных памятников) даёт ключ к пониманию темпа старинной музыки, важному для её современной «аутентичной» интерпретации. «Абсолютную» ( метрономическую ) скорость тактуса в исторических документах сравнивают с пульсом человека, находящегося в состоянии покоя ( Гафури , 1496) , с размеренной поступью мужчины (Ганс Бухнер, ок.1525) , с тиканьем часов (Ганс Герле, 1532) . В «нормальном» имперфектном темпусе Вилли Апель предлагал приравнять семибревис к MM=30-35; в имперфектном диминуированном семибревис, по его мнению, соответствовал MM=60-70 .
Первое в истории обсуждение термина tactus дал Адам Фульдский (1490); его определение: Tactus est continua motio in mensura contentae rationis . С упразднением мензуральной нотации в XVII веке тактус стал восприниматься в смысле такта , с присущим ему подразделением метрических долей по степени тяжести (по Генриху Бесселеру , нем. Akzentstufentakt).
Процесс величайшей в истории музыки смены одного типа ритмического мышления другим растянулся примерно на столетие. По-видимому, сначала эта смена произошла в композиторской практике (в качестве одного из первых примеров нового такта Бесселер называет сборник танцевальной музыки «Balletti» Дж. Гастольди , опубликованный в 1591 году ), при этом композиторы некоторое время продолжали нотировать новую «тактовую» музыку с помощью старой «тактусовой» мензуральной нотации (что в наши дни — в каждом конкретном артефакте — существенно затрудняет идентификацию нового ритмического мышления). К. Дальхауз приводит пример из позднего мадригала Монтеверди «Altri canti di Marte» (1638), где выставленное в качестве «общей меры» мензурное обозначение С (4/4 или 4/2) не соответствует реальному такту 6/4:
Напечатано (оригинальное издание, показаны Canto primo и Basso continuo ) |
![]() ![]() |
Напечатано (транскрипция) |
![]() |
Подразумевается |
![]() |
В теории первые свидетельства осмысления иерархии метрических акцентов датируются второй половиной XVII века (
quantitas intrinseca
в «Музыкальном компендии»
В.К. Принца
, 1668). «Мензуральное» (времяизмерительное) мышление удерживалось до XVIII века; например, понимание тактуса как отрезка музыкального времени, состоящего из тезиса и арсиса (без какой-либо «метрической экстраполяции» и т.п.), отстаивал в первой половине XVIII века
И.Маттезон
, а
И.Г. Вальтер
считал (1708) тактус «душой всей музыки»
.