Interested Article - Бача-пош

Бача-пош ( перс. بچه پوش ‎ — « одетая как мальчик ») — культурная практика , распространённая в Афганистане и Пакистане : в семьях , в которых нет сыновей , одну из дочерей временно одевают мальчиком и считают таковым.

Бача-пош позволяет девочкам некоторое время иметь больше свободы, получать доступ к образованию , а семье — избегать социальной стигмы , связанной с отсутствием сыновей.

Происхождение

Традиции бача-пош многие века, и она всё ещё жива . Возможно, она началась с того, что женщины стали переодеваться в мужчин, чтобы сражаться или защищаться . Историк сообщила репортёру из The New York Times о том, что видела фотографию начала XX века (правление Хабибуллы-хана ), на которой женщины, одетые в мужские костюмы, охраняют гарем правителя, так как по закону ни женщины, ни мужчины не могли быть охранниками .

Общие сведения о практике

В Афганистане и Пакистане на семью, не имеющую сына, оказывают социальное давление , так как сын является продолжателем рода и наследником имущества отца. Кроме того, считается, что женщина может влиять на пол своих детей, поэтому в случае рождения дочери она подвергается дополнительному давлению. В отсутствие сына родители могут переодеть одну из дочерей в мужскую одежду; кроме того, имеется суеверие, согласно которому бача-пош может «вызвать» появление сына в следующую беременность .

Бача-пош живёт как мальчик, одевается в мужскую одежду, ей коротко стригут волосы , ей дают мужское имя . Целью этого не является введение окружающих в заблуждение, так как многие, включая учителей, знают о том, что ребёнок на самом деле женского пола. В своём доме бача-пош занимает промежуточное положение между дочерью и сыном, к примеру, ей не нужно убирать и готовить, как остальным девочкам. Бача-пош гораздо проще получить образование, вести дела, заниматься спортом, работать и свободно передвигаться в общественных местах; она также может сопровождать сестёр вместо мужчины .

Обычно девочку возвращают к женскому образу жизни тогда, когда у неё начинается половое созревание . В дальнейшей жизни многие бывшие бача-пош испытывают трудности, связанные с тем, что они не привыкли к ограничениям, накладываемым на женщин в афганском обществе .

Законодательница Азиза Рафаат, избранная в Национальную ассамблею Афганистана от провинции Бадгис , не имела сыновей и сделала одну из своих дочерей «бача-пош» . Она сообщила репортёрам, что подобные вещи в Афганистане не столь немыслимы, как на Западе .

Согласно сообщениям, количество бача-пош растёт . Это общепризнанная практика, хотя из-за отсутствия официальных подсчётов неизвестно, сколько девочек живёт часть жизни в мужском обличье ; она считается разумным решением проблемы с отсутствием мальчика в семье.

Мотивация и результат

Клинический психолог и специалист по психологии развития Диана Эренсафт ( англ. Diane Ehrensaft) считает, что бача-пош ведут себя не в соответствии со своей гендерной принадлежностью , а в соответствии с ожиданиями родителей. Родители, по её словам, предлагают дочерям привилегии, которых они больше никак не получат — бегать и играть на улице, ездить на велосипеде; девочки, в свою очередь, жалуются, что им некомфортно среди мальчиков и хочется стать девочкой снова .

После жизни в качестве бача-пош большинство испытывают трудности социализации при общении с девочками, так как бывшим бача-пош привычнее общаться с мальчиками. Элаха, бывшая бача-пош на протяжении 20 лет и ставшая снова женщиной перед поступлением в университет, сообщила Би-би-си , что вернулась в женскую одежду лишь из-за традиций общества. Бача-пош должны вести себя как мальчики в период формирования личности, соответственно, они вырастают подобными мужчинам. Некоторые сообщают, что чувствуют, как будто они потеряли важные детские воспоминания и свою женскую личность. Другие говорят, что им нравилось быть более свободными, чем если бы они были афганскими девочками . Многие бача-пош не хотят становиться женщинами обратно .

Идут споры о том, помогает ли обычай бача-пош женщинам в дальнейшей жизни или психологический вред от неё перевешивает . Активисты утверждают, что проблема не в само́й практике переодевания, а в проблемах с правами афганских женщин в целом .

Возвращение в женскую роль

Когда бача-пош входят в брачный возраст (17—20 лет), они обычно снова начинают играть женскую роль, хотя в редких случаях переход может затянуться . Зачастую переход инициируют родители, когда устраивают дочери свадьбу. Многие бача-пош не хотят выходить замуж, страшась общественного давления и насилия со стороны мужа. Кроме того, так как бача-пош росли как мальчики, то они не отводят взгляд при разговоре, не умеют заниматься традиционными домашними делами (готовить, шить) и не знают многих обязательных в афганском обществе для женщины вещей .

В искусстве

В фильме « Усама », снятом в 2003 году в Афганистане (режиссёр и сценарист — ), рассказывается о девочке, жившей при талибах , которая переодевается в мужскую одежду, чтобы устроиться на работу, так как все родственники мужского пола погибли, а без мужчины-опекуна они не могут заработать .

Эта же тема присутствует в полнометражном мультфильме 2017 года « Добытчица ».

Также о бача-пош в 2012 году снят фильм «Bacha Posh: You will be a boy, my daughter», режиссёр Стефани Лебрюн ( фр. Stéphanie Lebrun) .

См. также

Примечания

  1. J. Jack Halberstam. . — Beacon Press, 2012. — ISBN 9780807010990 .
  2. Ford, Cheryl Waiters, with Darnella. Blood, sweat, and high heels: a memoir (англ.) . — Bloomington: (англ.) (. — P. 9. — ISBN 146205496X .
  3. Shah, Mudassar . , Nepali Times (24 августа 2012). 8 апреля 2020 года. Дата обращения: 12 сентября 2012.
  4. ↑ Nordberg, Jenny. от 5 октября 2017 на Wayback Machine , The New York Times , September 20, 2010. Accessed September 20, 2010.
  5. Arbabzadah, Nushin . (30 ноября 2011). 3 января 2012 года. Дата обращения: 12 сентября 2012.
  6. Tahir Qadiry. (неопр.) . BBC News (27 марта 2012). Дата обращения: 28 марта 2012. 28 марта 2012 года.
  7. Linda A. Mooney, David Knox, Caroline Schacht. Understanding Social Problems. — Cengage Learning, 2012. — С. 314. — ISBN 9781111834487 .
  8. Warcholak, Natasha . (30 мая 2012). 18 декабря 2012 года. Дата обращения: 12 сентября 2012.
  9. Qadiry, Tahir . (27 марта 2012). Дата обращения: 22 мая 2012.
  10. Menvielle, Diane Ehrensaft; foreword by Edgardo. Gender born, gender made: raising healthy gender-nonconforming children (англ.) . — 3rd ed., rev. and updated.. — New York: Experiment. — ISBN 1615190600 .
  11. Qadiry, Tahir . (27 марта 2012). 13 апреля 2012 года. Дата обращения: 22 мая 2012.
  12. Qadiry, Tahir . (17 января 2012). 10 июля 2015 года. Дата обращения: 22 мая 2012.
  13. (рус.) . Forbes (9 августа 2022). Дата обращения: 12 октября 2023.
  14. Bulatovic, Marija (неопр.) . University of Illinois at Chicago. Дата обращения: 22 мая 2012. 8 апреля 2020 года.
  15. Wajihuddin, Mohammed. 25 сентября 2010 года. , , August 27, 2004. Accessed September 20, 2010.
  16. Roberta Seret. World Affairs in Foreign Films: Getting the Global Picture. — McFarland, 2011. — С. 24. — ISBN 9780786464722 .

Литература

  • Jenny Nordberg. The Underground Girls of Kabul: In Search of a Hidden Resistance in Afghanistan. — Random House LLC, 2014. — ISBN 9780307952516 .

Ссылки

  • от 1 июля 2015 на Wayback Machine
  • (неопр.) . Forbes (9 августа 2022).

Same as Бача-пош