Interested Article - Дорошенко, Константин Владимирович
- 2021-03-18
- 1
Константин Владимирович Дорошенко ( укр. Костянтин Володимирович Дорошенко ; 29 октября 1972 , Киев , УССР ) — украинский арт-критик , куратор современного искусства , медиаменеджер, радиоведущий разговорной радиостанции Радио Вести (Украина). Один из пяти самых влиятельных украинских арт-кураторов и десяти ведущих арт-критиков Украины 2000-х , по версии журнала «Art Ukraine» .
Биография
Закончил Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко ( 1989 — 1994 ), историк . Работая над дипломной работой, посвящённой европейскому рыцарству и куртуазной культуре , слушал частные лекции украинского историка искусства Платона Белецкого . В 1992 выступил инициатором выставки к 70-летию ученого в филиале Музея истории города Киева.
Первое место работы — Музей истории города Киева ( 1994 — 1995 ), и. о. заведующего сектором отдела «История украинской диаспоры ».
В то же время начинает писать статьи о культуре , искусстве и обществе . Публикуется в изданиях «Вільна думка» ( Австралия ), «Факты и комментарии» , «Финансовая Украина», журналах «Капитал», «Птюч» ( Россия ).
Работа в медиа
С 1995 по 1998 работает в первом украинском издании об образе жизни LOOKS International. Редактор отделов «Общество» и «Люди».
1998 — редактор отдела «Клуб» в журнале «Парад».
В 2000 — 2001 работает в команде, выводившей на украинский рынок газету «КоммерсантЪ-Украина» , редактор отдела «Общество» и приложения Weekend. Параллельно — редактор сайта Украина.ru. В 2001 ИД «КоммерсантЪ» лишил украинских инвесторов лицензии на выпуск газеты по причине политической цензуры , которой издание подвергалось в Киеве .
В 2001 году по приглашению владельца холдинга Джеда Сандена в качестве главного редактора запускает киевский журнал «Афиша» . Проект просуществовал на рынке девять лет.
Редакторскую деятельность продолжает в журнале «ПолитикHALL» в 2002 году . Заместитель главного редактора.
В 2005 , когда газета «КоммерсантЪ» снова появилась на Украине уже как проект российского издательского дома . Дорошенко становится руководителем отдела PR и корпоративной рекламы издания. Был одним из авторов скандальной рекламной кампании «Газета для тех, кто умеет читать», в ходе которой владельцы рекламных площадей отказывались размещать постеры с изображением людей, похожих на Юлию Тимошенко и Виктора Ющенко .
В 2006 году переходит в журнал на должность первого заместителя редактора (руководитель проекта — российский писатель Дмитрий Быков ).
С конца 2006 до 2009 года работает в группе проектов «Телекритика». Директор по развитию проекта .
Автор публикаций об искусстве и культуре в общественных и специализированных изданиях Австралии , Италии , России , Украины , Азербайджана . Регулярно публикуется в изданиях «Артгид» ( Россия ), «Зеркало недели» , «День» , «Публичные люди».
С марта 2014 года является ведущим украинской разговорной радиостанции Радио Вести — ведет ряд эфиров, среди которых авторская программа «Культ Дорошенко», эфиры «Элементарно» с Дмитрием Симоновым, «Война миров» с Татьяной Гончаровой и «Циники» с .
Персональные кураторские работы
2001 — «Распятый Будда» , Киев, Музей культурного наследия . Первая персональная выставка Александра Ройтбурда , сокуратор — Наталия Смирнова. Впервые в Киеве contemporary art демонстрируется на территории государственного музея . Выставка проходила под патронатом посольства США , поскольку Ройтбурд тогда проживал в Нью-Йорке .
2006 — книга «Папа и Украина» , презентация которой прошла в Национальной филармонии , Киев . Автор текста — Александр Красюк, художник — Юрий Никитин. Проект, приуроченный к пятилетию визита Иоана Павла ІІ на Украину , был благословлён Верховным архиепископом УГКЦ кардиналом Любомиром Гузаром .
2007 — «Гилизм» , Нью-Йорк , Украинский институт. Персональная выставка украинского художника британско -австралийского происхождения Майкла Мерфенко .
2012 — «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме» , Киев , Шоколадный дом , филиал Киевского Национального музея русского искусства . Выставка в рамках Первой киевский биеннале «ARSENALE». Автор идеи — Олег Кулик , сокуратор — Анастасия Шавлохова, организатор — Mironova Gallery. На выставке 43 художника с Украины и из России представили метафору современности, образ протестующего, растерянного мира в состоянии секундного покоя. Среди участников проекта Андрей Монастырский , Арсен Савадов , Анатолий Осмоловский , Дмитрий Гутов , Илья Трушевский , Жанна Кадырова , Ольга Громова, Валерий Чтак , Андрей Кузькин , Оксана Мась и другие. Проработав всего 15 дней, выставка подверглась цензуре: часть работ были повреждены, часть — демонтированы по инициативе дирекции музея. В ответ кураторы приняли решение закрыть выставку .
2013 — «Прошивая опыт» , Киев , КНУ им. Тараса Шевченко . Проект художника Владимира Кузнецова.
2014 — «Четвертое парадное» , Киев , Национальный музей Тараса Шевченко . Персональная выставка днепропетровского художника Никиты Шаленного . Проект посвящён исследованию спиральности истории, проводя параллели между современностью и средневековьем. Дорошенко обращается к теории о долгом средневековье Жака Ле Гоффа . Но если французский историк- медиевист утверждал, что этот исторический период длился до ХІХ века, то «Четвертое парадное» демонстрирует продолжительность «темного времени» до сих пор.
Кураторская группа «Хазария»
Совместно с Евгением Минко в 2004 году основывает Кураторскую группу «Хазария».
При её активном участии был издан первый украинский перевод Жана Бодрийяра — «Символический обмен и смерть» (издательство «Кальварія») . Обложкой книги послужила картина художника Алексанра Ройдбурда «Распятый Будда».
В том же 2004 году «Хазария» представила мультимедийную акцию «Комплектация» , объединившую экспериментальную электронную музыку , видеоарт и графику . Участники — Kotra, Алла Загайкевич, Zavoloka, Майкл Мерфенко и другие.
Выставка «Пурификация» — последний проект «Хазарии» . Проект в киевском Доме художника состоялся между двумя турами президентских выборов-2004 , что придало его названию и образности дополнительных коннотаций. Участники: Любко Дереш (текст), Kotra (звук), Майкл Мерфенко (живопись), Свтелана Вольнова (фотография).
«Клиника Дорошенко Грищенко»
В 2009 году Дорошенко вместе с Оксаной Грищенко создает новое арт-объединение: «Клиника Дорошенко Грищенко». Её миссией провозглашают оздоровление общества через искусство. Каждый из соучредителей выступает со своими кураторскими проектами, иногда «Клиника» привлекает кураторов со стороны (Татьяна Гершуни, проект «Аут», Киев, 2010 ; Коан Джеф Байза, «Аут: Нейроразнообразие», Киев, 2011 ). В рамках «Клиники» Дорошенко уже реализован ряд проектов.
2009 — «Год последний — год первый» , персональная выставка фотографа Валерия Милосердова ( Киев , Российский центр науки и культуры при посольстве РФ ) . Представив фотографии последнего года жизни СССР и хронику Москвы дней ГКЧП , в разгар мирового финансового кризиса проект напомнил о кризисе, принесшем глобальное переформатирование мировой экономики и геополитики.
2009 — «Инектоиды и рептилоиды — поиск гармонии» , Пекин , гостиница «Дружба». Проект создавался Дорошенко и Майклом Мерфенко в ходе XXIV Всемирного конгресс философии права и социальной философии в Пекине, как рефлексия на развернувшиеся там дискуссии . В течение пяти дней художник рисовал произведения китайской тушью на рисовой бумаге , куратор — писал эссе-комментарий к конгрессу. Проект был представлен в последний день работы форума, а в 2010 году проект презентован в Майами , США , в рамках ярмарки Red Dot Miami Art Fair. Поскольку автором метафоры «инсектоиды и рептилоиды» в применении к ментальности разных народов, является кыргызстанский геолог Ильяс Садыбакасов, кульминацией проекта стала его экспонирование на родине ученого, в Бишкеке . Выставка в Бишкекском Национальном художественном музее им. Г. Айтиева в 2011 была дополнена фотопроектом Светланы Вольновой «Азиз» и объектами Майкла Мерфенко .
2009 — « Чингизиды Украины» , Киев , галерея «Дукат» . Выставка портретов крымскотатрских ханов , воссозданных художником и иконописцем Юрием Никитиным в сотрудничестве с историком Олексой Гайворонским.
2010 — «Внутренний свет» , Киев , Национальный художественный музей Украины . Совместная выставка тайваньского художника Ли Санданя и Майкла Мерфенко. Сокуратор — Оксана Баршинова. Годом ранее Ли Санданя в рамках 53-й Венецианской биеннале представил куратор, теоретик и историк искусства Акилле Бонито Олива .
2011 — «Фатальные стратегии» , Киев , 7-й павильон ВДНХ . Проект украинского дизайнера и художника Ольги Громовой, посвящённый одноименному произведению Жана Бодрийяра , выход украинского перевода которого стал одной из составляющих мультимедийной акции. Автор сценографии — Георгий Сенченко, в тандеме с Арсеном Савадовым ставший одним из основателей украинского contemporary art. Созданную Ольгой Громовой для проекта коллекцию одежды в стиле архитектурной бионики в финале дефиле была сожжена на глазах у публики — 280-ти киевских и зарубежных VIP . «Фатальные стратегии» получили гран-при Интернациональной премии Ukrainian Event Award и первые места в номинациях «Лучшее культурное мероприятие» и «Лучшая творческая концепция мероприятия».
Книги
Как некий итог творчества Дорошенко весной 2015 года свет увидела книга «Конец эпохи позднего железа» издательства Laurus. В книгу вошли тексты, публиковавшиеся автором за двадцать лет его работы в журналистике в различных изданиях а также множество архивных фотографий.
«Это книга-обновление. Несмотря на поверхностный цинизм, она — о вере. О необходимости искать до тех пор, пока внутренняя честность не получит полного соответствия жестам вовне, чего бы они не стоили».
Из предисловия писателя Любка Дереша
Оценки и комментарии
В 2011 году журналом «Art Ukraine» Дорошенко назван одним из 10-ти ведущих украинских арт-критиков десятилетия .
Входит в топ-50 самых влиятельных людей украинского современного искусства и топ-25 влиятельных деятелей украинского арт-рынка по версии журнала «Фокус» ( 2012 ), топ-100 самых влиятельных деятелей современного украинского искусства по версии журнала «Art Ukraine» ( 2012 ).
Удостоен премии имени азербайджанского поэта Микаила Мушфига в 2015 году .
«[Дорошенко] принципиально держится в стороне от каких-либо арт-тусовок и поэтому может позволить себе роскошь совершать объективную аутопсию всей художественной среды».
Критик Анатолий Ульянов
«Константин Дорошенко — штучный продукт, бескомпромиссный и трепетный одновременно. Такие люди есть ДНК любой самобытной культуры. Я верю в украинскую культуру потому что в ней есть Костя».
Художник Олег Кулик
Примечания
-
Алина Сандуляк (08.08.2013). .
bit.ua
. из оригинала 4 марта 2016 . Дата обращения: 27 августа 2013 .
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) - ↑ (рус.) . Arsenale 2012 (25 мая 2012). Дата обращения: 20 ноября 2012. 11 ноября 2014 года.
- ↑ Константин Дорошенко. (рус.) // Kievreport : Сайт. — 30.06.2011. 10 сентября 2011 года.
-
.
DV-Reclama.ru
. 19.09.2005. Архивировано из 23 сентября 2015 .
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) -
.
Телекритика
(укр.)
. 05.12.2006. из оригинала 24 сентября 2015 . Дата обращения: 20 ноября 2012 .
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) - Наталия Смирнова. (рус.) // Зеркало Недели : Газета. — 26.10.2001. — № 42 . 5 марта 2016 года.
- Маша Цуканова. (рус.) // КоммерсантЪ-Украина : Газета. — 26.06.2006. — № 106 . — С. 5 . 27 апреля 2015 года.
- Евгений Минко. (рус.) // День : Газета. — 16.05.2007. — № 78 . 24 сентября 2015 года.
-
.
Kievreport
. 10.06.2012. из оригинала 17 августа 2012 . Дата обращения: 20 ноября 2012 .
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) -
Татьяна Лысун (20.12.2013). .
Левый берег
. из оригинала 4 марта 2016 . Дата обращения: 29 июня 2015 .
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) -
Татьяна Лысун (21.10.2014). .
Левый берег
. из оригинала 4 марта 2016 . Дата обращения: 29 июня 2015 .
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) - (неопр.) . Дата обращения: 20 ноября 2012. 4 марта 2016 года.
- Наталья Смирнова. (рус.) // День : Газета. — 29.09.2004. — № 175 . 24 сентября 2015 года.
- Наталия Суртанова. (рус.) // День : Газета. — 2.11.2004. — № 199 . 24 сентября 2015 года.
- Александр Красюк. (рус.) // Зеркало Недели : Газета. — 10.12.2004. — № 50 . 5 марта 2016 года.
- Елна Олейник. (рус.) // День : Газета. — 18.03.1996. — № 46 . 24 сентября 2015 года.
-
.
Эксперт
. 13.12.2010. из оригинала 16 декабря 2010 . Дата обращения: 20 ноября 2012 .
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) - Алексей Кресин. (рус.) // Зеркало Недели : Газета. — 02.10.2009. — № 37 . 5 марта 2016 года.
-
Адилет Макенов (8.09.2011). .
knews.kg
.
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) (недоступная ссылка) - Оксана Гришина. (рус.) // Ведомости : Газета. — 29.07.2009.
- Уте Кильтер. (рус.) // День : Газета. — 13.07.2009. — № 119 . 24 сентября 2015 года.
- (рус.) . gloss.ua - City Guide . Дата обращения: 20 ноября 2012. Архивировано из 31 октября 2012 года.
- Андрей Боборыкин. (рус.) // Kievreport : Сайт. — 08.11.2011. 17 августа 2016 года.
- ↑ Лена Ходос. // «Публичные люди» : Сайт. — 2015. 4 марта 2016 года.
-
Карл Дольченко (28.05.2015). .
1576
(укр.)
. из оригинала 10 июня 2015 . Дата обращения: 29 июня 2015 .
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) - Любко Дереш. (укр.) . «Конец эпохи позднего железа» . Киев: ArtUkraine (27 января 2015). Дата обращения: 29 июня 2015. 15 марта 2015 года.
- (рус.) // Фокус : Журнал. — 27.02.12. 16 августа 2015 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 20 ноября 2012. 25 июня 2012 года.
-
Ильгар Джалалов (06.06.2015). .
«Публичные люди»
. из оригинала 4 мая 2017 . Дата обращения: 29 июня 2015 .
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) - Анатолий Ульянов. (рус.) // ШО : Журнал. — 2007. — № 12 . — С. 44-50 .
Ссылки
- 2021-03-18
- 1