Interested Article - Сафват аль-Мулюк

Сафват аль-Мулюк ( араб. صفوة الملك ‎ «чистота власти»; ум. 1119) — жена сельджукского правителя Сирии Тутуша и атабека Дамаска Тугтекина . Мать Дукака и Зумурруд-хатун . Сафват аль-Мулюк сыграла роль в борьбе за трон в Дамаске после смерти Тутуша. Хронисты обвиняли её в том, что она убила своего сына, чтобы сохранить власть.

Биография

Первый брак

Настоящее имя Сафват аль-Мулюк неизвестно. Она родилась в Дамаске в простой семье . В июне-июле 1076 года Атсыз с братьями вступил в город и занял замок . После этого на ней женился брат Атсыза Джавли. От него женщина родила дочь Зумурруд . Осенью 1079 года Тутуш прибыл в Дамаск . Атсыз и его брат Джавли были обвинены в заговоре , а через некоторое время Атсыз был задушен тетивой лука , а Джавали обезглавлен . Таким образом, Тутуш захватил Дамаск и основал государство Сирийских сельджуков .

Второй и третий брак

Для укрепления своего положения Тутуш женился на вдове убитого им Джавли, Сафват аль-Мулюк . От Тутуша она родила Дукака , воспитание которого Тутуш поручил эмиру Тугтегину , за которого Сафват аль-Мулюк вышла замуж . Согласно Ибн аль-Каланиси , брак с Тугтегином был заключен в 1094 году , но встречаются утверждения, что в 1093 году . Похоже, что Тутуш развелся с Сафват аль-Мулюк и заставил её выйти замуж за Тугтегина . Это было в традициях сельджуков. Таким образом правитель обеспечивал сыну защиту. С матерью своего сына Тутуш тоже развелся после рождения сына. Её он выдал замуж за правителя Хомса Хуссейна Джанахеддина . По мнению Г. Шамри и Дж. Альптекина, более вероятно, что брак был заключен в 1095 году после смерти Тутуша .

В 1095 году в битве при Рее между Тутушем и Баркияруком Тутуш погиб, а Тугтегин попал в плен . Сыну Сафват аль-Мулюк Дукаку удалось бежать с поля боя и отправиться в Алеппо. Рыдван по приказу отца наступал на Багдад, но, узнав о смерти отца, быстро вернулся в Алеппо и прибыл до Дукака. Когда в Алеппо прибыл Дукак, Рыдван велел взять его под стражу . Дукак некоторое время жил в Алеппо, но он боялся, что Рыдван убьет и его, как двух других братьев, и сбежал в Дамаск . Став султаном Дамаска, согласно Ибн аль-Каланиси , Дукак не стал подобно Рыдвану убивать своего брата Арташа, а послал его с матерью в крепость Баальбек к его атабеку Фахруддевле Гюмюштегину, чтобы тот задержал подопечного .

По словам Ибн Асакира , в 1104 году Сафват аль-Мулюк решила убить своего сына, который взрослел и не нуждался в регентах, чтобы обеспечить возможность править себе и своему мужу. Сафват приказала служанке подать Дукаку виноград, который она отравила иглой с ядом . Дукак умер в 497/1104 году. По словам Ибн аль-Каланиси, Сафват аль- Мулюк умоляла его составить завещание. Он оставил трон своему сыну Тутушу ибн Дукак .

После смерти сына

После того, как Дукак умер, осталось два сельджукида, имевших законное право управлять Дамаском: Арташ и сын Дукака . Тугтегин посадил на трон сына Дукака — внука своей жены — и произнес хутбу от имени малолетнего правителя. Однако вскоре Тугтегин счел посадил на трон брата Дукака, Арташа, которому было 12 лет (18 сентября 1104) . Мать Арташа, прибывшая с ним из Баальбека, боялась Тугтегина и Сафват ал-Мулюк: «Его мать внушила ему страх перед ними и ввела его в заблуждение», внушая ему мысль, что Тугтегин и его жена Сафват аль-Мулюк замышляют против него заговор . Возможно, обвинения были правдивы. Атабек мог вызвать Арташа, чтобы убить его, а Сафват аль-Мулюк, вероятно, желала, чтобы её внук, сын Дукака, занимал трон . По словам Ибн аль-Каланиси, некий человек сообщил Арташу, что против него замышляется заговор, что он в любом случае будет убит, и что он должен как можно скорее бежать из Дамаска . Но хронист уточнял: «Фактически же ситуация была в корне противоположной тому, что рассказывали ему наветчики» . Арташ с матерью бежали из Дамаска в октябре-ноябре 1104 года. Узнав об этом, Тугтегин опять посадил на трон внука Сафват аль-Мульк, сына Дукака .

В 1110/11 году Сафват ал-Мулюк приказала построить небольшой мавзолей для себя и сына. Это положило в Дамаске начало традиции женщинам покровительствовать религиозному строительству .

Не позднее 1112 года дочь Сафват аль-Мулюк от Джавли, Зумурруд, вышла замуж за сына Тугтегина и его первой жены Шараф-хатун, Бури .

В 1119 году Сафват аль-Мулюк заболела и 7 сентября умерла .

Кувейтский историк Г. Шамри писал, что у неё был сильный характер и она любила власть .

Семья

  • муж: Джавли бен Увак (ум. 1079)

Примечания

  1. , с. 122.
  2. ↑ .
  3. , s. 40.
  4. , La fin de la domination fatimide sur Damas.
  5. ↑ , p. 302.
  6. ↑ , с. 101—102.
  7. ↑ , s. 44.
  8. , S. 133.
  9. , с. 97—98.
  10. ↑ , с. 121.
  11. , с. 123.
  12. , с. 19.
  13. , S. 8.
  14. , с. 109.
  15. , S. 7.
  16. , с. 127.
  17. , с. 147—148.
  18. ↑ , S. 109.
  19. , p. 294.
  20. , с. 210—211.
  21. , с. 47.
  22. ↑ , S. 85.
  23. ↑ , с. 148.
  24. ↑ , с. 48.
  25. , с. 151.
  26. ↑ , S. 110.
  27. , с. 155.
  28. , с. 151—152.
  29. , p. 35.
  30. , Заговорщики Дамаска.
  31. , p. 119.
  32. , с. 101—103.
  33. , p. 293.
  34. , с. 134.
  35. ↑ , с. 101.
  36. , с. 189.

Литература

  • Камал ад-дин ибн ал-Адим. // Из истории средневековой Сирии. Сельджукский период / пер. Л. А. Семеновой, АН СССР , Ин-т востоковедения . — М. : Наука , 1990. — 246 [2] с. — ISBN 5-02-016947-1 .
  • Гибб Г. Дамасские хроники крестоносцев = The Damascus Chronicle of Crusades / Пер. с англ. Е. Б. Межевитинова. — М. : ЗАО « Центрполиграф », 2009. — 253 с. — (Хроники военных сражений). — 2500 экз. — ISBN 978-5-9524-4106-4 .
  • Маалуф А. / Перевод И. Л. Лащука. — P. : Латтес , 2006. — 189 с.
  • Maalouf A. . — L. : Al Saqi Books, 1984. — 293 p. — ISBN 978-0-86356-023-1 .
  • Alptekin C. Atabeg Tog — Tegin Devri (1104—1128) // Dimaşk Atabegliği (Tog-teginliler). — İs. : Marmara Üniversitesi Fen-Edebiyat Fakült, 1985. — S. 5—87. — 222 S.
  • Bianquis Th. // Damas et la Syrie sous la domination fatimide (359—468/969—1076) : essai d'interpretation de chroniques arabes medievales. — Damas: Institut Français du Proche-Orient, 1989. — Vol. 2. — P. 617—652. — 392—804 p. — (Publication de l'IFEAD, Institut Français, vol. 121). — ISBN 978-2-351-59526-8 . — doi : .
  • El-Azhari T. K. The Seljuqs from Syria to Iran : The Age of Khatuns and Atabegs // . — Edinburgh: Edinburgh University Press , 2019. — P. 285–348. — 449 p. — (Edinburgh Studies in Classical Islamic History and Culture). — ISBN 978-1-4744-2318-2 . — doi : .
  • Humphreys R. St. // Muqarnas. — 1994. — Vol. 11. — P. 35–54. — ISSN . — doi : .
  • شمري، غانم شيحان جويعد الخليل (Шамри, Ганем Шихан Джувейд Аль-Халил). . — Dimashq: Dār al-Ẓāhirīyah lil-Nashr wa-al-Tawzīʻ, 2020. — 400 с. — ISBN 978-9921-718-25-6 .
  • Duman İ. (тур.) // Journal of Turkology. — 2016. — P. 107–115.
  • Sevim A. Uvakoğlu Atsız // Ünlü Selçuklu komutanları : Afşin, Atsız, Artuk, ve Aksungur. — Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1990. — S. 33—45. — 115 S. — ISBN 978-975-16-0248-0 .
  • Sevim A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1991. — C. 4 . — S. 92—93 .
  • Sümer F. Oğuzlar (Türkmenler). — Ankara: Ankara Üniversitesi basimevi , 1972.

Same as Сафват аль-Мулюк