Яков Петрович Голядкин
- 1 year ago
- 0
- 0
Я́ков Петро́вич Поло́нский ( 7 [19] декабря 1819 , Рязань — 18 [30] октября 1898 , Санкт-Петербург ) — русский поэт и прозаик.
Родился в семье бедного чиновника- дворянина 7 ( 19 ) декабря 1819 года.
В 1838 году окончил Рязанскую гимназию , в 1844 году — юридический факультет Императорского Московского университета ), где слушал лекции профессоров П. Г. Редкина , Д. Л. Крюкова и Т. Н. Грановского , которые оказали существенное влияние на формирование мировоззрения Полонского. В Московском университете проучился пять лет вместо положенных четырёх, поскольку на 3-м курсе не сдал экзамен по римскому праву профессору Н. И. Крылову . В студенческие годы Полонский сблизился с А. А. Григорьевым и А. А. Фетом , познакомился также с П. Я. Чаадаевым , А. С. Хомяковым , Т. Н. Грановским . В студенческие годы зарабатывал на жизнь частными уроками.
В журнале « Отечественные записки » в 1840 году опубликовал первое стихотворение — «Священный благовест торжественно звучит…». Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи» (1841). В это время познакомился с И. С. Тургеневым , дружба с которым продолжалась до смерти последнего. При содействии Михаила Щепкина, сына знаменитого артиста Щепкина, по подписке издаёт в 1844 году свой первый сборник стихотворений — «Гаммы».
В ноябре 1844 года, окончив университет, переехал вместе с А. Уманцом, таможенным чиновником, в Одессу . Затем получил назначение в Тифлис (1846), где до 1851 года совмещал службу помощника канцелярии кавказского наместника М. Воронцова и помощника редактора газеты « Закавказский вестник ». В начале 1850 года в «Закавказском вестнике» появился раздел «Фельетон», художественные материалы для которого готовил Полонский. В газете Полонский публиковал свои сочинения: статистические данные о климате, населении, природных богатствах Кавказа, этнографические и художественные очерки, фельетоны и этнографические заметки, стихотворения, вошедшие в сборник «Сазандар», первую главу повести «Тифлисские ночи» (1847) . Кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность.
С 1851 по 1859 год сотрудничал с журналом « Современник », редактировал в 1859—1860-х годах журнал « Русское слово » . Служил секретарём в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати (1860—1896). В начале 1860 годов сблизился с Ф. И. Тютчевым . Дружеские отношения поэтов продолжались вплоть до смерти Тютчева в 1873 году и нашли своё отражение в их творчестве: стихотворения Полонского «Ф. И. Тютчеву» (1865) и «Памяти Ф. И. Тютчева» (1876), стихотворение Тютчева «Другу моему Я. П. Полонскому» (1865) .
В 1890-е годы Полонский, Майков и Григорович — последние представители словесности 1840-х годов — напоминали петербургскому обществу об ушедшем веке литературных гигантов .
Скончался в Петербурге 18 ( 30 ) октября 1898 года, похоронен в Ольговом монастыре под Рязанью. В 1958 году прах был перезахоронен на территории Рязанского кремля .
Первое стихотворение Полонского появилось в печати ещё при жизни М. Ю. Лермонтова , последнее было напечатано в 1898 году, когда юноша А. Блок уже писал стихи, составившие потом отдел «Ante Lucem». Литературное наследие Полонского велико и неравноценно; включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы и рассказы. По характеристике Юлия Айхенвальда
Писатель редких вдохновений, Полонский был замечательно искусный версификатор, и порою для него как бы не существовали технические усилия и трудности размеров и рифмы. Непринуждённо и легко, будто разговорная речь, льётся у него простой, ненарядный и часто недорогой стих.
Первый поэтический сборник Полонского — «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе второй сборник «Стихотворения 1845 года » вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского . В сборнике «Сазандар» ( 1849 ) Полонский воссоздал дух и быт народов Кавказа . Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятил Вере Засулич . На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890). Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859).
Грузинские стихи Полонского выделяются редкой для своего времени музыкальностью. Д. Мирский называет его «самым романтичным из эклектиков середины века», хотя со своим романтизмом он не переставал бороться:
Поэтическое его мастерство было чисто романтическим, но он боялся отдаться ему целиком и считал своим долгом писать благонамеренные стихи о светоче прогресса, свободе слова и прочих современных предметах .
Полонский писал также прозу. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) следовал И. С. Тургеневу . В основу романа «Дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни. Публиковал также тексты мемуарного характера («Мой дядя и кое-что из его рассказов»).
В 1852 году написал своё первое драматическое произведение — пятиактную драму «Дареджана Имеретинская», сюжет которой взят из грузинской истории XVII века .
На стихотворения Полонского создано 128 музыкальных произведений шестьюдесятью семью композиторами. На слова Полонского писали музыку А. С. Даргомыжский , П. И. Чайковский , Цезарь Кюи , С. В. Рахманинов , С. И. Танеев , А. Г. Рубинштейн , М. М. Иванов , А. Т. Гречанинов . Многие из написанных произведений стали популярными романсами и песнями . « » (« Мой костёр в тумане светит »), написанная в 1853 году, стала народной песней. Мелодия была заложена в стихотворении Полонского, композитору осталось слегка её огранить.
Перевёл стихотворение английского поэта Бурдильона (F. W. Bourdillon) «Ночь смотрит тысячею глаз». При первой публикации Полонский снабдил стихотворение следующим примечанием: «Стихотворение это было напечатано в английском журнале „Spectator“ 1873 г. № 2365. — В том же журнале вновь перепечатано с переводами, присланными из Франции и Германии. — Затем, без подписи автора, стало появляться в американских изданиях. Я перевел его, как умел».
С 1860 года и до конца жизни в квартире поэта по пятницам собирались учёные, деятели культуры и искусства на встречах, получивших название «Пятницы» Я. П. Полонского . Полонский писал письма в защиту духоборов Победоносцеву , а также собирался писать воспоминания о них .
Консерватор и православный, в конце жизни Я. П. Полонский выступал против критики церкви и государства со стороны Льва Толстого . В 1895 году по поводу вышедшего за границей сочинения Толстого «Царство Божие внутри вас» Полонский напечатал в «Русском обозрении» (№ 4—6) полемическую статью «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л. Н. Толстого». После появления статьи Толстого « Что такое искусство? » Полонский также написал резкую статью. Это вызвало со стороны Л. Н. Толстого письмо с предложением о примирении: Толстому стало известно доброжелательное отношение Полонского к гонимым духоборам .
Первая жена (с июля 1858 года) — Елена Васильевна Устюжская (1840—1860), дочь старосты русской церкви в Париже Василия Кузьмича Устюжского (Ухтюжского) и француженки. Брак был заключён по любви, хотя невеста почти не знала русского языка, а Полонский — французского. Умерла в Петербурге от последствий брюшного тифа, соединившегося с выкидышем. Их сын Андрей (04.06.1859) умер в январе 1860 года.
Вторая жена (с 5 мая 1866 года) — Жозефина Антоновна Рюльман (1844—1920), скульптор-любитель, сестра известного врача Антона Антоновича Рюльмана . По словам Е. А. Штакеншнейдер, «Полонский женился на ней потому, что влюбился в её красоту. Она вышла за него потому, что ей некуда было голову преклонить». В браке имели двух сыновей, Александра (1868—1934) и Бориса (1875—1923), и дочь Наталью (1870—1929, замужем за Н. А. Елачичем ).