Апостол Павел
- 1 year ago
- 0
- 0
Апо́стол Па́вел (от лат. Paulus — «малый», греч. Пαῦλος ; Киликия , Тарс , 5/10—64/67 годы, Рим ), при рождении Савл (Σαῦλος , Saulus , Савл Тарсянин , Саул , Саул из Тарса , от ивр. שאול — «выпрошенный, вымоленный» ) — « апостол язычников » ; не входит ни в число двенадцати апостолов , ни в число семидесяти апостолов . Вместе с апостолом Петром называется «первоверховным» апостолом. Основными источниками информации о жизни апостола Павла являются новозаветная книга Деяния святых апостолов и отчасти Послания самого апостола Павла.
Как воинствующий фарисей , Савл участвовал в преследовании первых последователей Христа (позднее прозванных « христианами »), заточая их в тюрьмы. Он выпросил у первосвященника письма в Дамаск к синагогам, чтобы там арестовывать последователей учения Иисуса Христа. На пути в Дамаск Савл ослеп от внезапного ярчайшего света с неба и, услышав укоризненный голос Иисуса: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?», уверовал в Него . Шедшие с ним привели Савла в Дамаск, где он был исцелён от слепоты Ананией и принял крещение . Уже в Дамаске Савл стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий . На Кипре обратил ко Христу проконсула Сергия Павла , после этого Савл именуется Павлом . Им были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова . Проповедовал учение о спасении не делами, а верой и силой благодати , и окончательно обособил христианское учение от иудаизма и иудействующих христиан . Был схвачен в Иерусалиме и доставлен по его просьбе в Рим, где по приговору суда обезглавлен 29 июня, в день, когда распяли апостола Петра .
Четырнадцать Посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия . В этих посланиях, являющихся дополнением к Евангельскому учению, Павел разъяснил учение Иисуса Христа, подтвердил необходимость совершения Таинства Евхаристии , опроверг иудеохристианство . Послания апостола Павла широко употребляются в христианском богослужении, отрывки из них читаются при совершении Божественной литургии и некоторых других богослужений (см. книгу Апостол ), а также на различных требах .
Художественно - символически изображается лысеющим и бородатым , в красно-зелёном одеянии, с мечом , которым его обезглавили или как с мечом духовным, который есть Слово Божие ( Еф. ), и с книгой посланий в руках .
Главными источниками сведений о жизни и проповеди Павла являются книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов и Послания Павла. Аутентичные послания являются первичными источниками, содержащими свидетельство от первого лица и современными исследуемым событиям. Вопрос о том, какие именно из 14 новозаветных посланий, традиционно приписываемых апостолу Павлу, согласно библейской критике, бесспорно принадлежат ему, рассмотрен ниже и в статьях, посвящённых отдельным посланиям. Свидетельства Посланий требуют критического подхода. Павел небеспристрастен и непосредственно вовлечён в упоминаемые события, поэтому при чтении Посланий необходимо принимать во внимание его склонность к той или иной интерпретации фактов. Необходимо также, насколько это возможно, учитывать адресата послания и ситуацию, в которой оно было написано, поскольку это влияет на риторику письма и характер возвещения Евангелия ( керигмы ) .
Деяния Апостолов, датируемые многими исследователями 70-х — первой половиной 80-х годов , написаны уже после смерти Павла и являются источником, содержащим сведения из вторых рук. Возможное исключение — так называемые «мы-отрывки» , в которых автор внезапно начинает повествование от первого лица. Не исключено, что этим он подчёркивает, что был свидетелем описываемых событий; существует даже предположение, что это отрывки из дневника, который Лука или кто-то другой вёл во время путешествия. Достоверность свидетельств книги Деяний существенно повышается, если они находят хотя бы косвенное подтверждение в Посланиях или других источниках (включая упоминание тех или иных реалий у античных авторов, археологические находки и др.). Подробнее о проблемах источников и историчности Деяний см. статью Деяния святых Апостолов .
Послания Павла — основной источник сведений о его вере, учении и мировоззрении. Приводимые в Деяниях речи Павла нельзя считать безусловно подлинными . Сопоставление книги Деяний, основным действующим лицом второй половины которой является Павел, с упоминаниями мест, лиц и путешествий в Посланиях позволяет в некоторой мере реконструировать жизнь Павла, прежде всего во время его миссионерских путешествий (прибл. 46—61 годы). Существует ряд противоречий между Деяниями и Посланиями; в таких случаях, как правило, предпочтение отдаётся свидетельству Посланий [ источник не указан 3179 дней ] .
О Павле несколько раз упоминается в писаниях мужей апостольских . Павел также является действующим лицом или ложным автором ряда новозаветных апокрифов , но ценность этих книг как источников информации об историческом Павле неизмеримо ниже. К числу таких апокрифов относятся , , , Апокалипсис Павла , апокрифические послания Павла и к Павлу (включая переписку с Сенекой ) и др.
Апостол Павел — еврей (иудеянин) средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе , главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла — Савл ( др.-греч. Σαῦλος , эллинизированная форма имени Шауль, ивр. שאול ) . Павел происходил из колена Вениаминова , и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула .
Отец Павла был фарисеем , и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия . При этом Павлу перешло от отца римское гражданство , что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Павла римского имени лат. Paulus (в греческой транскрипции др.-греч. Παῦλος), что означает «малый». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов» , Павел, возможно, обыгрывал смысл своего имени.
Павел говорит о себе: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сём городе [то есть, в Иерусалиме ] при ногах Гамалиила , тщательно наставленный в отеческом законе» . Если это свидетельство Деяний, не находящее, правда, подтверждения (или опровержения) в Посланиях, верно , то Павел обучался Торе и искусству её раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, раввина Гамалиила Старшего. Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла , причём в качестве толкуемого текста выступает не Тора на древнееврейском , а её греческий перевод, Септуагинта . Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).
Павел был обучен ремеслу — шитью палаток . Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам .
Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» . Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано. Православные предания трактуют эти слова Павла в том смысле, что он был именно девственником.
Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом , тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак»
…Святые Апостолы Иоанн Богослов, Павел, Варнава и, без сомнения, многие другие были девственниками
Однако, согласно сообщению из книги Деяний апостолов: «…получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос» , — можно заключить, что Павел был членом синедриона , поскольку имел право голоса казнить христиан. Члены этой организации были обязаны вступать в брак . Более того, Павел, будучи строгим фарисеем, вряд ли пожелал бы пренебречь тем, что Иудеи считали священным долгом, а именно браком . Его подробные наставления из седьмой главы первого послания к Коринфянам также позволяют предположить, что он был хорошо знаком с проблемами, подобными тем, которые возникают в связи с браком, а значит, мог быть женат до написания этого отрывка.
Согласно преданию, святые мученицы Зинаида Тарсийская и Филонила являются родственницами (по некоторым данным — родными сёстрами) апостола Павла .
Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики . По широко распространённой версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке . По другой, существует чёткое доказательство применения игры слов, стихосложения, проявляющихся только на арамейском языке . Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам . Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно , что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.
Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики . Многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста . Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов .
Судя по Деяниям святых апостолов, Павел был моложе Иисуса . Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.
В главах 7—9 Деяний святых апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь ; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан .
Впервые Савл упоминается в сцене избиения камнями первомученика Стефана , причём, будучи несовершеннолетним, он не принимал непосредственного участия в казни, но лишь сторожил одежды . Поскольку в следующем году Савл уже принимает участие в гонениях на христиан в Дамаске, можно предположить, что год смерти Стефана ( 33 год ) совпал с годом совершеннолетия Савла, который у иудеев отмечается в 13 лет . Таким образом, годом рождения Савла можно признать 20 год . В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда .
Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:
В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином . Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах , членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое саддукейское священство. В Деяниях фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим христиан из Дамаска для наказания.
Около 34 года на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп . Приведённый в Дамаск, он был исцелён христианином Ананией и крестился . Пробыв несколько дней с учениками Дамаска, Апостол Павел проповедует Евангелие среди иудеев Аравии , под которой обычно понимается Набатея . После он возвращается в Дамаск , где сталкивается с преследованиями царя Ареты .
Около 37 или 39 года он посещает Иерусалим . Местные христиане долго не могли принять его, только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами . После Иерусалима он возвращается в родной Тарс , откуда его забирает Варнава и приводит в Антиохию . В антиохийской церкви соратниками Павла были Симеон Нигер , Луций Киринеянин и Манаил.
Из Антиохии около 46 года Павел совершает своё 1-е апостольское путешествие совместно с Варнавой . Первым делом он посещает Селевкию , откуда переправляется на Кипр , дойдя до Пафа, он состязается с лжепророком Вариисусом , который хотел отвратить от Христа проконсула Сергия Павла ( Деян. ). После этого в книге Деяния святых апостолов Савл именуется Павлом. После Кипра путь Павла лежал в Памфилию , где он впервые начинает обращаться к язычникам . Из Памфилии он пришёл в Иконию . Изгнанный оттуда иудеями, он отправляется в Ликаонию , где язычники его принимают за Гермеса . Затем, через Писидию Павел возвращается в Памфилию и отплывает в Антиохию .
Споры в апостольской общине между иудеохристианами и паулинистами (сторонниками Павла) приводят к необходимости созыва Апостольского собора в Иерусалиме . Павел отстаивал позицию, что христианам-неевреям нет необходимости совершать обрезание. Старые апостолы Пётр и Иаков приняли сторону Павла и тот, убеждённый в своей правоте, возвратился в Антиохию . Когда в Антиохию прибывает Пётр, то у него с Павлом начинаются прения .
Затем Павел уже с Силой отправляется во 2-е апостольское путешествие (Варнава тем временем отбывает на Кипр). В Листре он встречает Тимофея , которого берёт с собой. Дальше его путь лежит в Фригию и Галатию . Пройдя через Мисию он оказывается в Троаде, где созревает план проповедовать в Европе. Оказавшись в Европе, Павел посещает Филиппы . Здесь Павла и Силу задерживают, но, как римского гражданина, не подлежащего суду местных властей, отпускают. Пройдя через Амфиполь , Павел оказывается в Фессалониках . Далее путь его лежит в Афины , где знакомится с Дионисием Ареопагитом . В Коринфе он знакомится с супружеской парой Прискиллой и Акилой и останавливается на 1,5 года в годы правления Галлиона , то есть в 52 году . Именно здесь он пишет первое и, возможно, второе послание к Фессалоникийцам . Затем Павел морем переплывает в Эфес (там он оставляет Акилу и Прискиллу), а оттуда морем в Иерусалим через Кессарию .
3-е апостольское путешествие было предпринято в Эфес , где апостолом Павлом в 54-57 годах были написаны Послание к Галатам и Первое послание к Коринфянам . Из Эфеса Павел вторично отправился в Македонию, откуда он написал Второе послание к Коринфянам (57 год), а затем посетил Элладу . Зимой 57 года Павел прибыл в Коринф . Далее его путь лежал через Филиппы в Троаду , а оттуда в Милет . Морем, через Родос и Кипр , Павел прибыл в Тир . В Коринфе в 58 году апостол Павел написал одно из самых значимых его посланий — Послание к Римлянам , адресованное христианской общине Рима.
В Иерусалиме иудеи обвинили Павла в том, что он вводит в Храм Соломона язычников . Его повели на суд в синедрион , где началась распря между фарисеями и саддукеями. Однако иудеи не могли казнить Павла из-за римского гражданства, тогда его отправили в Кесарию на суд прокуратору Феликсу , который «оставил Павла в узах» . Новый прокуратор Иудеи Порций Фест совместно с иудейским царём Агриппой решает переправить Павла в Италию на суд императору . Здесь Павел в качестве пленника отправляется в своё последнее путешествие (из описанных в Деяниях Апостолов). Его корабль минует Сидон , Кипр , Миры Ликийские , Крит , Адриатическое море и терпит крушение близ острова Мелит . Оттуда на корабле «Диоскуры» Павел прибывает сначала в Сиракузы , потом в Ригию и затем около 60 года в Рим, где прожил ещё 2 года . Из Рима апостол Павел написал послание к Филиппийцам , к Ефесянам , к Колоссянам и к Филимону . Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком . К этому же времени, возможно, относится и написание апостолом Послания к Евреям .
Согласно преданию, в Риме апостол был освобождён и совершил четвёртое миссионерское путешествие. На востоке он посетил ранее основанные им церкви. На острове Крит он рукоположил Тита во епископа Критского, затем в Малой Азии около 64—65 годов написал к нему послание ( Послание к Титу ). Затем апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа Ефесского, после посетил Македонию, откуда написал Первое послание к Тимофею (65 г.). В Коринфе Павел встретил апостола Петра, с которым пришёл в Рим в 66 году. Из Рима Павел осуществил путешествие в Испанию, по возвращении из неё был схвачен в Риме и помещён в узы. Считается, что из тюрьмы около 67 года Павел написал Второе послание к Тимофею .
Согласно Церковной истории Евсевия Кесарийского , апостол Павел перенёс много страданий и был как римский гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне . Возможно, это произошло в 64 году , однако обстоятельства написания Послания к Титу позволяют отнести его смерть к более позднему времени — к 67 или 68 году , то есть после четвёртого апостольского путешествия.
На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура .
Католики отмечают память Петра и Павла 29 июня; Православные церкви, использующие Юлианский календарь, отмечают его 12 июля (н. ст.). В православии и католичестве Пётр и Павел — два наиболее почитаемых апостола, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.
Апокрифический раннехристианский текст «Деяния Павла и Фёклы », датируемый II веком, описывает Павла как «мужа низкорослого, лысого, с ногами кривыми, с осанкою достойною, с бровями сросшимися, с носом немного выступающим, полного милости» .
Поскольку роль апостола Павла как апостола язычников была велика, то его миссия была бы невозможной без многочисленных сподвижников, которые упоминаются на страницах Нового Завета:
В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года , папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарём римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура . По словам папы, в саркофаге были обнаружены
…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II вв.… …Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идёт об останках апостола Павла
— заявил понтифик на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым.
В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений.
Понтифик пообещал, что, когда учёные закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.
Древнее христианское предание, разделяемое, в частности, Православной и Католической Церквями, присваивает апостолу Павлу авторство четырнадцати посланий, входящих в Новый Завет .
В научном сообществе (библейской критике) существует деление тринадцати посланий апостола Павла на две группы. Первую группу составляют так называемые протопаулинистские ( прото-павловы ) послания, то есть послания несомненно написанные апостолом Павлом (собственноручно или под диктовку). К ним относятся семь посланий: Послание к Римлянам, Первое и Второе послания к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Филиппийцам, Первое послание к Фессалоникийцам, Послание к Филимону .
Вторую группу составляют так называемые девтеропаулинистские ( девтеро-павловы ) послания, то есть послания, относительно написания которых апостолом Павлом нет единой точки зрения. К ним относятся шесть посланий: Послание к Ефесянам, Послание к Колоссянам, Второе послание к Фессалоникийцам, Первое и Второе послания к Тимофею и Послание к Титу . Учёные, отрицающие написание этих посланий апостолом Павлом, считают, что они были написаны от лица Павла после его смерти до начала II века, возможно, его учениками .
Принадлежность апостолу Павлу послания к Евреям современная западная библейская критика отвергает .
В качестве критериев подлинности посланий рассматриваются их вероятная дата написания, форма, стиль, лексика и богословские взгляды, изложенные в посланиях. Для объяснения некоторого различия в стиле посланий используется предположение, что на стиль девтеро-павловых посланий оказали влияния писцы-секретари апостола Павла . Так один из писцов по имени Тертий указан в послании к Римлянам .
В настоящее время всё большее число современных учёных, имеющих разные богословские позиции, на основании полного стилеметрического анализа посланий (пропорциональное соотношение длины предложений, вариации в длине предложений, расположение ключевых слов в посланиях и др.), приводят доводы в пользу принадлежности апостолу Павлу всех 14 посланий, за исключением послания апостола Павла к Евреям . Немецкая исследовательница Эта Линнеманн пришла к выводу о том, что «словарный состав не даёт нам никаких аргументов для провозглашения каких-либо писаний неаутентичными — будь то в отношении целых писем или отдельных их частей» .
Послания в Новом Завете расположены не в хронологическом порядке их написания, а в порядке уменьшения их длины (исключением является послание к Евреям) . Самым ранним посланием считается первое послание к Фессалоникийцам (около 52 года), самым поздним — второе послание к Тимофею (около 67 года)
№ | Русское | Латинское | Рус. | Полн. | Мин. | Язык оригинала |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Послание к Римлянам | Epistula ad Romanos | Рим | Rom | Ro | Греческий ( койне ) |
2 | Первое послание к Коринфянам | Epistula I ad Corinthios | 1Кор | 1 Cor | 1C | Греческий ( койне ) |
3 | Второе послание к Коринфянам | Epistula II ad Corinthios | 2Кор | 2 Cor | 2C | Греческий ( койне ) |
4 | Послание к Галатам | Epistula ad Galatas | Гал | Gal | G | Греческий ( койне ) |
5 | Послание к Ефесянам | Epistula ad Ephesios | Еф | Eph | E | Греческий ( койне ) |
6 | Послание к Филиппийцам | Epistula ad Philippenses | Флп | Phil | Phi | Греческий ( койне ) |
7 | Послание к Колоссянам | Epistula ad Colossenses | Кол | Col | C | Греческий ( койне ) |
8 | Первое послание к Фессалоникийцам | Epistula I ad Thessalonicenses | 1Фес | 1 Thess | 1Th | Греческий ( койне ) |
9 | Второе послание к Фессалоникийцам | Epistula II ad Thessalonicenses | 2Фес | 2 Thess | 2Th | Греческий ( койне ) |
10 | Первое послание к Тимофею | Epistula I ad Timotheum | 1Тим | 1 Tim | 1T | Греческий ( койне ) |
11 | Второе послание к Тимофею | Epistula II ad Timotheum | 2Тим | 2 Tim | 2T | Греческий ( койне ) |
12 | Послание к Титу | Epistula ad Titum | Тит | Tit | T | Греческий ( койне ) |
13 | Послание к Филимону | Epistula ad Philemonem | Флм | Philem | P | Греческий ( койне ) |
14 | Послание к Евреям | Epistula ad Hebraeos | Евр | Heb | H | Греческий ( койне ) |
С. И. Соболевский отмечал:
Послания апостола Павла в лингвистическом отношении безыскуственны; он писал так, как говорил, то есть живым языком того времени <…> разговорным языком более или менее образованных людей <…> недаром блаж. Иероним в своих комментариях не раз указывает на его знакомство со светской литературой (litterae saeculares), но вместе с тем и признаёт его недостаточное знание греческого языка, — конечно, литературного, аттического : <…> «еврей, родом из евреев, большой знаток своего родного языка, он не мог выражать глубоких чувств на чужом языке, да и не заботился особенно о словах, когда относительно смысла не было опасности».
— Греческий язык библейских текстов Κοινή. — М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013. — С. 112.