Воронцово (усадьба)
- 1 year ago
- 0
- 0
Усадьба М. Н. Щелокова — архитектурный ансамбль в историческом центре Нижнего Новгорода . Построена в 1890—1903 годах. Автор проекта неизвестен. Усадебный комплекс, сохранивший в основном исторические архитектурное и планировочное решения, является неотъемлемой частью ансамбля улицы Студёной.
В ансамбль входят главный дом, флигель, служебный корпус и ограда с кованой решёткой. Весь исторический комплекс сегодня — объект культурного наследия Российской Федерации.
Ещё на фиксационном плане Нижнего Новгорода за 1848—1853 года на участке современного комплекса была отмечена городская усадьба, вытянутая по оси северо-восток — юго-запад. В усадьбу входил деревянный дом, выходящий фасадом на красную линию Студёного переулка (впоследствии улицы) и несколько хозяйственных построек. Большую часть усадьбы занимал сад. В начале 1880-х годов усадьба принадлежала семейству Знаменских. В 1887 году перешла в собственность С. Н. Перцеву, который в 1890-е годы возвёл во дворе двухэтажный на каменном фундаменте флигель и деревянные баню, сарай и погреба. В апреле 1899 года комплекс перешёл потомственному почётному гражданину М. Н. Щелокову, который начал активную перестройку усадьбы .
В 1900 году на месте деревянного дома по красной линии улицы возведён полукаменный дом, а фасад жилого деревянного флигеля получает новый репрезентативный вид. Позже к последнему сделан пристрой. По проекту 1903 года служебный корпус удлиняется вдоль границы участка. Все чертежи не были подписаны автором, поэтому имя автора остаётся неизвестным .
По списку домовладений Нижнего Новгорода 1915 года хозяйкой усадьбы была А. А. Таланцева. В 1918 году комплекс был экспроприирован советской властью. Использовался под жильё .
В 1990-х годах бывший служебный корпус был передан приходу Успения Девы Марии римско-католической церкви в городе Нижнем Новгороде и перестроен в храм по проекту архитектора А. Г. Челышева .
В 2017 году появилась информация, что городские власти планировали проведение историко-культурной экспертизы с целью исключения усадьбы, находящейся в аварийном состоянии, из списка объектов культурного наследия. По мнению экспертов, участок, расположенный в историческом центре, был нужен девелоперам под застройку .
Комплекс усадьбы расположен в пределах исторической территории Старый Нижний Новгород . Западная часть выходит на красную линию улицы Студёной, северная — обращена в сторону бывшего недостроенного римско-католического костела .
Главный дом усадьбы является ярким примером богато декорированного жилого здания, выполненного в духе поздней эклектики с использованием в отделке фасада классицистических форм и элементов, отличающихся тонкой проработкой деталей. Деревянное одноэтажное на каменном полуподвале оштукатуренное под трёхскатной крышей здание имеет конфигурацию в плане в виде неравнобокой трапеции с срезанным северо-восточным углом и ризалитом на боковом северном фасаде. Западный парадный фасад имеет восемь осей, со слабо раскрепованными ризалитами на флангах, завершёнными пологими фронтонами и выделенных в уровне первого этажа лопатками. Оконные проёмы пышно декорированы лепниной с изображением гербов и ордерами. Портал главного входа оформлен по принципу тройного проёма с филенчатой двустворчатой дверью и венчающим треугольным сандриком .
Флигель представляет собой Г-образное в плане деревянное оштукатуренное на каменном полуподвале под вальмовой крышей здание. Главный фасад восьмиосевой. На флангах расположены слабораскрепованные ризалиты. Середина выделена трёхосевой двухэтажной лоджией. Простенки первого этажа рустованы квадрово, второго — дощатым рустом. Проёмы второго этажа заключены в наличники с «ушками» по сторонам верхней части наличников и аналогичными уширениями сверху, в которых расположены гирлянды и замковые камни, над ними — треугольные сандрики. Оконные проёмы первого этажа обрамлены профилированными наличниками с замковыми камнями по верху. Северную ось украшает каменная лестница главного входа с расширяющимся маршем .
Кирпичный оштукатуренный одноэтажный служебный корпус был выполнен в духе эклектики с отсылками к формам французского Возрождения. В плане прямоугольный. После реконструкции среднюю часть крыши украсила небольшая деревянная квадратная в плане башенка с часами и крестом. С южной стороны к корпусу пристроены дополнительные объёмы, завершения которых видны с усадебной территории. Изменена конфигурация кровли, оконные и дверные проёмы полностью изменены, цоколь облицован «бессером». В целом, корпус стал сильно контрастировать с общим архитектурным решением усадебного комплекса .
По красной линии Студёной улицы расположена кирпичная ограда с кованой решёткой, примыкающая к углу главного дома. В наши дни утрачено кованое заполнение калитки входа, заменённое на створки металлических ворот, контрастирующих с общим обликом усадьбы .